Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальное государство в период кризиса.



В кризисный 2008 год страна вступила с неплохим потенциалом, если не считать, конечно, традиционно большого государственного долга. Так, темпы экономического роста (равно как и многие другие экономические показатели) даже превосходили среднеевропейские (о чем мы уже говорили), и даже в начале 2009 г. еврокомиссар Хоакин Альмуния назвал Грецию едва ли не сильнейшей в Евросоюзе[21].

Но это были лишь очень кратковременные успехи – Греческая экономика с её неэффективным государственным сектором и высокой коррумпированностью не могла долго сопротивляться последствиям общемирового спада. А таковые стали явными уже в середине 2009 года, когда ВВП начал снижаться, а безработица превысила 10 %. Бюджетный дефицит (если принимать в расчет соотношение экономик) превысил среднеевропейский в 4 раза[22].

Правительство ПАСОК, пришедшее к власти благодаря досрочным парламентским выборам 2009 г. пытается разработать эффективный план действий на фоне прогрессирующей экономической рецессии и резкого роста госдолга., ибо до этих выборов политическая активность партии сводилась к критике действий предыдущего правительства, а позитивного плана действий разработано не было (что, однако, компенсировалось резкостью критики). Одновременно с разработкой плана ведутся переговоры с представителями Евросоюза и МВФ по поводу оказания Греции необходимой в условиях кризиса финансовой помощи. Главное требование Европы заключалось в проведении масштабных реформ и повышении эффективности управления при более низких затратах, причем едва ли не важнейшей сферой, которая должна была подвергнуться преобразованиям, стала именно сфера социальная.

В мае 2010 г. консенсус между Грецией и кредиторами был достигнут, и начала действовать первая программа помощи в размере 110 млрд. евро. Пытаясь выполнить свои обязательства, после долгих обсуждений парламент принял ряд законов, которые устанавливали меры бюджетной экономии. 8 августа 2010 г. был принят закон о реформе пенсионной системы. Было подсчитано, что результатом всех преобразований должно стать то, что расходы на выплату пенсий по отношению к ВВП должны сократиться на 8,5% к 2050г.

Собственно, реформа увеличила возраст выхода на пенсию: с декабря 2013 г. он должен был составить 65 лет и для мужчин, и для женщин, причем с 2020 г. предполагается периодический (раз в три года) пересмотр этого возраста, в зависимости от средней продолжительности жизни. Разработчики закона попытались решить одну из наиболее актуальных проблем греческой пенсионной системы: новый закон также ужесточил требования к тем, кто собирался досрочно выйти на пенсию: минимальный возраст для получения пенсии (даже досрочно) составил 60 лет, причем перед этим гражданин должен уплачивать пенсионные взносы в течение 40 лет (раньше – 37 лет).

Размер пенсий по реформе замораживался на 2011-2013 гг., а впоследствии должен быть привязан к индексу потребительских цен; были отменены сезонные доплаты (к Рождеству и к Пасхе), вместо этого всем, у кого пенсия была ниже 2500 евро в месяц, предоставлялась бонусная выплата – 800 евро в год. Кроме того, уже с августа 2010 г. пенсии выше 1400 евро облагались налогом (от 5 до 10%)

Итогом преобразований, которые были одобрены Евросоюзом, МВФ и ОЭСР, стало сокращение на 8% доходов тех, чья пенсия была выше 1400 евро, то есть около десятой части всех греческих пенсионеров[23].

Вслед за пенсионной системой сокращения затронули и систему здравоохранения. «Реформирование здравоохранения – ключевой момент в повышении эффективности госрасходов, - говорилось в отчете ЕС, но реформирование должно снизить стоимость медицинского обеспечения, не повлияв на качество обслуживания».

Единая организация медицинского обслуживания (ΕΟΠΥΥ), на которую возлагал большие надежды министр здравоохранения Андреас Ловердос, с 1 октября готовится объединить четыре крупнейших страховых фонда страны – IКА, ОАЕЕ, ОПАД и ОГА.

Все граждане, застрахованные в этих Фондах (то есть 9,5 миллионов человек или 92% застрахованных граждан Греции), с октября 2011 г. получили единую рецептурную книжку по образцу IКА. Кроме того, по расчетам Министерства здравоохранения, все застрахованные граждане смогут посещать врачей ИКА и Центры здоровья, получив тем самым равный доступ к медицинскому обслуживанию.

