Диалог между Рупертом Спайра (Р) и женщиной (Ж), которая искала просветление на протяжении 40 лет
Ж: Я просто разочаровалась. Делать столько всего на протяжении 40 лет и не быть пробужденной. И в основном это нормально. Но иногда, как в последние пару дней, плохо.
Р: Вы не пробуждены?
Ж: Вы знаете о чем я. Тот сдвиг, о котором вы говорили этим утром. А!!! Вот оно как!!! Этого мне было бы достаточно. Не обязательно, чтобы все было эффективно. Я прочитала много книг об этих эффектах, я действительно этого хочу, но я бы довольствовалась и этим.
Я просто объясняю, что со мной происходит. Чувствую, что должна это сказать. Я просто хочу биться головой об стену и говорить: «Просыпайся, просыпайся!!!» Меня тошнит от этого. Это иллюзорное отдельное я. Я истощена. Я старею, я устала.
Эта тема была основной для меня в течении почти 40 лет. И ты как то однажды сказал мне: «Желание освобождения является важным». Но я знаю, что биться головой о стену не очень продуктивно. Так что, возможно, я должна найти себя в чем то другом?
Р: Ты все еще ожидаешь, что что-то случится.
Ж: Да, к сожалению.
Р: в этом проблема. Ты всё еще рассматриваешь просветление, как изумительное событие. Ты согласилась бы на не очень изумительное событие. Но тем не менее, ты всё ещё хочешь, довольно приятное событие.
Ж: Что-нибудь такое.
Р: да, что-нибудь эдакое. Ты всё еще хочешь «Что-то». В этом вся проблема.
Ж: Я знаю.
Р: Просветление – это не событие. Это не изумительное событие, не обыденное событие. Это вообще не событие. Это не то, что происходит.
Ж: Я слышала, что должен произойти сдвиг, смещение.
Р: Даже так говорить, это слишком.
Ж: Да, это событие.
Р: Нет, это даже не событие. Это просто уступка к не совершенности языка – называть это сдвигом или событием.
Допустим, вы смотрите телевизор, на котором показывают фильм. И вы смотрите на пейзаж. И кто-то подходит к вам и говорит: «Посмотри на экран». Что вы сделаете?
Ж: Если что-то на экране, то я не могу его видеть. На нем присутствуют изображения, или я смотрю сквозь него.
Р: Нет. Когда вы смотрите телевизор, который выключен. Вы смотрите на пустой телевизор и видите экран. Вы включаете телевизор и экран не исчезает. Вы всё еще смотрите на экран, но теперь на экране появляется пейзаж. Вы вовлечены в просмотр фильма. Удивительный фильм, вы полностью погружены в него. Вы забываете, что смотрите на экран. Вы думаете, что смотрите на пейзаж. Ваши друзья пришли к вам и спрашивают: «Что ты смотришь?» И ты говоришь, что видишь этот удивительный пейзаж. Твои друзья говорят тебе: «Посмотри на экран».
Разве ты тогда не видела экран? Разве ты туда не смотрела в тот момент?
Ж: В форме пейзажа.
Р: Да, но это тот же самый экран. Это был точно такой же экран перед тем, как ты включила фильм. Теперь он принимает форму пейзажа. Но это всё тот же экран. Экран не исчез.
Ты бы сказала, что это нечто новое – видеть экран? Что это новое событие? Чудесное ли это событие в фильме?
Ж: Нет. Согласно этой метафоре.
Р: Появляется ли вообще экран в фильме?
Ж: Нет.
Р: То, что ты ищешь – это событие в фильме. Ты всё еще тонко представляешь, что просветление чудесное или даже не очень чудесное – событие в фильме. И пока ты ищешь это в фильме, тебе кажется, что ты не видишь экран. Потому что твоё внимание сосредоточено на объектах. Или на том, что ты должна делать.
Когда ты смотришь на пейзаж, что ты должна сделать чтобы увидеть экран?
Ж: Согласно метафоре – ничего.
Р: Да. Экран – это не что-то новое, что приходит. Просветление - это не что-то новое. Это не что-то, что было потеряно и теперь должно быть найдено. В лучшем случае, хотя и это не совсем точно, можно сказать, что это было проигнорировано из-за очарования драмой, которая разворачивается в фильме. Драмой тела-ума и окружающего мира.
Вследствие нашего очарования, нашим исключительным очарованием этими проявлениями. Кажется, мы упустили из виду реальность экрана. В результате чего мы думаем: «О, я должен начать искать это».
