философско-исторический характер концепций русских философов.
органическое переплетение философии всемирной истории с историческими судьбами России.
русская идея, то есть практически все философы размышляли о предназначении России в мировой цивилизации и ее исторической миссии.
тесная связь русской философии с жизнью, социальными проблемами.
связь отечественной философии с православным христианством и другими традиционными религиями.
антропологический характер (интерес к человеку), этицизм (нравственная точка отсчета).
органический синтез философии и художественной культуры, или, другими словами, существует такое явление как философско-художественный комплекс.
аксеологическая, порой религиозная направленность
иррационализм, опора на откровение и интуицию, мистицизм, приоритет чувств, а не разума.
противостояние западничества и славянофильства. Западники считали, что Россия безнадежно отстала от Западной Европы, ей нужно забыть все свои национальные традиции и брать пример с Европы. Славянофилы обращали внимание на уникальную самобытность России и отдавали приоритет собственным национальным традициям и особенностям.
Основные этапы развития отечественной философии:
1 этап: до Х века. Это предыстория философской мысли на территории будущей Руси и России. В основе философских размышлений – языческие религиозные верования и устный эпос (сказки и былины).
2 этап: Х – XVIII века – древнерусская философия, допетровская философия, русская средневековая философия. Она близка по своему содержанию европейской средневековой философии. Философия развивается внутри православного христианства. Основные центры философии – монастыри, основные философы – священники. Этот этап – самый большой по времени в истории русской философии. Поэтому он единственный делится на периоды, и в рамках второго этапа выделяется 3 периода:
1. Х – ХII века. Это становление древнерусского философствования в Киевской Руси. Илларион – первый русский митрополит, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич.
2. XIII – XIV века – развитие философской мысли средневековой Руси в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Даниил Заточник, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.
3. XV – XVII века – подъем в развитии философской мысли в период Московского Централизованного государства. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Федор Карпов, Андрей Курбский, Феодосий Косой, Иван Пересветов. Нил Сорский возглавлял движение нестяжателей: церковь должна быть полностью отделена от государства, религия это внутреннее дело каждого человека и она должна развиваться вдали от мирской суеты. Иосиф Волоцкий возглавлял религиозное движение иосифлян-государственников: церковь должна сотрудничать с государством, именно церковь обеспечивает законность государственной власти, так как государь это помазанник Божий. Победило движение государственников. Оба руководителя этих движений причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Андрей Курбский – первый русский западник и за свои идеи он постоянно был гоним Иваном IV Грозным (он был либо в тюрьме, либо в ссылке, либо в бегах в Литве или Польше).
3 этап: XVIII – первая половина XIX века – русская философия эпохи просвещения и нового времени. Эта эпоха началась с правления Петра I. Петр I, Василий Татищев, Антиох Кантемир, Феофан Прокопович, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Николаевич Радищев, Григорий Савич Сковорода. Одни говорят, что первым русским философом был Ломоносов, другие – Сковорода. Ломоносов – это первый русский философ-материалист и основатель материалистической философии в России. Сковорода был основателем русской идеалистической философии.
4 этап: вторая половина XIX века – начало ХХ века – возникновение философских систем. Этих систем в России было 2:
русский марксизм. В формировании русского марксизма можно выделить 4 этапа:
a) философия декабристов
b) философия революционных демократов
c) философия русского народничества
d) собственно философия русского марксизма.
религиозно-философский ренессанс – это вершина в развитии русской идеалистической философии. В рамках этой философской системы можно выделить несколько школ:
a) философия всеединства: Владимир Соловьев, Сергий Булгаков, Павел Флоренский.
b) Экзистенциальная философия Николая Бердяева
c) Русский космизм: Николай Федоров, Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Алексей Чижевский.
d) Религиозно-философские искания в литературе: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок.
e) Философское наследие Алексея Лосева.
f) Философия отечественного зарубежья: Лев Шестов, Николай Лосский, Семен Людвигович Франк.
5 этап: начало ХХ – конец ХХ века – философский разлом. Русский марксизм стал государственной философией, а религиозно-духовный ренессанс превратился в философскую эмиграцию. В 1922 году из Санкт-Петербурга за рубеж уехали в добровольную эмиграцию известные русские философы – «Философский пароход».
6 этап: конец ХХ по настоящее время – взаимодействие различных философских систем, школ и направлений.
РУССКИЙ МАРКСИЗМ
1 этап – философия декабристов. С философской точки зрения декабристов можно разделить на 3 направления:
идеалистическое направление: Бобрищев-Пушкин, Кюхельбекер, братья Беляевы, Оболенский, Лунин.
промежуточное направление (между 1 и 2): Тургенев, Трубецкой, Рылеев, братья Бестужевы.
Проникают взгляды французских просветителей и немецкой классической философии. Материалисты отдавали предпочтение французским просветителям. Представители материалистической философии были более радикальны в своих социально-политических взглядах:
· отмена крепостного права
· освободить крестьян вместе с землей
· установить в России парламентскую республику
· всеобщее равное избирательное право
Идеалистическое направление было солидарно с идеями немецкой классической философии и в социально-политических взглядах были более умеренными:
§ отмена крепостного права
§ освободить крестьян без земли
§ установить конституционную монархию
§ цензовое избирательное право (по количеству имущества).
Промежуточное направление занимало промежуточную позицию между материалистами и идеалистами, между радикалами и умеренными.
2 этап – философия революционных демократов. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский. в центре их философии – проблема человека, но основу анализа человека составляет природная сторона. В понимании природы они были материалистами, но в понимании общества остались идеалистами. Идеалом общественного развития считали крестьянский социализм: Россия отстала от Запада, но Запад сам порочен. Поскольку большинство населения России составляют крестьяне, то всеобщее равенство возможно прежде всего для них, и изменение несправедливого общества невозможно без их поддержки. Главным недостатком в философии революционных демократов являлись сложные построения.
3 этап – философия русского народничества. Народники – это революционные демократы, непосредственно пошедшие в народ для пропаганды революционных идей народничества. Упростили и огрубили философию революционных демократов. Петр Лаврович Лавров – за пропаганду, Михаил Александрович Бакунин – за анархию, Петр Никитович Ткачев – за террор.
4 этап – собственно русский марксизм. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин (Ульянов), Н.Бухарин. Империализм Þ теория империализма (Ленин), то есть монополистического капитализма: страны развиваются неравномерно, поэтому предпосылки для создания социализма в разных государствах созревают неодинаково. В результате социализм победит первоначально в немногих или даже в 1 стране. Другие страны постараются задушить молодое государство рабочих и крестьян. Поэтому новому государству нужна своя армия, которая могла бы его защищать.