Одновременно планируется введение электронной системы выдачи рецептов во всех медицинских учреждениях ΕΟΠΥΥ, в том числе и в IKA. В список лекарств, которые продаются по рецептам, попали греческие лекарства – заменители зарубежных аналогов, а цены на них (равно как и на остальные медикаменты) должны были поддерживаться на самом низком в ЕС уровне (т.е. соответствовать среднему значению для трех стран с наиболее низкими ценами).

В сентябре 2011 г. министр здравоохранения Греции заявил, что к 1 января 2012 года Единая организация медицинского обслуживания будет работать с собственным бюджетом, полностью взяв на себя ответственность за доходы и расходы новой медицинской структуры. Для наблюдения над исполнением этой реформы был создан специальный комитет[24].

Как уже было отмечено, с 1997 г. большая часть активов пенсионных фондов была размещена в греческих гособлигациях. Поэтому в марте 2012 г. после реструктуризации долговых обязательств Греции пенсионные фонды понесли значительный ущерб. Так, если в начале марта стоимость греческих гособлигаций, которые принадлежали пенсионным фондам[25], составляла 19 млрд. евро (часть средств размещалась в гособлигациях США – 1,4 млрд. евро), то уже через три месяца эта стоимость была равна 8,7 млрд. евро (и 2,4 млрд. – ценные бумаги США)[26]. В рамках программы дальнейшего сокращения расходов в сентябре 2012 г. греческие власти договорились с тройкой кредиторов о повышении пенсионного возраста до 67 лет и дальнейшем сокращении выплат (на 5-10 %). Но на этот раз инициатива натолкнулась на жесткое сопротивление Аудиторского суда, который признал ее неконституционной[27].

Одновременно с попыткой провести очередную пенсионную реформу были снижены выплаты по безработице – до 359 евро в месяц. Параллельно с этим снизился минимальный размер оплаты труда – до 586 евро[28].

Несколько месяцев спустя, в марте 2013 г. было объявлено о разработке проекта по объединению университетов. Однако этот проект, как особо подчеркнул министр образования, ни в коем случае не предполагает отмену систему государственного бесплатного образования, а скорее, наоборот, должен укрепить её[29].

Мы видим, что греческий кризис, ставший тяжелым испытанием для страны, привел к некоей трансформации социального государства. Власть отказалось от ряда регулирующих функций и от некоторых материальных обязательств, но именно от тех обязательств, которые были излишними (такие как 13-я и 14-я пенсии). При этом базовые ценности остались неприкосновенными: пенсионное обеспечение поддерживается на более высоком уровне, чем во многих странах восточной Европы, сохраняется бесплатное образование и здравоохранение. Однако реформы пока практически не затронули трудовое законодательство, оставив крайне негибкий из-за многочисленных ограничений рынок труда в стране.

Кризис выявил и серьезные дисбалансы созданного ПАСОК социального государства. Поставив своей целью обеспечить равные возможности для граждан, архитекторы реформ создали социальную систему, которая предоставляла бесплатное образование, здравоохранение и право не платить некоторые налоги и бедным, и обеспеченным слоям населения, не создав надежного механизма, за счет которого бы эта система работала. Важнейшим результатом экспансии такой социальной модели стало то, что она уже в течение нескольких десятков лет делает экономику страны менее конкурентоспособными. Как утверждают аналитики, то же самое можно сказать и про социально-экономические системы других стран ЕС[30].

Интересно, что еще в 2001 г. профессор Лондонской Школы Экономики Никос Музелис написал в своей статье в газете «Το βήμα» об опасности такого искаженного подхода к социальным функциям государства.

Многочисленные льготы, по мнению Музелиса, повышают благосостояние среднего и высшего класса, в то время как треть населения, которая в них действительно нуждается, не получает практически ничего. Причем такая ситуация характерна не только для Греции, но и в целом для Европы, где «для традиционных левых партий принцип всеобщего предоставления социальных льгот (то есть представление о том, что социальное государство должно предоставлять бесплатные услуги всем гражданам, вне зависимости от их экономического положения), стал неоспоримым, практически священным».

«Это принцип, - продолжает профессор, - на котором в послевоенные годы началось строительство государства всеобщего благосостояния, принцип, которому должна была соответствовать каждая проводимая в стране реформа»[31].

