1 Понятие и принципы международного космического права…………..……3
2.Правовой режим космического пространства и небесных тел…………..…13
Список литературы………………………………………………………………26
Понятие и принципы международного космического права
Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса Юзбашян М.Р. [1]
Начало международного космического права было положено обычной нормой, появившейся сразу же после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролета над территорией не только в космосе, но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении космических аппаратов. На этом основании появился термин "моментальное право" [2]
К особенностям космической деятельности следует отнести следующее: она осуществляется с помощью принципиально новых средств - ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.[3]
Исходя из указанной специфики космического пространства и космической деятельности, правовая доктрина предложила различные решения проблем, возникающих в связи с деятельностью человека в этой области. В этой связи космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. [4]
Многие юристы обосновывают специфику международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства. [5]Некоторые авторы в своих рассуждениях заходят столь далеко, что формулируют вывод либо о полной самостоятельности нового вида правоотношений и его изолированности от всей совокупности уже существующих международных правоотношений, [6]либо о необходимости ревизии существующего международного права под влиянием нового вида деятельности. [7]Однако анализ характера и целей космической деятельности показывает, что никакой исключительности с точки зрения общественных отношений в этой новой сфере человеческой деятельности нет.
Между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Такой подход дает возможность отвергать необоснованные утверждения о "правовом вакууме" в сфере космической деятельности. Отечественные юристы с самого начала зарождения науки международного космического права исходили из того, что основные принципы и нормы международного права распространяются и на космическую деятельность. [8]Что касается ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, будучи основанными на общепризнанных основополагающих принципах и нормах, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.[9]
Необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса. Это обусловлено, во-первых, глобальным характером подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, необходимостью обеспечения наиболее благоприятных условий делового сотрудничества государств и, в-третьих, необходимостью регулирования конкретных отношений между государствами, возникающих при проведении ими совместной научно-технической деятельности.
В ряде государств, например в США, Великобритании, Франции, изданы специальные законы относительно космической деятельности. В других странах ей посвящены нормы иных законов. Законами регулируется деятельность, как государственных органов, так и частных лиц. Наиболее развито в этом плане законодательство США. Еще в 1958 г. был принят Закон США об аэронавтике и исследовании космического пространства Большой свод законодательства Соединённых Штатов Америки за ним последовал Закон США о спутниках связи 1962 г., Закон США о коммерческих космических запусках 1982 г.
В России принят Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 30.12.2008) "О космической деятельности" Российская газета. - 06.10.1993; 31.12.2008. (далее - Закон о космической деятельности). Им определены цели, задачи и принципы этой деятельности, а также организационные и экономические основы. Учреждено Федеральное космическое агентство Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 № 314 (ред. от 14.07.2010) "Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве". [10]Ряд положений посвящен космонавтам, международному сотрудничеству, ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью. Статьей 28 вышеназванного Закона определено, что организации и граждане РФ, принимающие участие в осуществлении международных проектов в области космической деятельности, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено этими договорами. В случае коллизии норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, применимых к космической деятельности с участием организаций и граждан РФ, действует законодательство РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Целью международного космического права является обеспечение и поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества государств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.
Днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Сайт Комитета по космическому праву Ассоциации Международного Права // http://www.ila-hq.org/html/layout_committee.htm. (далее - Договор о космосе) - 10 октября 1967 г., когда была окончательно признана применимость принципов международного права к международному космическому праву. На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, равенство и др.
Одним из основных принципов является принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Принцип равноправия нашел отражение в Договоре о космосе, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а в самом договоре устанавливается, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.
Принцип защиты окружающей среды является одним из принципов международного космического права. Применительно к космосу он обладает существенной спецификой. Вся деятельность должна осуществляться так, чтобы избегать вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды в результате доставки внеземного вещества. К сожалению, деятельность государств, связанная с космосом, привела к значительному засорению космического пространства остатками отслуживших аппаратов, исчисляемых многими тысячами.
Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений. Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т.д. В их соблюдении заинтересованы все народы. Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.
Особое значение общие правовые принципы имели для космической деятельности в тот период, когда международное космическое право находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно было компенсироваться применением общих принципов. Но между правовым режимом космического пространства и правовым регулированием деятельности по использованию этого пространства существует неразрывная связь. Еще до того, как Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость разработки специальных правовых принципов космической деятельности, ученые-юристы многих государств предсказывали, что в системе международного права сложится особая группа норм и принципов, призванных регулировать правоотношения в новой сфере деятельности.[11]
В основе международного космического права, так же как и современного общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими и политическими системами. Принципы и нормы современного общего международного права в целом и международного космического права как его отрасли имеют общедемократический характер. Выделяют следующие принципы международного космического права: исследование и использование космоса на благо всего человечества; равное право всех государств на исследование и использование космоса; запрещение национального присвоения космоса; соответствие космической деятельности международному праву; свобода космоса для научных исследований; использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях; международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность; международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами; сотрудничество и взаимная помощь государств при исследовании и использовании космоса; обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.
Итак, решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества. Международное космическое право - отрасль международного права, регулирующая правоотношения, возникающее в процессе деятельности мирового сообщества по освоению космоса, а также правоотношения во всех других средах, непосредственно связанные с деятельность по освоению космоса. Общность принципов международного космического права и международного права позволяет утверждать, что первое является составной частью второго как единого целого. Специфичность принципов и норм международного космического права не дает возможности отождествлять его с другими отраслями международного права. Этим и определяется роль и место международного космического права в общей системе международного права.