Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Республика Узбекистан



Республика Казахстан.

Официально заявленный внешнеполитический курс Казахстана получил название многовекторной политики. Модель можно условно назвать так: «политически – с Россией, экономически – с Западом, Китаем и другими странами». Стратегическими партнерами Казахстана, согласно официальным документам, считаются Россия, США, ЕС, КНР и арабские страны.

Отношения Казахстана с Россией иногда характеризуют как «особые» отношения. Государства являются стратегическими партнёрами и разделяют позиции по большей части международных проблем. Основу двусторонних связей составляет Договор о дружбе, сотрудничестве и военной помощи 1992 г., в котором было сформулировано положение о создании общего военно-стратегического пространства России и Казахстана, что предусматривало совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов. В 1994 г. было достигнуто соглашение об аренде Россией космодрома Байконур. В дальнейшем было подписано около 300 соглашений о сотрудничестве. В последнее время отношения между Казахстаном и Россией получили дополнительный импульс в виде Таможенного Союза, который на настоящий момент считается в институциональном отношении самым продвинутым интеграционным проектом на постсоветском пространстве.

Казахстанское руководство уделяет большое внимание развитию отношений с США и Евросоюзом. Сотрудничество с западными компаниями – приоритет в разработке углеводородных ресурсов Каспия. Партнёрские отношения с западными странами развиваются и в военной сфере. Казахстан является участником программы НАТО «Партнерство во имя мира».

Многовекторность прослеживается и в энергетической политике Казахстана. Руководство страны придерживается прагматичной позиции и стремится диверсификации экспортных маршрутов. Основным транзитёром казахстанской нефти остаётся Россия, но в 2006 году Казахстан присоединился к проекту «Баку–Тбилиси–Джейхан», а также ввёл в эксплуатацию нефтепровод в китайском направлении Атасу-Алашанькоу.

Что касается Китая, для Казахстана это стратегический экономический партнёр. Показательным является одно из недавних соглашений между двумя странами, заключенное в разгар кризиса в 2009 г., по которому Китай выделил Казахстану пакет финансовой помощи в размере 10 млрд. долл., а взамен получил 100 % акций АО «МангистауМунайгаз». Претендентами на покупку этих активов были также российские и индийские компании, но победил Китай, который располагает огромными валютными запасами. Кроме того, можно отметить, что Китай рассматривается казахстанскими политиками как один из главных центров силы на евразийском пространстве, способный уравновешивать Россию.

 

Республика Узбекистан.

Внешняя политика Узбекистана трудно поддается анализу, так как процесс принятия внешнеполитических решений непрозрачен и непубличен. Вопросы дипломатии не обсуждаются ни в СМИ, ни на собраниях политических партий, ни на научных мероприятиях. С конца 90-х г.г. в Узбекистане усиливается роль и вес силовых структур, де факто политический курс определяет Совет безопасности. Основная черта внешнеполитической концепции – маневрирование между РФ и США. Российский исследователь А.Д. Богатуров характеризует внешнеполитический курс Узбекистана как линию «неустойчивого присоединения». Её смысл заключается в утверждении права свободно и часто заключать союзы, менять союзников, избегать устойчивой привязки к любому из них. Условно можно выделить несколько периодов развития внешнеполитической ориентации Узбекистана.

С 1991 по 2000 г.г. происходило укрепление режима И.А. Каримова. В 1992 г. был подписан российско-узбекский договор об основах межгосударственных отношений. В отличие от договора с Казахстаном он не предусматривал ничего похожего на идею «общего пространства безопасности». Скорее, это был договор о нейтралитете и отсутствии у сторон взаимных претензий. Россия давала понять, что участвовать в региональных конфликтах на стороне Узбекистана не намерена, что и проявилось в 1999 г. во время операции против боевиков «Исламского движения Узбекистана». Тогда же, в 1999 г. Узбекистан выходит из ОДКБ и вступает в ГУАМ (переименованный после в ГУУАМ).

С 2000 по 2004 г.г. происходит сближение с США. Узбекистан крайне заинтересован в поддержке Вашингтона против экстремистских организаций. В 2001 г. с началом военной операции НАТО в Афганистане в Узбекистане была создана американская военная база. В 2002 г. в Вашингтоне между двумя странами была подписана Декларация о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в политической, экономической и юридической областях, а также в сфере безопасности.

С 2004 по 2008 г.г. наблюдается вновь сближение с Россией. В марте 2004 г. произошла серия терактов в Ташкенте и Бухаре, режим И.Каримова проявил уязвимость и в экономической сфере, и в сфере безопасности. В этом же 2004 г. был заключен Договор о стратегическом партнерстве с РФ. 2005 год ознаменовался целым рядом событий: Узбекистан вышел из ГУУАМ, произошла андижанская трагедия, в ответ на критику западных стран Ташкент потребовал вывода американского воинского контингента из страны. В 2006 г. Узбекистан присоединился к ЕврАзЭС и ОДКБ. Однако в 2008 г. он приостановил участие в ЕврАзЭС.

С 2009 г. началась тенденция к новому сближению с США. Узбекистан выступил против создания российской военной базы в Кыргызстане (Оше). Прошел первый раунд узбекско-американских политических консультаций в Вашингтоне. В 2010 г. было подписано Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации плана действий по укреплению двустороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и США», в котором отмечался конструктивный подход и позитивный настрой США по отношению к Узбекистану. В 2011 г. Вашингтон восстановил военную помощь Ташкенту, приостановленную после андижанских событий, республику посетила с двухдневным визитом госсекретарь США Х.Клинтон.

 

Республика Киргизия.

В 90-е годы Кыргызстан из-за широких демократических реформ президента А.Акаева называли «центральноазитаской Швейцарией и «островком демократии». Но ухудшение экономического положения в стране, неэффективность управления вызвали серьезные социальные противоречия. На современном этапе внешнеполитический курс Киргизии ориентирован на Россию и Казахстан при сохранении экономических связей с западными странами и Китаем. Россия считается основным гарантом безопасности страны (в 2002 г. в Киргизии появилась первая российская военная база), а также рассматривается как источник крупных инвестиций. Ориентация на Казахстан объясняется географическими и экономическими причинами. В силу географического расположения 80 % транзита из Киргизии проходит через Казахстан. Что касается экономического влияния, объем казахстанских инвестиций в Киргизию составил в 2009 – 213 млн. долл., в 2010 г. – 8,9 млн. долл. (для сравнения Россия в 2009 – 45,6 млн. долл., в 2010 г. – 95,8 млн. долл.) По некоторым данным, казахстанский капитал фактически контролирует финансовый рынок и банковский сектор Киргизии. Нельзя не отметить и договоренность о совместной реализации проектов по эксплуатации водных ресурсов – строительства Камбаратинских ГЭС (34% - вклад правительства Кыргызстана, по 33 % - Казахстан и Россия).

Несмотря на сильное российское и казахстанское влияние власти Кыргызстана пытаются проводить многовекторный внешнеполитический курс. В стране дислоцирована американская военная база. В 2009 году встал вопрос о её закрытии, по данным российских СМИ, решение было принято после того, как Кыргызстан получил от России пакет помощи в размере более 100 млн. долл. Но после некоторого торга с американцами, военную базу США решено было сохранить, её переименовали в Центр Транзита, и если раньше США платили Кыргызстану около 8 млн. долл. в год, то после смены вывески оплата увеличилась до 60 млн. долл. Россия получила разрешение создать еще одну военную базу в Оше.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.