Единственный способ выйти из «экономического тупика»[32], уверен экономст, - преодолеть сложившийся дисбаланс в системе социального обеспечения, отказаться от принципа «универсальности» при распределении социальных пособий и льгот; эти льготы должны предоставляться избирательно – именно тем слоям населения, которые в них действительно нуждаются.


Заключение.

Как мы видим, основные этапы создания системы социального обеспечения в Греции соответствовали основным вехам в европейской социальной политике. Однако если на протяжении 1900-1970-х годов мы можем отметить догоняющий характер развития страны, в том числе и развития её социальных функций, то с началом интеграции в ЕЭС и активного участия социалистов в политической жизни страны формируется полноценная система социального обеспечения, причем вопросы социального обеспечения зачастую становятся предметом политических спекуляций. В итоге греческое государство становится едва ли не более социально ориентированным чем многие другие европейские государства.

Впрочем, эта социальная ориентированность скорее мнимая, поскольку в долгосрочной перспективе принести благосостояния обществу она оказалась неспособна. Основные недостатки этой системы: 1)она не создает стимулов для эффективного развития, для участия в экономической жизни страны, 2)распределение благ происходит зачастую не в пользу тех, кто в них нуждается, 3)бюрократизированность, 4)отсутствие упорядоченности.

Но при этом если последние две проблемы, которые были упомянуты выше, присущи именно греческой модели социального государства (в силу особенностей развития греческого общества), то остальные можно обнаружить при рассмотрении социальной модели любого другого развитого европейского государства. Очевидно, что без изменения этих существенных характеристик дальнейшее успешное существование социального государства невозможно.

Поэтому уже наметившаяся в европейских странах тенденция отхода от патерналистского государства представляется наиболее приемлемой, можно даже сказать, спасительной для экономик стран ЕС и, в частности, Греции. Это вовсе не означает, что власти должны отказаться от своих обязательств по отношению к гражданам, - напротив, для того, чтобы избавиться от искаженного подхода к проекту социального государства требуется большая доля ответственности, политическая воля, а главное, - понимание того, что социальное государство не может быть синонимом государства неэффективного.


 

Список литературы.

Источники и статистика.

1. OECD Statistics. http://stats.oecd.org/#

2. Joint report of the European Comission on social inclusion. 2003. http://europa.eu/legislation_summaries/employment_and_social_policy/situation_in_europe/c10616_en.htm

3. One year of Task Force for Greece. European Comission. Reference: MEMO/12/784 Event Date: 15/10/2012 http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-12-784_en.htm

 

Литература.

4. Charalambos Economou. Health Systems in Transition. Vol. 12 No. 7 2010. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/130729/e94660.pdf

5. Dan Galluppi. Country Case Studies and Links. Greece. http://www.pitt.edu/~heinisch/ca_gree.html

6. Employment & Labour Law 2012. A practical cross-border insight into employment and labour law. http://kgdi.gr/wp-content/uploads/2011/10/EMP12_Chapter-15_Greece2.pdf

7. John Nic. Yfantopoulos. THE WELFARE STATE IN GREECE. http://video.minpress.gr/wwwminpress/aboutgreece/aboutgreece_welfare_state.pdf

8. John S. Koliopoulos and Thanos M.Veremis. Modern history of Greece. 2009.

9. M. Ferrera. Welfare State Reform in Southern Europe: Fighting Poverty and Social Exclusion in Italy, Spain, Portugal and Greece. 2005.
http://bookre.org/reader?file=1035170&pg=1

10. Mark Field. The real crisis is in the welfare state, not capitalism//The Telegraph. 24 февраля 2012.
http://www.telegraph.co.uk/news/politics/conservative/9104486/The-real-crisis-is-in-the-welfare-state-not-capitalism.html

11. Nikos Tsafos. Are We All Greeks Now? Greek Political Economy and the Origins of Greek Debt. 24 April 2011.//Greek Default Watch. http://www.greekdefaultwatch.com/2011/04/are-we-all-greeks-now-greek-political.html

12. Pension & Development Network. Greece. http://www.pensiondevelopment.org/103/greece.htm

13. Special Report: Greeks rage against pension calamity//Reuters. http://www.reuters.com/article/2012/11/30/us-greece-crisis-pensions-idUSBRE8AT0CV20121130

