Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ (ЭТАПЫ) ФИЛОСОФИИ.



 

 

I. Философия Древнего Востока (II – I – е тысячелетия до н.э.)

Впервые философские размышления возникают в самых ранних человеческих цивилизациях и носят преимущественно мифологический и религиозный характер. В Древнем Египте – фараон являлся представителем бога Солнца на земле, который сотворил весь мир. В древнем Вавилоне этот характер также сохраняется, но добавляется юридическое обоснование человеческих отношений.

Первые в человеческой истории законы – законы царя Хамурапи, но более высокого уровня философия достигает в Древнем Китае и Древней Индии.

 

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Развитию философии предшествовала высокоразвитая мифология:

1.культ предков, которые считались посредниками между богом и людьми, им приносились жертвы

2.мифы о происхождении земли и космоса: из первичного космического хаоса появляются 2 первоначала. 2 божества – Янь и Инь. В результате их действия возникают все предметы и явления. Весь мир – борьба этих двух первоначал.

3.все природные явления объясняются с точки зрения антропоморфизма, то есть с точки зрения подобия человека.

4.появляются первые философские категории Дао и Ци.

 

Принято считать, что в китайской философии существует 100 школ. Рассмотрим 4 самых известных:

1. Конфуцианство (ÞКонфуций), ( Кун Ци Þ Кун Фу Ци Þ Конфуций)

2. Даосизм (Þ Лао Цзы) Их основные идеи:

a) в мире действует высшая небесная сила Дао. Кроме этого есть другая сила – жизненная сила человека (это Ци) Каждый поступок человека – есть равнодействующая этих 2-х сил.

b) Конфуций считал, что человек по своей природе добрый, а злым его делает общество, поэтому необходимо изменить несовершенное общество.

c) народ важнее правителя, правитель должен завоевать уважение народа

d) Конфуций выступает за социальное равенство

e) принцип «золотой середины»: относись к другим людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, или не делай другим того, чего не хочешь себе.

3. Моизм (Þ Мо Цзы). В основе этой философии лежит критика конфуцианства:

a) выступают против почитания старших, так как почитание должно быть взаимным

b) если этого нет (смотри предыдущее), то возникают беспорядки, конфликты и войны.

c) против равенства, но за социальную справедливость

d) справедливое общество будет тогда, когда правят мудрые правители. Так как общество несправедливо, то нужно найти мудрого правителя, не меняя самого общества.

4. Легизм. (Þ Шан Ян) – школа законников:

a) страх – основа развития общества

b) должны быть законы и жестокие наказания за их невыполнение

c) политика несовместима с моралью, так как политика – это всегда грязное дело.

d) наводить порядок в обществе необходимо до того, как вспыхнут беспорядки:

· много наказаний и мало наград

· наказания должны быть жестокими

· большое наказание даже за малый проступок

· круговая порука (за одного наказывают всех)

· взаимная подозрительность, слежка и доносительство

e) постоянная сменяемость государственного аппарата «каждый чиновник на своей должности ворует» (каждого чиновника по окончании срока работы в должности сразу в тюрьму) От этого пострадал сам Шан Ли: он был советником, произошел переворот и его посадили. Ему удалось бежать, на него донесли, опять посадили, а потом казнили.

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

 

  1. Брахманы-жрецы (духовная власть, политической власти нет)
  2. Кшатрии-воины (политическая власть, духовной власти нет)
  3. Вайшьи-земледельцы, ремесленники, торговцы (экономическая власть)
  4. Шудры - городские и сельские низы – на положении рабов.

 

Мифология похожа на китайскую, но тут существует космический человек Фуруша, который создал звезды, космос, землю, весь мир.

