Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальные реформы в Греции до падения хунты Черных Полковников.



КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу

ЭКОНОМИКА СТРАНЫ И РЕГИОНА

на тему:

«РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ГРЕЦИИ»

Работу выполнил:

Студент 3 курса факультета

Международных отношений

5 ак. группы А.Б. Мокин

 

Научный руководитель:

Квашнин Юрий Дмитриевич

МОСКВА

Введение.

Концепция социального государства – государства, которое играет ключевую роль в защите экономического и социального благосостояния граждан, является одной из важнейших в современной политологии и экономике[1]. Уже несколько десятилетий идет споры о том, возможно ли успешное развитие такого государства или попытка обеспечить всеобщее благосостояние неминуемо приведет к кризису.

Современный долговой кризис в Греции, который поставил под сомнение будущее членство Греции в Еврозоне, более того – само будущее единой европейской валюты, - большинство аналитиков связывают именно с избыточными социальными функциями, которые взяло на себя государство. Но очевидно, что «греческая модель» отнюдь не уникальна; хотя ей и присущи некоторые специфические черты, ее развитие проходило в общем русле европейской политики по созданию «государства всеобщего благосостояния».

В силу целого ряда причин греческая система оказалась слабее, чем многие другие европейские системы, однако уже сейчас очевидно, что кризисные явления, аналогичные тем, которые происходят в Греции, начинаются и в других странах. Этим определяется актуальность нашей работы. Цель работы – сделать попытку определить, в какой степени система социального обеспечения, созданная в Греции, является причиной кризиса, а также отметить возможные пути трансформации этой системы в условиях экономического спада.

Задачи работы – 1)отметить те результаты социальных реформ, которые, в конечном счете, привели к нынешнему экономическому кризису. 2) Показать экономическую и политическую основу для проведения реформ.3) Оценить практическое значение социальных реформ. 4)Отметить черты, общие для развития системы социального обеспечения в Греции и в других европейских странах.

 

Социальные реформы в Греции до падения хунты Черных Полковников.

С того момента, как Греция получила независимость в 1830 г.греческое государство берет на себя ряд социальных обязательств.Однако его функции были весьма ограниченными, и распространялись на незначительное количество граждан: госслужащих, офицеров Греческой Армии и рабочих, которые выполняли наиболее опасную работу.Государство также принимало отдельные меры по развитию медицины (которая тогда находилась на крайне низком уровне) и борьбе с эпидемиями.

В начале XX века, с приходом к власти либералов, во главе с крупнейшим греческим политиком-реформатором Э.Венизелосом, начинается разработка трудового законодательства и вводится страхование от несчастных случаев на производстве. На легальной основе создаются профсоюзы, ограничивается продолжительность рабочего дня, создается инспекция труда. А в 1917 г. создается специальное министерство Здравоохранения и Социального Благосостояния. Все эти преобразования направлены на создание в Греции такой же правовой базы и такой же системы регулирования труда, которая была создана в большинстве европейских стран уже несколько десятков лет назад. Главной целью такой политики было повышение конкурентоспособности Греции, и – получение поддержки населения. Тем не менее, даже после всех проведенных реформ социальная поддержка оказываласьлишь 10 тысячам греков[2].

В 1922 г. греки совершают попытку экспансии в Турцию, которая заканчивается «Малоазиатской катастрофой»: примерно 1,5 миллиона греков вынуждены были переселиться из Малой Азии на свою этническую родину. Правительство (при финансовой помощи Лиги Наций) размещает беженцев в Северной Греции и берет на себя их защиту и материальное обеспечение. По сути, это стало первой масштабной (хотя и принятой под давлением чрезвычайных обстоятельств) социальной программой в Греции.

Однако систематические шаги для того, чтобы повысить социальную защищенность народа, были предприняты лишь во время диктатуры генерала Метаксаса. Во-первых, режиму нужно было заручиться поддержкой населения, а во-вторых, сама официальная идеология «третьей греческой цивилизации» придавала важнейшее значение обеспечению достойных условий для жизни греческой нации, а также воспитанию молодежи.

Метаксас ввел обязательную систему арбитража при возникновении трудовых споров, а также практику подписания коллективных договоров при найме на работу. Рабочий день ограничивался 8 часами, был установлены минимальный размер зарплаты, кроме того, всем работникам предоставлялся двухнедельный оплачиваемый отпуск. Кроме того, правительство Метаксаса приняло законы, регулирующие условия труда, и устанавливающие отпуск по беременности.

В 1935 г. была разработана единая схема обязательного страхования, которая защищала всех наемных работников и которая управлялась Институтом Социального Страхования (Ίδρυμα Κοινωνικών Ασφαλίσεων - ΙΚΑ)

Кроме того, за четыре года, пока Метаксас находился у власти, были начаты массовые программы строительства жилья для беженцев из Малой Азии[3]. В целом, реформы, проведенные генералом, соответствовали духувсей европейской политики того времени: аналогичные реформы были осуществлены к тому времени (в том числе и такими же диктаторскими режимами) в Германии, в Италии, во Франции и во многих других странах Европы.

