Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция социального государства до кризиса 2008 г.



В 1990г. эра ПАСОК была прервана коротким периодом нахождения у власти консервативной Новой Демократии. Правительство во главе с К. Мицотакисом имело совершенно иной, нежели социалисты, подход к расширению роли государства в экономике и социальной сфере, и начало политику по снижению государственного участия во всех сферах жизни общества.

Из-за принятия курса на экономию бюджетных средств, акцент в социальной политике переносится именно на изменение схемы финансирования. Видя опасность стремительного роста госдолга, правительство Мицотакиса делает попытку снять часть обязательств с государства, переложив их на фонды социального страхования и частные учреждения. Кроме того, смягчаются многие ограничения, установленные ПАСОК в 1980-е годы.

Так, 1992 г. принимается закон (2071/1992), который позволял персоналу государственных больниц заниматься дополнительно частной практикой, а сами больницы получили право приглашать независимых консультантов. Фонды социального страхования отныне имели возможность заключать контракт с любым государственным или частным учреждением. Реформа отменяла ограничения на создание новых частных клиник, а пациентам предоставляла возможность свободного выбора, в какое учреждение обратиться за помощью. При этом оплата за медицинские услуги (в том числе и за лекарства) предоставлялась не государством, а страховой компанией (часть услуг, тем не менее, становилась платной). Но, несмотря на серьезные попытки изменить ситуацию к лучшему, основные проблемы здравоохранения оставались прежними: бюрократизм, который приводил к неэффективному расходованию средств и низкому качеству услуг, и – чрезмерный разрыв в качестве медобслуживания в разных регионах.

Тогда же была предпринята попытка упорядочить пенсионную систему (закон №2084/1992): устанавливался единый для всех пенсионный возраст – 65 лет, а максимальный размер пособия составил 60% от зарплаты для основной и 20% для дополнительной пенсии. Кроме того, вводилось тройное финансирование: со стороны государства, за счет пенсионных отчислений работодателя и за счет взносов работника. Новая система стала более экономной лучше организованной (хотя полномочия и распределялись все еще между слишком большим количеством ведомств); во всяком случае, независимые эксперты отмечали ее надежность.

Тем не менее, реформа породила многочисленные дискуссии в обществе: население было недовольно изменениями, и во многом из-за них Новая Демократия не получила большинство на выборах 1993 г. и уступила первенство социалистам. Продолжая свою прежнюю политику по увеличению государственного регулирования, ПАСОК отменяет многие положения законов, принятых при Мицотакисе. Но новое правительство признает целесообразность некоторых мер по экономии средств и сохраняет важнейшее – систему софинансирования расходов на лечение, а также свободу выбора медицинского учреждения для пациентов.

Дискуссии по поводу необходимости дальнейшего реформирования пенсионной системы, системы социальной защиты и здравоохранения не прекращаются в течение 1990-х – начала 2000-х годов. Были намечены планы по ее совершенствованию (планы Кремастиноса, Пепониса и Пападелиса), но никаких принципиальных изменений не произошло, возможно, потому что отсутствовала должная политическая воля для этого[19].

Аналогичная ситуация сложилась и в сфере пенсионного обеспечения. Вновь пришедшая к власти ПАСОК и теперь уже оппозиционная Новая Демократия в ответ на требования общественности начинают представлять все все новые предложения по совершенствованию пенсионной системы. Система, основанная на «солидарности поколений» показывала все меньшую эффективность, и в отдаленной перспективе грозила и вовсе оказаться нежизнеспособной. Так, если в 1974 г. соотношение налогоплательщиков и пенсионеров было 3,58:1, то к середине 90-х годов оно сократилось до 2:1, причем тенденция к уменьшению сохранялась. Были проведены исследования, которые однозначно доказывали необходимость создания системы личных пенсионных счетов, либо хотя бы смешанной системы[20].

В 1997 г. по этой проблеме были проведены переговоры («Национальный социальный диалог») между правительством, профсоюзами и бизнесом, однако, по греческой традиции, с первого раза прийти к консенсусу стороны не смогли. В итоге в июне 2002 парламент (в котором большинство все еще сохраняют социалисты) принимает новый закон, касающийся пенсий.