В основе индийской философии и мифологии находятся следующие понятия:

1. Сансара – перевоплощение человеческой души после смерти

2. Карма – моральная награда или наказание за жизнь человека (как жил, так и перевоплотишься)

3. Нирвана – рай; состояние отрешенности от внешнего мира и погруженности в самого себя (медитация, аскетизм, самоограничение)

 

Вся индийская философия изложена в 4-х источниках:

1.Самхиты (веды) – изложение мифов и ритуалов

2.Брахманы – истолкование самхитов жрецами

3.Араньяки (лесные книги) – размышления отшельников

(они ближе к богу, так как соблюдают запреты)

4.Упанишады – философские идеи и научные знания (как лечить, как

готовить.

Есть сторонники этих источников, есть противники, но все они опираются на эти источники:

1. Астика (ортодоксальная философия) – сторонники этих источников.

a) Веданта

b) Миманса

c) Йога

d) Санкхья

e) Ньяя

f) Вайшешика

2. Настика (неортодоксальная философия) – противники источников.

a) Буддизм.Основатель – наследный принц индийского племени Шакья Сидхаратха Шакьямуни. Он сделал свой выбор в пользу знаний, в пользу философии, медитировал, однажды на него снизошло озарение, его стали звать «просветленный учитель» Будда Гаутама:

· вся человеческая жизнь – страдание

· страдание происходит из-за страстей и жажды жизни

· зная причину страданий, можно попробовать избавить человека от страданий. Но сделать это очень трудно, так как это требует большого самоограничения, избавления от страстей, медитации и аскетизма.Все люди делятся на 2 группы: Махаяна – «большая колесница» это большинство людей, которые живут нормальной жизнью и стараются что-то сделатьХанаяма – «малая колесница» это меньшинство людей: священники. Выполняющие все ограничения и подсказывающие людям как надо жить.

b) Джайнизм.Основатель – Маховира.Они верят не в бога или богов, а в джинов (джайнов) – это человек, который соблюдает все каноны джайнизма и помогает другим людям.Каноны:

· золотые правила: не вреди человеческой жизни, будь правдив, не укради, воздерживайся от привязанностей (так как они ведут к страданиям)

· жемчужины: правильное поведение, правильное познание, правильная вера

Всю историю человечества они разделили на 3 эры:

o прошлое: всегда великое счастье

o настоящее: всего понемногу

o будущее: всегда великое несчастье

c) чарвака (локаята). Основатель: Чарвака. Цель человеческой жизни – наслаждение и удовольствие (в переводе на индийский – локаята). Это единственная материалистическая школа философии Древней Индии и единственная атеистическая.

 

 

II. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (Др. Греция и Др. Рим) I-е тысячелетие до н.э. – II в. н.э.

 

Основные черты античной философии:

  1. мифологическая
  2. космоцентризм, то есть человек и общество рассматриваются как часть природы, часть вселенной, часть космоса.
  3. внимание к внутреннему миру человека, этическим проблемам
  4. интерес к политическому устройству человечества, формам правления
  5. в силу географической отдаленности, отсутствия транспорта и связи необходимого общения и преемственности между 1-м и 2-м историческими этапами развития философии не было.

 

В истории Древней Греции можно выделить следующие периоды:

  1. Гомеровская Греция (героическая эпоха) - XI - IX века до нашей эры. Это период разложения первобытного строя у древних греков и зарождение древнегреческого рабовладельческого общества. Развивается земледелие, скотоводство, но нет частной собственности, государства, рынка. Рабство еще не развито.

2. Архаический VIII - VI века до нашей эры. Это время великой греческой колонизации. Развитие торговли, появление денег, формирование классов. Зарождается государство в форме полиса 9полис – город, государство), происходит развитие культуры.

3. Классический V –III века до нашей эры. Афины и Спарта становятся центрами древнегреческой цивилизации. Расцвет полисов и рабовладельческой демократии. Время Греко-персидских войн.

4. Период эллинизма III век до нашей эры - II век нашей эры. Ослабление и разложение полисов, подчинение Риму => философский интерес к жизни одного человека.

