Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности бюджетных правоотношений и их субъектного состава.



Конституционное оформление России как федеративного государства и признание самостоятельности местного самоуправления определяют наличие взаимоотношений между звеньями бюджетной системы РФ, базирующихся на правовых нормах. В результате своего развития бюджетные отношения объективно требуют государственного регулирования и становятся правоотношениями. Бюджетные отношения обусловлены фактом существования государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В федеративном государстве особую важность приобретают одинаковое понимание и реализация сущности бюджетных отношений как на общефедеральном уровне, так и субъектами РФ и муниципальными образованиями, что возможно только в условиях правового оформления отношений бюджетной сферы. Правовое оформление бюджетных отношений означает их публичное рассмотрение через систему представительных органов всех уровней, что позволяет осуществлять гарантии построения бюджетной системы не на декларативных, а на реальных федеративных началах. Именно правовая регламентация привносит в бюджетные отношения устойчивость и гарантированность от простого случая и произвола. В результате правового регулирования бюджетные отношения развиваются как результат предметной деятельности государства.

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями, которые отличаются от финансовых правоотношений более узкой сферой применения.

Таким образом, бюджетные правоотношения — это вид общественных отношении, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности.

Бюджетный кодекс РФ не дает определения бюджетных правоотношений. Статья 1рассматривает бюджетные правоотношения в аспекте объектов регулирования БК РФ и построена по принципу перечисления. Так, к бюджетным правоотношениям относятся:

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ. Значительное количество бюджетных правоотношений возникает на основе ежегодно принимаемых законов (решений) о бюджетах разных уровней, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права. Объекты бюджетных правоотношений также разнообразны и включаются в сферу правового регулирования в строгом соответствии с бюджетно-правовыми стадиями.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта — закона о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т. е. также действуют в течение одного года. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами.

Сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств и т. д.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории.

Классификация бюджетных правоотношений возможна по различным основаниям. Исходным основанием, определяющим критерием классификации бюджетных правоотношений является трехзвенная структура бюджетной системы РФ, которая обусловливает деление бюджетных правоотношений на бюджетные правоотношения относительно федерального бюджета, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований. Каждый из перечисленных видов обладает самостоятельностью и имеет свою специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той территории, внутри которой он складывается.

Федеративное устройство России является критерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по правовому статусу территориями: между субъектами РФ относительно друг друга или между муниципальными образованиями. В условиях федеративного государства вертикальные бюджетные связи являются преобладающими. Подобная классификация, проведенная по соотношению правового статуса участников бюджетных правоотношений, позволяет как бы в срезе увидеть все виды бюджетных взаимоотношений.

В свою очередь, вертикальные бюджетные правоотношения по конституционному статусу участников подразделяются на отдельные виды. Здесь отграничиваются отношения в бюджетной сфере между государственными территориальными образованиями, а также между государственными и муниципальными территориальными образованиями. Выделенные группы бюджетных отношений называются межбюджетными правоотношениями. Межбюджетные правоотношения отличаются от всей совокупности бюджетных правоотношений более узким кругом участников — в них вступают только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Количественный состав участников бюджетных правоотношений позволяет выделить двусторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.

По объекту правового регулирования выделяются имущественные и неимущественные, а также отделимые и неотделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы.

1. Государство, национально-государственные и администра­тивно-территориальные образования.

2. Представительные и исполнительные органы государст­венной и местной власти.

3. Государственные и муниципальные организации.

К первой группе относятся: Российская Федерация, республики всоставе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города, районы, села и по­селки. Государство, национально-государственные и админи­стративно-территориальные образования участвуют в бюджет­ных правоотношениях через свои представительные и испол­нительные органы власти. Однако в этом случае они высту­пают от имени и в интересах в целом соответственно Россий­ской Федерации, республики, края, области, и т. д., являю­щихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанно­стей.

_Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений от­носятся: представительные органы власти разных уровней; Пра­вительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации: администрация соответствующих государственных и административно-территориальных образований; система фи­нансовых органов; финансовые управления и отделы; Феде­ральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать:

• между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня;

• внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня;

• между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.

Третья группа субъектов бюджетных отношений включает: государственные и муниципальные предприятия; государствен­ные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответ­ствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюд­жетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из него.

Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений ха­рактеризуют слелущие признаки:

• участие в распределении доходов и расходов между бюд­жетами;

• участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;

• связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъ­екта бюджетных правоотношений обязательно, но могут присут­ствовать два или все три признака.

Из этого следует, что не являются субъектами бюджетных правоотношений негосударственные организации, а также граж­дане, поскольку они не имеют необходимых признаков, а их от­ношения с бюджетом опосредуются либо налоговым правом, либо другими отраслями права.

Есть еще одна особенность бюджетных правоотношений — они не могут длиться больше года, поскольку бюджет принима­ется на один год. Однако данное обстоятельство не исключает того, что бюджетные правоотношения носят, как правило, не­прерывный характер, поскольку возобновляются еще в текущем бюджетном году.

Субъект бюджетного права — это лицо, обладающее правосубъ­ектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюд­жетных правоотношений. А субъект бюджетного правоотноше­ния — это реальный участник конкретных правоотношений.

Таким образом, субъект бюджетного права — понятие более широкое, чем субъект (участник) бюджетного правоотношения. В данный момент носители бюджетных прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться не­реализованной. Вместе с тем ее объем гораздо меньше объема по другим отраслям права в силу особенностей бюджетных правоотношений.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.