Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исполнение бюджетов и актов о бюджете.



Производство по исполнению бюджета и акта о бюджете и одноименная стадия бюджетного процесса связаны с реа­лизацией утвержденного финансового плана в фактических финансовых отношениях.

В рамках данного производства создаются условия для непосредственного формирования, распределения и ис­пользования бюджетных средств.

Исполнение бюджетов представляет собой деятельность, направленную на формирование доходов и источников фи­нансирования бюджетов, а также на осуществление расхо­дов бюджетов.

БК детально регулирует порядок исполнения бюджетов, причем в отношении всех уровней бюджетной системы. В то же время принято значительное число подзаконных нормативных актов, конкретизирующих его предписания.

Исполнение бюджетов строится на определенных прин­ципах. Основными из них являются:

1) принцип казначейского исполнения бюджетов. В со­ответствии с этим принципом счета бюджетов могут от­крываться в банках исключительно специально созданным органам. Иные лица (распорядители и получатели бюджет­ных средств) не могут напрямую открывать счета в банках и имеют лишь лицевые счета в указанных органах. Соответ­ственно, они лишены прямого доступа к бюджетным сред­ствам. Такая система позволяет предотвращать нецелевое использование бюджетных средств;

2) принцип кассового исполнения бюджетов всех уров­ней бюджетной системы РФ через Казначейство России (ст. 215.1 БК)[3]. Согласно данному принципу по общему правилу счета бюджетов всех уровней могут открываться лишь Казначейству России. Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований (в том числе финансовые) не имеют прямого доступа к средствам соответствующих бюджетов. Для осуществления финансовых операций они должны обращаться в Казначейство России. Более подроб­но порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов определяется в актах Казначейства России (см. приказы Казначейства России от 25.08.2005 № 12н «Об утвержде­нии Общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерально­го казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных обра­зований по исполнению соответствующих бюджетов»);

3) принцип единства кассы (ст. 38.2 БК). Данный прин­цип предполагает зачисление всех доходов и осуществле­ние расходов бюджетов с использованием единого счета соответствующего бюджета[4]. Благодаря этому принципу бюджетные средства не распыляются между многочислен­ными бюджетными счетами, а хранятся на едином счете;

4) принцип подведомственности расходов бюджетов (ст. 38.1 БК). В соответствии с этим принципом получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнова­ния и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ве­дении которого они находятся.

Исполнение любого бюджета складывается из несколь­ких блоков отношений: исполнения бюджета по доходам, исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюд­жета и исполнения бюджета по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам регулируется БК лишь в общих чертах. В исполнении бюджетов по доходам значи­тельную роль играют главные администраторы и админи­страторы доходов бюджетов (ст. 160.1, 160.2 БК). Общие положения об исполнении бюджетов по доходам содержат­ся в ст. 40 БК. Более подробное регулирование осуществ­ляется в ст. 218 БК. На практике исполнение бюджетов по доходам образует комплекс материальных (основных и рас­четных) и процессуальных отношений. В соответствии со ст. 218 БК соответствующие отношения включают в себя:

1) зачисление на единый счет бюджета доходов от рас­пределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджет­ную систему РФ, со счетов органов Казначейства России и иных поступлений в бюджет;

2) возврат излишне уплаченных или излишне взыскан­ных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

3) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) уточнение администратором доходов бюджета плате­жей в бюджеты бюджетной системы РФ;

5) перечисление Казначейством России средств, необходи­мых для осуществления возврата (зачета) излишне уплачен­ных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов с единых счетов соответ­ствующих бюджетов на соответствующие счета Казначейства России, предназначенные для учета поступлений и их распре­деления между бюджетами бюджетной системы РФ.

Более подробно процедура исполнения бюджетов по дохо­дам определена в актах Минфина России (см. приказ Мин­фина России от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»).