 

Гомеровская Греция - в философии – мифологизм и космоцентризм.

Архаический период - в философии – мифологизм и космоцентризм.

Классический период - в философии - политическое устройство государства и формы правления.

Период эллинизма - в философии - философский интерес к жизни одного человека.

 

Всю древнегреческую философию можно разделить на 2 основных направления, которые состоят из нескольких школ:

  1. Ионийская философия:стихийный материализм,натурфилософский характер мировоззрения,космологизм,первые философские купцы и мореходы, то есть философия была для них неосновной профессией.

a) Милетская школа (город Милет). Представители: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

· материалистическое истолкование природы: небожественное происхождение мира, несотворимость и неуничтожимость мира, его вечность и бесконечность,

· выделение материального первоначала. Фалес считал, что первоначалом мира является вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – айперон, то есть неопределенность

· движение, изменение и развитие первоначала (воды воздуха (айперона) приводит к появлению всех предметов и явлений (элементы диалектики),

· развитие окружающего мира описывалось по следующей схеме: рыбы -> животные -> человек

· космизм: существует бесконечное множество миров, а мы лишь один из этих миров.

Анаксимен – плоская Земля висит в пространстве, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее.

Анаксимандр составил 1-ю карте звездного неба и небесный глобус.

b) Эфесская школа. Представитель – Гераклит. Идеи:

· Огонь – первоначало мира, он вечен, но изменяется во времени.

· Изменение огня приводит к возникновению всех предметов и явлений.

· Эволюция и развитие природы, общества и человека. Гераклит говорил: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

· Везде в мире происходит обмен и борьба противоположностей. Критической формой такой борьбы является война. Гераклит считал, что мир это короткая передышка между войнами. Хочешь мира – готовься к войне.

· Все в мире относительно. Человеческие ценности тоже.

· Космос существует вне человека. Цель человека – познать космос в его движении.

· Наши чувства могут нас обманывать, но они – единственный источник нашего познания.

  1. Италийская философия (Италия – область на территории полуострова Пеллапонесс):

a) Пифагорейская школа, представитель – Пифагор Þ пифагореизм. Пифагор создал кружок «Союз для занятий философией, искусством и спортом». Идеи:

· Пифагор верил в переселение человеческой души и считал, что в душе всегда есть память о прошлой жизни. Цель человеческой жизни – достижение катарсиса (в переводе с греческого – очищения). Физическое очищение и духовное – диета и мысли).

· Первоосновой мира Пифагор считает число.

· Цель человеческого познания – познать числовую структуру космоса.

· Пифагор говорил: «Каждый человек нуждается в своем господине» (так сказать, в начальнике).

b) Элейская школа (город Элея) Þ элиаты. Представители Парменид и Зенон. Идеи:

· Человек познает мир с помощью разума, но разум может нас обманывать.

· Существуют непримиримые противоречия нашего разума (апории), придумал их Зенон (Þ апории Зенона): «Копье»: сильный греческий воин разбегается и бросает копье до края мира, подбегает к этому копью и видит, что край мира отодвинулся. И так несколько раз Þ мир конечен и бесконечен одновременно. «Стрела»: греческий воин стреляет из лука и видит, что стрела перемещается в пространстве, то есть движется. Далее он начинает размышлять как сумма неподвижных точек может представлять собой движение Þ движение есть перемещение в пространстве и во времени. «Ахилл и черепаха» Þ количество переходит в качество. «Куча»Þ переход количества в качество и понимание меры.

c) Представители – 2 греческих философа, живших в разных греческих городах, Эмпедокл и Анаксагор. Идеи:

· Существует 4 первоосновы всех вещей: огонь, вода, земля и воздух.

· Чувство и разум это 2 ступени человеческого познания.

d) Софистская школа Þ софисты. Представитель Протагор. Софисты – первые учителя мудрости. Идеи:

· В процессе обучения людей они часто использовали софизмы (сознательное искажение истины в определенных интересах).