14. TAKIS FOTOPOULOS. Economic restructuring and the debt problem: the Greek case// International Review of Applied Economics, Volume 6, Issue 1 (1992) http://www.inclusivedemocracy.org/fotopoulos/english/brvarious/restruct_irae_92.htm

15. The welfare state and the crisis: the case of Greece. By: Matsaganis, Manos. Journal of European Social Policy. Nov2011, Vol. 21 Issue 5, p501-512. The EU's impact on the Greek welfare state: Europeanization on paper? By: Sotiropoulos, Dimitri A. Journal of European Social Policy. Aug2004, Vol. 14 Issue 3, •

16. Greece's Rotten Oligarchy. Detail Only Available. By: Vaxevanis, Kostas. New York Times. 1/7/2013, Vol. 162p267-284

17. Greece the ultimate welfare state. By: THE WASHINGTON TIMES. Washington Times, The (DC). 07/05/2011, p2-2. 1.

18. Μουζέλης Νίκος. Το κράτος πρόνοιας, τα αδιέξοδα και η λύση/Το βήμα. 06/05/2001 http://www.tovima.gr/opinions/article/?aid=133042

19. Деловая Греция. Тома 8-9. Спецвыпуск. Справочники Полпред. М., 2009.

20. Круговая Е.Г. «Экономическое и политическое развитие Греции в период правления «черных полковников» (1967-1974). Дис. …канд. ист. наук. М., 2002. www.dissercat.com/content/economicheskoe-i-politicheskoe-razvitie-gretsii-v-period-pravleniya-chernych-polkovnikov-196

21. Пенсионная реформа Греции нарушает принципы человеческого достоинства// РБК. 2 ноября 2012 г. http://top.rbc.ru/economics/02/11/2012/823187.shtml

22. Риа Новости. Сообщения по теме: Меры, принимаемые Грецией для получения финподдержки ЕС. http://ria.ru/trend/_economic_arrangement_Greece_28092011

23. Улунян. А.А. Политическая история современной Греции: Конец 18 - 90-е гг. 20 вв. М., 1998.

 


 

Содержание.

Введение – 2

§ 1. Социальные реформы в Греции до падения хунты Черных Полковников - 3

§ 2. Социальное развитие во второй половине 1970-х – 1980-х годах – 7

§ 3. Эволюция социального государства до кризиса 2008 г. – 12

§ 4. Социальное государство в период кризиса -16

Заключение - 21

 

 


[1] Определение Encyclopedia Britannica.

[2] M. Ferrera. Welfare State Reform in Southern Europe: Fighting Poverty and Social Exclusion in Italy, Spain, Portugal and Greece. P. 38.
http://bookre.org/reader?file=1035170&pg=38

Charalambos Economou. Health Systems in Transition. Vol. 12 No. 7 2010. Р. 17.

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/130729/e94660.pdf

[3] Улунян. А.А. Политическая история современной Греции: Конец 18 - 90-е гг. 20 вв. С. 150-151.

[4] M. Ferrera. Welfare State Reform in Southern Europe: Fighting Poverty and Social Exclusion in Italy, Spain, Portugal and Greece (Routledge Eui Studies in Political Economy). P. 38.
http://bookre.org/reader?file=1035170&pg=39

[5] M. Ferrera. Welfare State Reform in Southern Europe: Fighting Poverty and Social Exclusion in Italy, Spain, Portugal and Greece (Routledge Eui Studies in Political Economy). P. 39.
http://bookre.org/reader?file=1035170&pg=39

 

[6] Круговая Е.Г. «Экономическое и политическое развитие Греции в период правления «черных полковников» (1967-1974). Дис. …канд. ист. наук. М., 2002. www.dissercat.com/content/economicheskoe-i-politicheskoe-razvitie-gretsii-v-period-pravleniya-chernych-polkovnikov-196

[7] Charalambos Economou. Health Systems in Transition. Vol. 12 No. 7 2010. Р. 19.

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/130729/e94660.pdff

[8] TAKIS FOTOPOULOS. Economic restructuring and the debt problem: the Greek case// International Review of Applied Economics, Volume 6, Issue 1 (1992), pp. 38-64

http://www.inclusivedemocracy.org/fotopoulos/english/brvarious/restruct_irae_92.htm

Joint report of the European Comission on social inclusion. http://europa.eu/legislation_summaries/employment_and_social_policy/situation_in_europe/c10616_en.htm

 

[9] OECD Statistics. http://stats.oecd.org/

[10] John S. Koliopoulos and Thanos M.Veremis. Modern history of Greece. Р. 161.