Пенсионная система становится смешанной и основывается на традиционном принципе начисления пенсий, так и на принципе ведения личных пенсионных счетов. Эти преобразования были высоко оценены ОЭСР и Еврокомиссией как выжный шаг на пути модернизации и поддержанию финансовой стабильности. Более того, первое время новая система (впрочем, принципиально новой она не стала, скорее, это была старая, несколько модернизированная система) показывала свою эффективность.

Однако в дальнейшем она не смогла гарантировать сохранность накоплений граждан в условиях экономической нестабильности, как это планировали архитекторы реформы. Пенсии в Греции едва ли не превосходили среднеевропейские (и стабильно повышались), а производительность труда была значительно ниже, соответственно, ниже были и пенсионные взносы. По этой причине дефицит пенсионной системы к 1995 г. достиг 13% объема всей экономики страны.

Закон предоставлял грекам право досрочного выхода на пенсию без значительной потери в доходах, и таким образом лишал население мотивации к работе. Серьезную проблему представляла и ухудшающаяся демографическая ситуация: молодежи становилось все меньше. Но желания решать все эти проблемы у власти не было, потому что в условиях конкуренции между двумя крупнейшими партиями та из них, которая попыталась бы хоть сколько-нибудь снизить выплаты и повысить эффективность труда, неминуемо проиграла бы выборы. К тому же идеология ПАСОК, которая и осуществила основную часть реформ, как раз предполагала повышение социальных обязательств государства, не давая убедительного ответа на вопрос, как государство должно обеспечивать свои обязательства в долгосрочной перспективе.

 

Интересно отметить, что если средняя доля расходов на выплату пенсий составляла чуть более 40% от всех социальных выплат, то в Греции эта доля доходила до 66%. Такое распределение можно объяснить, во-первых, политическими причинами – расстановкой приоритетов, попытками обеспечить себе голоса определенной части электората, а во-вторых, - объективным фактором – слишком быстрым старением населения, даже по сравнению с другими странами ЕС.

В систему социального обеспечения в Греции входили 175 страховых компаний, которые подчинялись шести министерствам. Так, 96 компаний относились к ведению Министерства Занятости и Социальной Защиты. Министерство Здравоохранения и Социальной Солидарности отвечало за деятельность всех медицинских центров, больниц, социальных центров для детей и для пожилых людей, а также за равное распределение медицинских учреждений по всей стране.

Основная часть всех этих финансовых средств распределяется через Министерство Занятости и Социальной Защиты (до 80%) и направляется на выплату пенсий (как мы упоянули выше, пенсии составляют 2/3 всех социальных расходов). На пособия по болезни расходуется 23% всех средств. В связи с этим специалисты говорят о том, что такая неравномерность распределения средств лишает другие социальные программы возможности развития. С другой стороны, отмечается, что рост числа социальных учреждений не сопровождался достаточным ростом финансирования, и, таким образом, качество социальных услуг даже несколько снизилось.

С наступлением нового тысячелетия определение основных направлений социальной политики в Греции, равно как и их реализация, начинается уже на другом уровне – в рамках Евросоюза. Ещё в 2001 г. на саммите в Ницце решение социальных вопросов было признано важнейшим направлением общей политики ЕС, и в 2004 г. правительство Греции подписало с Еврокомиссией Национальную Программу Реформ в Греции, которая, помимо прочего, определила ключевые задачи в области образования, инноваций, повышения занятости, а также обучения и переобучения. С этого времени социальные программы в Греции начинают проводиться не только по собственной инициативе и за счет собственных средств, но и по решению Евросоюза и за счет его фондов. Несмотря на тот вклад, который внесла такая политика ЕС в развитие Греции, во многом именно она создала иллюзию благосостояния, которая была тем более опасна, что не стимулировала греков к работе, а за счет имеющихся собственных ресурсов была для страны недостижима.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.