· Человек есть мера всех вещей.

e) Атомистическая школа Þ атомисты. Представители Левкипп и Демокрит. Идеи:

· Все предметы состоят из атомов, то есть из мельчайших неделимых частиц (атомос в переводе с греческого – мельчайший, неделимый)

· Атомы вечны. Они не подвергаются никакому воздействию. Движение атомов изначально.

· При разрушении атомов исчезают предметы.

· Мир постоянно развивается и возникает жизнь, но выживают сильнейшие и наиболее приспособленные.

· В процессе познания чувства могут нас обманывать, так как они не дают информации об атомах (в то время не было даже оптических микроскопов, поэтому атомы были невидимы. Это была лишь гипотеза. Наличие их можно было предположить только разумом).

· Единственную достоверную информацию в процессе познания дает человеческий разум.

· Процесс познания рассматривается как процесс отражения: предметы воздействуют на атомы воздуха Þ атомы воздуха воздействуют на наши чувства, вызывая ощущения Þ разум проверяет, обобщает и анализирует ощущения. Так у человека появляется информация или образ окружающего мира. Разные предметы по-разному воздействуют на атомы воздуха, по-разному воздействуют на органы чувств человека, вызывают разные ощущения, а разум делает из них разные образы.

· Человек – мера всех вещей.

f) Сократические школы (Сократ). Общие идеи:

Ø Предмет философии – совершенствование человека. Сократ говорил: «Познай самого себя, человек!»

Ø Метод философии – диалоги, дискуссии, споры, ирония.

Ø Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»

Ø Сократ утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю, и чем больше я знаю, тем меньше я знаю!»

Ø Есть то, что всегда добро и есть то, что всегда зло, то есть добро и зло не зависят от обстоятельств.

g) Киническая школа Þ кинизм Þ киники. Представитель – Диоген Лаэртский жил в бочке, проповедовал аскетизм:

· Человек – это двуногое существо без перьев (Сократ, услышав об этом, поймал цыпленка, ощипал его и бросил в ноги Диогену, сказав, что это человек).

· Движения в мире нет. В мире существует только покой, устойчивость и неизменность.

h) Киренаическая школа Þ киренаики. Представитель – Аристипп (идея гедонизма): цель человеческой жизни – удовольствие и наслаждение.

i) Платоновская школа (академия). Платон не просто беседовал с учениками, он основал академию: он купил здание, которое находилось в саду в честь Академа Þ отсюда название. Он поставил процесс обучения на поток. Платон верил в академический метод (лекционно-семинарский): один или несколько преподавателей читают студентам несколько лекций, а затем со студентами по прочитанным темам проводится семинар. Этот метод реализован во всех академиях, институтах и университетах. Платоновская академия это учебное заведение с самыми богатыми традициями за всю историю человечества. Он умер в IV веке до нашей эры, а созданная им академия просуществовала 915 лет (сейчас там музей, а академия в другом здании уже 130 лет). Идеи:

· Весь мир состоит из двух областей: мир вещей и мир идей. Мир вещей это бледная копия мира идей.

· Цель познания – это познание мира идей. Познание рассматривается как процесс воспоминания. Платон верил в переселение человеческой души. Более того, он считал, что человеческая душа многократно была в мире идей и способна как бы вспоминать о нем, подпитывая человеческое тело новой информацией: душа путешествует из тела в мир идей во время сна; душа улетает из умершего человека в мир идей и потом вселяется в другого человека, только что родившегося.