И мы отправляемся путешествовать по миру, посещая учителей, ашрамы и всё остальное. Мы проделываем потрясающее путешествие вокруг мира, как если бы персонаж из фильма искал экран. И сейчас ты ищешь, это равноценно тому, как персонаж фильма путешествует в поисках экрана. Другими словами, ты ищешь в теле-уме (в твоем случае не в мире, а в теле-уме) какие-то особенные переживания, такие как: «О, вот оно! Вот этот сдвиг, это событие. Теперь я по другую сторону забора!».
Нет никакого забора. Который ты, в конечном итоге, преодолела, чтобы просветлеть. Просветление – это как мгновение, в котором ты узнаешь экран во время фильма. И в то время, когда ты это узнаешь одновременно вместе с этим осознанием, ты узнаешь: «О, я всегда видела экран! На самом деле, я никогда не прекращала видеть экран. Но только из-за моего очарования драмой в фильме, которая казалась как отсутствие экрана и как результат этого очевидного отсутствия я пустилась на поиски этого во внешний мир».
Ж: То есть я и была этим экраном? Это следующий шаг?
Р: Да, ты никогда, ни на одну секунду, не прекращала быть осознанным присутствием, неограниченной, вечно присутствующей осознанностью. Ты никогда не прекращала быть этим.
Ж: Я всё больше это чувствую, но это иллюзорное отдельно я…. Иногда она как будто бы тает и становится более смутной. И я такая – «Вау, она начинает исчезать!».
Р: Почему ты хочешь, чтобы она исчезла?
Ж: Потому что она бывает такой несчастной.
Р: То есть, то о чем ты говоришь в этой метафоре…. Ты наблюдаешь эту драму, множество персонажей и одна женщина в этом фильме тебе не нравится. И вот, ты говоришь: «Пока эта женщина не уйдет из фильма я не могу увидеть экран. Только когда она покинет фильм, только тогда я замечу экран». Вот, что ты говоришь.
Ж: Как ты сказал раньше: вся энергия, потраченная на неё ?? не приносит пользу??
Р: Но для кого она является проблемой? Для экрана неприятности этой женщины в фильме являются проблемой? Это может быть проблемой для других персонажей.
Ж: Да.
Р: Но она не является проблемой для экрана. На самом деле, у осознанности нет проблем. Она не знает проблем. Почему? Потому что для того, чтобы была проблема, необходимо сопротивление. Должно быть: «Мне не нравится это». Это то, что делает ситуацию проблемой. Но осознанность, это как пустое пространство. Она никогда не говорит текущему опыту: «Ты мне не нравишься».
Исходя из этого, у неё нет проблем. То есть, это не то, чтобы сказать: «О, мое ужасное отдельное я должно быть уничтожено. Я пресытилась ей». Я, которое пресытилось ей, это еще одна форма ложного я. Другими словами, отдельное я увековечивает себя, пытаясь избавиться от себя. Итак, ты поймана в эти узы, от которых ты, понятное дело, устала. От попыток избавиться от себя. Мое отдельное я хочет избавиться от себя так, чтобы моё отдельное я могло испытать просветление. И ты ходишь по кругу. И понятно, что ты разочарована и пребываешь в унынии. Потому что ты вовлечена в бесконечное усилие, которое увековечивает отдельное я, попытками избавиться от этого я. Просто смотри на ситуацию ясно. Ты не можешь избавиться от иллюзии.
Ж: Я всё это понимаю, но ….
Р: Нет, действительное виденье этого положит конец этим усилиям. Что ты должна делать, чтобы избавиться от пейзажа, который ты наблюдаешь? Ты не сможешь ничего сделать, потому что пейзажа на самом деле там нет. Что ты можешь сделать с иллюзией? Что тебе нужно сделать с иллюзией? Просто видь, что это иллюзия. Не трать свою жизнь на попытки избавиться от иллюзии. Это бесполезная трата времени.
Ж: То, что я подразумеваю под избавлением от этого видится как иллюзорная автономия. Но я также вижу…
Р: Хорошо, теперь увидь, что то чем ты являешься – это не отдельное ограниченное я. Разве для тебя сейчас не ясно, что ты одна осознаешь свой опыт? Ок. Если ты обратишь своё внимание на этого осознающего, то куда ты пойдешь?
Ж: Никуда
Р: Если ты… Можешь ли ты вообще повернуться туда? В каком направлении? То есть, как оно может быть отдельным или ограниченным, если ты не можешь его найти, как какой-нибудь объект? Ты ответила на оба вопроса из своего опыта, безусловно правильно. И так, если ты не можешь найти осознанность, которая, как ты знаешь, является тобой. Если ты не знаешь где искать, откуда ты знаешь, что у неё есть ограничения или она отдельна? Только объект может быть ограничен или отделен. Ты не знаешь этого. Прямо там, прямо там – в этом понимании.
