Потребность в автомобилях устанавливается, исходя из объемов перевозимых грузов, расстояний и сроков перевозки. Планирование основывается на определении количества рейсов автомобиля в сутки. Количество рейсов автомобиля зависит от продолжительности работы автомобиля, времени погрузки и разгрузки фактической грузоподъемности и скорости движения.
Время одного рейса определяется по формуле:
(1)
где:
- время рейса, час;
- время на погрузку, час;
- время на разгрузку, час;
- расстояние перевозки груза, км;
- средняя техническая скорость движения, км/ч.
Солома:
Топливо: ч.
Орг. удобрения:
Песок гравий:
Строительные материалы:
Далее определяется возможное количество рейсов одного автомобиля в течение установленного периода на перевозке отдельного вида груза:
(2)
где:
P – количество рейсов;
Др – количество рабочих для перевозки определенного вида груза,
t – продолжительность рабочего дня, час.
Солома:
Топливо:
Орг. Удобрения:
Песок гравий:
Строительные материалы:
Исходя из количества рейса и фактической грузоподъёмности, определятся объём перевозок одним автомобилем.
, (3)
где:
Q - объём перевозок одним автомобилем, т;
q - средняя фактическая грузоподъемность данного вида груза, т.
Солома: т.
Топливо:
Орг. Удобрения:
Песок гравий:
Строительные материалы:
Потребное количество автомобилей рассчитывается следующим образом:
(4)
Солома:
Топливо:
Орг. Удобрения:
Песок гравий:
Строительные материалы:
Результат расчетов потребности в автомобилям занести в таблицу
Таблица 5Потребность в автомобилях для выполнения отдельных транспортных работ
Виды груза
Объем перевозок, т
Время одного рейса, час
Количество рейсов одного автомобиля
Объем перевозок одним автомобилем, т
Потребность в автомобилях
Солома
1,17
59,8
59,8
Топливо
1,5
32,67
98,01
Органическое
удобрение
0,84
Песок гравий
0,84
408,3
1224,9
Строительные
материалы
1,5
270,7
812,1
Анализ использования машинно-тракторного парка
№ варианта
Марка
трактора
Среднегодовое количество машин
Отработано
машинно- дней
Отработано машинно-смен
Объем тракторных
Работ, эт.га
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
ДТ-75М
При оценке уровня и эффективности организации использования МТП используется следующие показатели:
1. Показатели, характеризующие степень использования годового и дневного запаса времени:
-коэффициент сменности;
-коэффициент использования годового времени.
2. Показатели характеризующие выработку на 1 трактор:
-годовой выработка
-дневная выработка
-сменная выработка.
Коэффициент сменности характеризует использование времени суток.
Он определяется по следующей формуле:
(6)
где:
- коэффициент сменности;
- число отработанных машин- смена за год тракторами определённой марки ;
- число отработанных машино-дней за год тракторами определённой марки.
Базисный период:
Отчетный период:
(7)
где:
- коэффициент использования годового времени;
- общее количество машино-дней пребывания в хозяйстве.
(8)
где:
- среднегодовое количество машин.
Базисный период:
Отчетный период:
Результаты проведенных расчетов сводятся в таблицу
Коэффициенты использования МТП Таблица
Марки тракторов
Коэффициент сменности
Коэффициент использования годового времени
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
ДТ-75М
1,73
1,12
0,46
0,47
Показатели выработки МТП определяются по нижеприведенным формулам
1. Сменная выработка:
(9)
где:
-сменная выработка, эт. га.
Q - объем механизированных работ, эт. га.
Базисный период:
Отчетный период:
2. Дневная выработка:
(10)
где:
- дневная выработка, т.га.
Базисный период:
Отчетный период:
3. Годовая выработка, т.га.
(11)
где:
- годовая выработка, эт. га.
Базисный период:
Отчетный период:
Выполненные расчеты сводятся в таблицу 7.
Показатели выработки тракторов Таблица7
Марки тракторов
Сменная выработка
Дневная выработка
Годовая выработка
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
ДТ-75М
7,39
7,69
10,15
8,65
1486,64
Дневная выработка тракторов зависит от величины сменной выработка и коэффициента сменной работы. Степень влияния этих факторов на величину отклонения от базисного года определяют методом цепных подстановок, используются следующие формулы:
(12)
где:
величина отклонения дневной выработки за счет изменения сменной выработки, э. га;
сменная выработка за отчетный период, э. га;
сменная выработка за базисный период. э. га;
коэффициент сменности.
(13)
где:
величина отклонения дневной выработки за счет изменения коэффициент сменности, э. га.
Результаты расчетов сводятся в таблицу
Влияние сменной выработки и коэффициента сменности на дневную выработку Таблица
Марка трактора
Сменная выработка, э.
Коэффициент сменности
Дневная выработка, э.
Отклонение выработки в отчетном году
Базис
ный
год
Отчет-
ный
год
Базис
ный
год
Отчет-
ный
год
Базис
ный
год
Отчет-
ный
год
Всего
в том числе за счет
Сменная выработка,
э.га
Коэффи-
циент
сменности
ДТ-75М
7,39
7,69
1,73
1,12
10,15
8,65
-4,52
0,34
-4,86
Годовая выработка трактора зависит от величины дневной выработки и количества отработанных машинно-дней. Степень влияния этих факторов на отклонение годовой выработки также опредеояют методом ценных подстановок.
Влияние изменений дневной выработки на величину отклонения годовой выработки тракториста устанавливают следующим расчетом:
(14)
Влияние на отклонение годовой выработки изменения количества отработанных дней на один трактор определяется по ниже приведенной формуле:
(15)
где:
величина отклонения годовой выработки за счет изменения дневной выработки, э. га;
величина отклонения годовой выработки за счет изменения количества отработанных дней за год ,э. га;
дневная выработка в отчетном году, э. га;
дневная выработка в базисном году, э. га;
количества отработанных 1 трактором машинно - дней в отчетном году;
количества отработанных 1 трактором машинно - дней в базисном году;
Рассчитанные показатели свести в таблицу 9.
Влияние факторов на величину годовой выработки Таблица 9
Марка трактора
Дневная выработка, э.га
Количество отработанных 1 трактором машинно-дней в году