Однако режим генерала Метаксаса просуществовал недолго: уже в 1940 г. страна оказывается втянутой во Вторую Мировую Войну, а в 1946 г. начинается война гражданская, которая продолжается три года и приносит стране не меньшие беды, чем Мировая. В итоге перед новой властью, которая утверждается, наконец, на всей территории страны, встает задача восстановить разрушенное хозяйство страны и дать хотя бы какие-нибудь гарантии населению, которое понесло тяжелый ущерб за годы войны. Учитывая то плачевное состояние, в котором находилась экономика, государство не могло начать масштабные социальные программы сразу же.

Когда же экономика страны была восстановлена, на первый план выходит другая задача: преодолеть разрыв со странами Западной Европы в уровне развития и интегрироваться в европейское сообщество, которое начало создаваться в тот период (так, до прихода к власти военной хунты в 1967 г. Греция успела стать ассоциированным членом ЕЭС). Собственно, и разработка законодательства в социальной сфере тоже подчиняется этим двум задачам. Попыткам ускоренного развития мешает изначально низкий уровень развития хозяйства, политическая нестабильность и бюрократизм, однако в 1950 – начале 60-х годов страна достигает значительных успехов и по уровню экономического роста превосходит многие европейские страны.

Что касается социальных программ, то они принимаются поэтапно:первые шаги предпринимаются лишь в 1954 г, когда была создана Организация по трудоустройству и страхованию безработных (в 1969 г. она была переименована в Организацию по Занятости Рабочей Силы (Οργανισμός Απασχολήσεως Εργατικού Δυναμικού – ΟΑΕΔ). В 1951 г. принимается Национальная схема помощи слепым. Законы о защите сирот издаются лишь десять лет спустя.

В 1961 г. создается учреждение, которое было призвано обеспечить всеобщее социальное страхование для жителей сельской местности - Οργανισμός Γεωργικών Ασφαλίσεων (ОГА – Организация Сельхозстрахования) и которое остается одной из крупнейших греческих страховых компаний и в наши дни.

Но, несмотря на декларируемую цель – повышение благосостояния и защищенности граждан, - принятые программы едва ли принесли ощутимые результаты для большинства греков. Во-первых, они касались лишь нескольких социальных групп, а во-вторых, в полном объеме пенсии и страховые пособия выплачивались редко, вследствие постоянного бюджетного недофинансирования. Также отмечалось, что оказываемая помощь не только не помогает уменьшить, но едва ли не увеличивает материальное расслоение в обществе: так, социальные «услуги» нередко оказывались в зависимости от положения в обществе и политических пристрастий гражданина[4].

Кроме того, существовало значительное (и все растущее) различие между социальными выплатами в сельской местности и в городах. Но надо отметить, что в то же время шкала пенсионных выплат была плоской, причем выплаты обеспечивались государством (а не за счет взносов работников и предпринимателей); такая система была менее эффективной (что отчетливо проявилось впоследствии), однако все же давала равные гарантии представителям одной социальной группы[5].

В 1967 г. в стране после продолжительной политической нестабильности происходит военный переворот, в результате которого к власти приходит военная хунта – так называемые «Черные полковники», Г. Пападопулос и Д. Иоаннидис.Как предыдущие реформаторы, они ставят перед собой задачу ускоренной модернизации экономики, на этот раз – без европейской интеграции. Преследуя цель ускоренной модернизации, а также пытаясь укрепить свое положение, новая власть активно занимается социально-экономическими вопросами (что, впрочем, вполне соответствовало ультраправой идеологии, разработанной в те годы: необходимо было обеспечить достойные условия жизни для греческой нации)[6].

В 1972 г. принимается закон о защите многодетных семей (тем, у кого в семье было больше двух детей, начали выплачиваться пособия). А с 1973 г. социальная помощь начала оказываться в обязательном порядке малоимущим, страдающим психическими расстройствами, а также пострадавшим от стихийных бедствий. Кроме того, преобразовывается Организация по Занятости Рабочей Силы – вышеупомянутая ΟΑΕΔ.

«Полковники» обращают внимание и на жилищный вопрос, который на тот момент был весьма значимым для греков: начинается массовое строительство жилья за счет государства. Однако главной задачей социально-экономической политики правительства остается прежде всего увеличение темпов роста экономики (собственно, масштабные инфраструктурные проекты осуществляются в основном для этого), благосостояние народа не становится первостепенной целью. Вследствие всего этого материальное положение большинства греков остается тяжелым.

С военным стремлением к порядку и единообразию, правительство пытается несколько упорядочить систему здравоохранения, разработав (в 1968 г.) стандартный пакет услуг, которые должны были обеспечиваться всеми страховыми компаниям, создается даже проект образования единого фонда социального страхования. При этом активно начинают строиться государственные больницы и клиники, особенно в тех регионах, где до сих пор здравоохранение было слабо развито[7].

Однако военным так и не удалось обеспечить стабильное развитие страны; режим вызывает возмущение греков массовыми репрессиями, а внешнеполитические провалы хунты приводят в 1974 г. к её краху. Начинается современный демократический период в истории страны, период, на который и приходится создание социального государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.