Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ



Особенности отечественной философии:

  1. философско-исторический характер концепций русских философов.
  2. органическое переплетение философии всемирной истории с историческими судьбами России.
  3. русская идея, то есть практически все философы размышляли о предназначении России в мировой цивилизации и ее исторической миссии.
  4. тесная связь русской философии с жизнью, социальными проблемами.
  5. связь отечественной философии с православным христианством и другими традиционными религиями.
  6. антропологический характер (интерес к человеку), этицизм (нравственная точка отсчета).
  7. органический синтез философии и художественной культуры, или, другими словами, существует такое явление как философско-художественный комплекс.
  8. аксеологическая, порой религиозная направленность
  9. иррационализм, опора на откровение и интуицию, мистицизм, приоритет чувств, а не разума.
  10. противостояние западничества и славянофильства. Западники считали, что Россия безнадежно отстала от Западной Европы, ей нужно забыть все свои национальные традиции и брать пример с Европы. Славянофилы обращали внимание на уникальную самобытность России и отдавали приоритет собственным национальным традициям и особенностям.

 

Основные этапы развития отечественной философии:

1 этап: до Х века. Это предыстория философской мысли на территории будущей Руси и России. В основе философских размышлений – языческие религиозные верования и устный эпос (сказки и былины).

2 этап: Х – XVIII века – древнерусская философия, допетровская философия, русская средневековая философия. Она близка по своему содержанию европейской средневековой философии. Философия развивается внутри православного христианства. Основные центры философии – монастыри, основные философы – священники. Этот этап – самый большой по времени в истории русской философии. Поэтому он единственный делится на периоды, и в рамках второго этапа выделяется 3 периода:

1. Х – ХII века. Это становление древнерусского философствования в Киевской Руси. Илларион – первый русский митрополит, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич.

2. XIII – XIV века – развитие философской мысли средневековой Руси в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Даниил Заточник, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

3. XV – XVII века – подъем в развитии философской мысли в период Московского Централизованного государства. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Федор Карпов, Андрей Курбский, Феодосий Косой, Иван Пересветов. Нил Сорский возглавлял движение нестяжателей: церковь должна быть полностью отделена от государства, религия это внутреннее дело каждого человека и она должна развиваться вдали от мирской суеты. Иосиф Волоцкий возглавлял религиозное движение иосифлян-государственников: церковь должна сотрудничать с государством, именно церковь обеспечивает законность государственной власти, так как государь это помазанник Божий. Победило движение государственников. Оба руководителя этих движений причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Андрей Курбский – первый русский западник и за свои идеи он постоянно был гоним Иваном IV Грозным (он был либо в тюрьме, либо в ссылке, либо в бегах в Литве или Польше).

3 этап: XVIII – первая половина XIX века – русская философия эпохи просвещения и нового времени. Эта эпоха началась с правления Петра I. Петр I, Василий Татищев, Антиох Кантемир, Феофан Прокопович, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Николаевич Радищев, Григорий Савич Сковорода. Одни говорят, что первым русским философом был Ломоносов, другие – Сковорода. Ломоносов – это первый русский философ-материалист и основатель материалистической философии в России. Сковорода был основателем русской идеалистической философии.

4 этап: вторая половина XIX века – начало ХХ века – возникновение философских систем. Этих систем в России было 2:

  1. русский марксизм. В формировании русского марксизма можно выделить 4 этапа:

a) философия декабристов

b) философия революционных демократов

c) философия русского народничества

d) собственно философия русского марксизма.

  1. религиозно-философский ренессанс – это вершина в развитии русской идеалистической философии. В рамках этой философской системы можно выделить несколько школ:

a) философия всеединства: Владимир Соловьев, Сергий Булгаков, Павел Флоренский.

b) Экзистенциальная философия Николая Бердяева

c) Русский космизм: Николай Федоров, Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Алексей Чижевский.

d) Религиозно-философские искания в литературе: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок.

e) Философское наследие Алексея Лосева.

f) Философия отечественного зарубежья: Лев Шестов, Николай Лосский, Семен Людвигович Франк.

5 этап: начало ХХ – конец ХХ века – философский разлом. Русский марксизм стал государственной философией, а религиозно-духовный ренессанс превратился в философскую эмиграцию. В 1922 году из Санкт-Петербурга за рубеж уехали в добровольную эмиграцию известные русские философы – «Философский пароход».

6 этап: конец ХХ по настоящее время – взаимодействие различных философских систем, школ и направлений.

 

РУССКИЙ МАРКСИЗМ

 

1 этап – философия декабристов. С философской точки зрения декабристов можно разделить на 3 направления:

  1. материалистическое направление: Якунин, Крюков, Барятинский, Борисов, Семенов, Раевский.
  2. идеалистическое направление: Бобрищев-Пушкин, Кюхельбекер, братья Беляевы, Оболенский, Лунин.
  3. промежуточное направление (между 1 и 2): Тургенев, Трубецкой, Рылеев, братья Бестужевы.

Проникают взгляды французских просветителей и немецкой классической философии. Материалисты отдавали предпочтение французским просветителям. Представители материалистической философии были более радикальны в своих социально-политических взглядах:

· отмена крепостного права

· освободить крестьян вместе с землей

· установить в России парламентскую республику

· всеобщее равное избирательное право

Идеалистическое направление было солидарно с идеями немецкой классической философии и в социально-политических взглядах были более умеренными:

§ отмена крепостного права

§ освободить крестьян без земли

§ установить конституционную монархию

§ цензовое избирательное право (по количеству имущества).

Промежуточное направление занимало промежуточную позицию между материалистами и идеалистами, между радикалами и умеренными.

2 этап – философия революционных демократов. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский. в центре их философии – проблема человека, но основу анализа человека составляет природная сторона. В понимании природы они были материалистами, но в понимании общества остались идеалистами. Идеалом общественного развития считали крестьянский социализм: Россия отстала от Запада, но Запад сам порочен. Поскольку большинство населения России составляют крестьяне, то всеобщее равенство возможно прежде всего для них, и изменение несправедливого общества невозможно без их поддержки. Главным недостатком в философии революционных демократов являлись сложные построения.

3 этап – философия русского народничества. Народники – это революционные демократы, непосредственно пошедшие в народ для пропаганды революционных идей народничества. Упростили и огрубили философию революционных демократов. Петр Лаврович Лавров – за пропаганду, Михаил Александрович Бакунин – за анархию, Петр Никитович Ткачев – за террор.

4 этап – собственно русский марксизм. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин (Ульянов), Н.Бухарин. Империализм Þ теория империализма (Ленин), то есть монополистического капитализма: страны развиваются неравномерно, поэтому предпосылки для создания социализма в разных государствах созревают неодинаково. В результате социализм победит первоначально в немногих или даже в 1 стране. Другие страны постараются задушить молодое государство рабочих и крестьян. Поэтому новому государству нужна своя армия, которая могла бы его защищать.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.