И я вижу, что ты отвечаешь на вопросы из понимания, а не потому что ты что-то вычитала из книг. Прямо там знание, что то чем ты являешься - не имеет ограничений. Просто живи пониманием, займи позицию там. Эта осознанность всегда пробуждена.
Просветление не для осознанности. Осознанность уже является светом, который освещает все опыты, который делает опыты познаваемыми. Она не может просветлеть. Что будет просветленным? Она уже свет, который делает опыты познаваемыми.
Ж: Одно из определений пробуждения, которое я слышала – это осознанность распознает саму себя.
Р: Ты сейчас осознаешь? Да? Хорошо. Откуда ты знаешь, что ты осознаешь? Как получилось, что ты ответила «да»?
Ж: Это очевидно.
Р: Это очевидно. И для кого это очевидно, что ты осознаешь?
Ж: Для меня.
Р: Прямо в этом есть опыт осознанности, осознающей саму себя. Вот и всё. Это никогда не будет лучше, чем это. Ты, и совершенно правильно, определила просветление как осознанность, осознающую саму себя. И потом я задал тебе вопрос: «Ты осознаешь?» И из твоего личного опыта ты ответила «да». Другими словами, я – осознанность, осознаю само осознание. Ничто другое не может осознавать, что я осознаю. Другими словами, просветление – это причудливое название для самого простого, самого обычного, самого известного опыта, который только существует. И все 7 млдр людей знают его.
Как бы то ни было, потому что его нельзя найти с помощью ума, в большинстве случаев этот опыт считается упущенным. И как результат этого покой и счастье, которые лежат в корне этого, также рассматриваются как упущенные. Отсюда, воображаемое я пускается в путешествие в поисках пропавшего покоя и счастья. И как мы знаем, оно там не живет. Покой и счастье обитают в простом знании нашего бытия. Это знание самого себя.
Это осознанность, осознающая свою осознанность. И это твой самый сокровенный опыт в любое время. Это не новое переживание, это не что-то что было потеряно и должно быть найдено. В худшем случае мы можем сказать, что это было проигнорировано по-видимому. Экран был незамечен из-за исключительной увлеченности телом, умом и миром. Всё, что необходимо – это просто расслабить фокус твоего внимания от тела, ума и мира. Не пытаться избавиться от них.
Просто прекрати быть на чем-то сфокусированной. Отведи внимание. Это как видеокамеру слегка расфокусировать. И твоё внимание течет обратно в источник, которым ты являешься. Просто займи позицию пространства осознанности, позволяя телу, уму и миру делать всё, что они обусловлены делать. Просто позволь им плыть по течению.
Ж: Можно я спрошу, что значит занять позицию …
Р: Оставаться как осознанность. Сейчас я поясню. Предложение оставаться как осознанность казалось бы дана тому, кто сейчас не находится как осознанность и кто мог бы сделать это в будущем. Сказать так – это уступка для веры, что мы отдельные я. В действительности она не имеет смысла. Но иногда она используется в контексте разговора. Более точно можно было сказать: «Будь сознательно присутствием осознанности».
Причина, по которой я говорю «сознательно» просто чтобы сказать – «Будь присутствием осознанности». Ты уже являешься этим. Ты никогда не была чем-то другим, кроме вечной, бесконечной осознанности. Как следствие, будь сознательно этим. Знай, что ты уже являешься этой осознанностью. Вот что я подразумеваю, когда говорю «Займи позицию осознанности».
Ж: Да, я кажется понимаю, что ты имеешь ввиду…
Р: На самом деле, ты не можешь быть ничем кроме этого. Другими словами просто заметь, что ты это. Вместо того, чтобы путать себя со скоплением мыслей и чувств, просто заметь: «О, нет. Я тот, кто осознает их. Я не собрание мыслей и чувств. Все они проплывают мимо. Но я не проплываю мимо. Я просто всегда здесь».
Я бы порекомендовал вообще забыть о просветлении.
Ж: Не думаю, что это когда-нибудь произойдет.
Р: Под забытым просветлением я имею ввиду…. Из-за тенденции, по которой ты считаешь это событие…
Ж: Да, я знаю о чем ты. Мне надо прекратить читать все эти опасные книги.
Р: Тебе больше не нужно читать книги. Исследуй это иначе – просто посмотри на то, что всегда присутствует в твоем опыте и оставайся с этим. Просто посмотри – во всех опытах это всегда присутствует. Это поиск экрана в фильме. Тебе не надо искать его. Это смотреть на свое лицо. Что всегда присутствует в опыте – просто знание этого опыта.
Это знание проходит через все опыты. Просто будь с этим. Просто позволь этому перейти с заднего фона на передний план.
Ж: Да, я испытываю это всё больше и больше. Я понимаю о чем ты.