Исполнение бюджетов по источникам финансирования дефицита бюджета определено в ст. 219.2 БК. Важную роль здесь играют соответствующие главные администра­торы и администраторы (ст. 160.2 БК). Исполнение бюдже­тов по источникам финансирования имеет двойственную природу. Оно включает в себя либо отношения, связанные с поступлением средств в бюджеты, либо с их расходова­нием на погашение долговых обязательств. В связи с этим для регулирования этих отношений применяются нормы, определяющие порядок исполнения бюджетов по доходам и по расходам соответственно.

Исполнение бюджетов по расходам является наиболее урегулированной процедурой в БК. Причем БК содержит развернутое регулирование этой деятельности в отношении всех уровней бюджетной системы. В то же время действует значительное число подзаконных нормативных актов, дета­лизирующих нормы БК.

БК включает в процедуру исполнения бюджета по расхо­дам лишь четыре группы отношений (п. 2 ст. 219 БК). Од­нако если анализировать этот процесс в целом, то он имеет более сложный характер. Всю процедуру исполнения бюд­жета по расходам на примере федерального бюджета можно представить в виде следующих этапов:

1) составление Минфином России сводной бюджетной росписи (см. приказ Минфина России от 17.12.2008 № 143н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финанси­рования дефицита федерального бюджета»). Показатели утвержденной сводной бюджетной росписи должны соот­ветствовать федеральному закону о федеральном бюджете. Одновременно утверждаются лимиты бюджетных обяза­тельств для главных распорядителей бюджетных средств;

2) доведение Минфином России до главных распоряди­телей бюджетных средств показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств. Одновремен­но Минфин России передает эти же данные Казначейству России для учета соответствующих показателей на лицевых счетах главных распорядителей (см. приказ Казначейства России от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его терри­ториальными органами»);

3) направление Казначейством России главным распо­рядителям бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств в форме казначейских уведомлений (см. приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н «О Порядке доведе­ния бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обяза­тельств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита феде­рального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, ли­митов бюджетных обязательств при реорганизаии участников бюджетного процесса федерального уровня»). Предваритель­но Казначейство России учитывает эти лимиты бюджетных обязательств на лицевых счетах главных распорядителей;

4) составление и утверждение главным распорядителем бюджетной росписи в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи. На данном этапе главный распорядитель распределяет выделенные ему ассигнования по нижестоящим распорядителям и получателям бюджетных средств. Одновре­менно утверждаются лимиты бюджетных обязательств распо­рядителей (получателей) средств федерального бюджета[5];

5) доведение главными распорядителями Показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до соответствующих подведомственных распорядителей (получателей) средств. Доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляется через органы Казначейства России;

6) направление Казначейством России распорядителям (получателям) бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств в форме расходных расписаний. Предвари­тельно Казначейство России учитывает эти лимиты бюд­жетных обязательств на лицевых счетах распорядителей (получателей) бюджетных средств;

7) принятие получателем средств бюджетных обяза­тельств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств осущест­вляется путем заключения государственных (муниципаль­ных) контрактов, иных договоров с физическими и юриди­ческими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, со­глашением;

8) подтверждение денежных обязательств[6]. Подтвержде­ние обязанности оплатить за счет средств бюджета денеж­ные обязательства производится получателем бюджетных средств в соответствии с платежными и иными документа­ми, необходимыми для санкционирования их оплаты;

9) санкционирование Казначейством России оплаты де­нежных обязательств. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разре­шительной надписи (акцепта) после проверки наличия до­кументов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансо­вым органом. Здесь Казначейство России проверяет соот­ветствие принятых и подтвержденных получателем бюд­жетных средств денежных обязательств выделенным этому получателю лимитам бюджетных обязательств. Лишь после этого осуществляется списание средств со счетов Казначей­ства России;

10) подтверждение Казначейством России исполнения денежных обязательств. Подтверждение исполнения денеж­ных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета.

Порядок исполнения бюджетов субъектов РФ и мест­ных бюджетов регулируется нормативными актами субъек­тов РФ и муниципальных образований. Однако указанные акты должны соответствовать процедуре, описанной в БК.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.