[11] M. Ferrera. Welfare State Reform in Southern Europe: Fighting Poverty and Social Exclusion in Italy, Spain, Portugal and Greece (Routledge Eui Studies in Political Economy). P. 38.
http://bookre.org/reader?file=1035170&pg=40

[12] Dan Galluppi. Country Case Studies and Links. Greece.

http://www.pitt.edu/~heinisch/ca_gree.html

[13] Такие ситуации распространены и сейчас, что иногда приводит к абсурдным ситуациям.

Мнимые слепые заполонили греческий остров Закинф//Ведомости. 3.04. 2012. http://www.vedomosti.ru/newsline/news/1597017/ostrov_zakinf

[14] M. Ferrera. Welfare State Reform in Southern Europe: Fighting Poverty and Social Exclusion in Italy, Spain, Portugal and Greece (Routledge Eui Studies in Political Economy). P. 40.
http://bookre.org/reader?file=1035170&pg=40

John Nic. Yfantopoulos. THE WELFARE STATE IN GREECE.

http://video.minpress.gr/wwwminpress/aboutgreece/aboutgreece_welfare_state.pdf

[15] Nikos Tsafos. Are We All Greeks Now? Greek Political Economy and the Origins of Greek Debt. 24 April 2011.//Greek Default Watch.
http://www.greekdefaultwatch.com/2011/04/are-we-all-greeks-now-greek-political.html

[16] OECD Statistics. http://stats.oecd.org/#

[17] Takis Fotopoulos. Economic restructuring and the debt problem: the Greek case //International Review of Applied Economics, Volume 6, Issue 1 (1992), pp. 38-64

http://www.inclusivedemocracy.org/fotopoulos/english/brvarious/restruct_irae_92.htm Table 1.

[18] Takis Fotopoulos. Economic restructuring and the debt problem: the Greek case \International Review of Applied Economics, Volume 6, Issue 1 (1992), pp. 38-64

http://www.inclusivedemocracy.org/fotopoulos/english/brvarious/restruct_irae_92.htm

[19] Charalambos Economou. Health Systems in Transition. Vol. 12 No. 7 2010. Р. 22.

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/130729/e94660.pdf

[20] Nikos Tsafos. Are We All Greeks Now? Greek Political Economy and the Origins of Greek Debt. 24 April 2011.//Greek Default Watch.

http://www.greekdefaultwatch.com/2011/04/are-we-all-greeks-now-greek-political.html

[21] NICK MALKOUTZIS. Greece: a year in crisis. P.3.

[22] http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/excessive_imbalance_procedure/imbalance_scoreboard

 

[23] Pension & Development Network. Greece. http://www.pensiondevelopment.org/103/greece.htm

[24] One year of Task Force for Greece. European Comission. Reference: MEMO/12/784 Event Date: 15/10/2012

http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-12-784_en.htm

[25] По закону с 2002 г. 77% средств пенсионных фондов должны были размещаться в гособлигациях, а оставшиеся 23% - на страх и риск управляющих – в акции, взаимные фонды и т.д.

[26] Special Report: Greeks rage against pension calamity//Reuters.

http://www.reuters.com/article/2012/11/30/us-greece-crisis-pensions-idUSBRE8AT0CV20121130

[27] Пенсионная реформа Греции нарушает принципы человеческого достоинства//РБК. 2 ноября 2012 г.

http://top.rbc.ru/economics/02/11/2012/823187.shtml

[28] Греция снизила пособие безработным на фоне роста безработицы//РИА Новости. http://ria.ru/economy/20120301/583636870.html

[29] http://ria.ru/world/20130201/920833267.html

[30] Mark Field. The real crisis is in the welfare state, not capitalism//The Telegraph. 24 февраля 2012.
http://www.telegraph.co.uk/news/politics/conservative/9104486/The-real-crisis-is-in-the-welfare-state-not-capitalism.html

[31] Μουζέλης Νίκος. Το κράτος πρόνοιας, τα αδιέξοδα και η λύση/Το βήμα. 06/05/2001 http://www.tovima.gr/opinions/article/?aid=133042

[32] Как мы отметили выше, статья написана в 2001 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.