· Цель государства – счастье всех людей. Государство определяет для всех людей где счастье и ведет к этому счастью всех людей, если потребуется, то и железной рукой

Þ Платон сделал сознательный выбор в сторону объективного идеализма.

j) ликей Аристотеля. Представитель – Аристотель – ученик Сократа, Платона. Студент в академии Платона, преподаватель в Академии. Стал помощником Платона. Однажды сказал: «Платон мне друг, но истина дороже» - и оставил Академию. Едет к Александру Македонскому, становится его наставником. Основал свою школу – ликей. Занятия проходили в саду в честь Аполлона Ликейского Þ отсюда название. Система занятий в корне отличалась от платоновской. Аристотель купил участок сада. В нем он гулял с учениками и философствовал. (История показала, что Академия Платона лучше). После смерти Аристотеля ликей прекратил свое существование. Идеи:

· Аристотель говорил, что Платон ошибочно удваивает мир Þ Аристотель делает выбор в сторону дуализма: человек и окружающий мир равнопервоначальны.

· Цель государства – счастье каждого человека, то есть государство создает равные условия для всех и этим ограничивается. Каждый человек сам определяет, где его счастье и сам движется к нему, используя необходимые ему средства. У разных людей может совпадать представление о счастье, но каждый реализовывает его по-разному.

 

Платон и Аристотель одинаково выделяют:

  1. 3 слоя общества:

a) правители, управляющие обществом (считали, что правитель должен быть философом)

b) воины, защищающие это общество

c) ремесленники и торговцы, которые производят все необходимое для общества.

Платон и Аристотель разделили людей на 3 слоя, но был еще и четвертый – рабы.

  1. 3 формы государства:

a) монархия – власть одного человека

b) аристократия – власть группы людей

c) демократия – власть народа.

Оценки: хуже всего демократия, лучше всего монархия, а для Греции больше всего подходит аристократия. Каждая из этих форм может быть законной и незаконной. Незаконная монархия – это тирания (предыдущий правитель убит). Незаконная аристократия – олигархия. Незаконная демократия – охлократия («безумные толпы»).

 

 

ДРЕВНИЙ РИМ

 

Школы философии:

  1. Эпикурейская школа. Представители: Эпикур, Тит Лукреций Кар. Идеи:

a) Главная идея – развитие атомистических идей Левкиппа и Демокрита.

b) Главное для человека и общества – стремление к свободе.

c) Выступают против религиозных суеверий, так как освобождение от страхов – это путь к счастью и свободе человека.

d) Гедонизм: цель человеческой жизни – наслаждение и удовольствие

e) Плюс все атомистические идеи.

  1. Скептицизм. Представители: Пиррон, Энсидем, Секст Эмпирик. Идеи:

a) Сомнение в истинности и даже возможности человеческого познания, то есть именно здесь – корни агностицизма.

b) Счастье человека это спокойствие и отсутствие эмоций, то есть аскетизм.

  1. Стоицизм (город Стоя Þ стоики). Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Идеи:

a) Дуализм человека и природы, то есть человек и природа равноправны и являются первоосновой мира.

b) Разум человека не только отражает окружающий мир, но и творит его (например, метро, трамваи – все это придумано и создано разумом человека).

c) Миром правит мировой разум, который они называют логос.

d) В мире господствует строгая необходимость. Все предопределено (это фатализм).

  1. Электизм. Представитель – Цицерон. Идеи:

a) Разработка философской терминологии. Цицерон дал определение многим философским понятиям.

b) Эклектика – это смешение разных стилей, порой внутренняя противоречивость и нелогичность (Цицерон – мастер публичного выступления).

  1. Неоплатонизм. Представитель – Плотин. Неоплатонизм происходит от платонизма Þ это перевод с греческого на латинский трудов Платона, а еще пропаганда его идей.

 

 

III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (II – XIV века)

 

Основные черты:

  1. теоцентризм (тео – бог) Þ в центре философии – Бог.
  2. возникновение, а затем и господство двух мировых религий: христианство и мусульманство (ислам). Ислам возникает в VII веке на Аравийском полуострове.
  3. философия становится пессимистичной, то есть очень много говорится о конце света, страшном суде, апокалипсисе.

 

Направления средневековой философии:

  1. Апологетика. Представители: Юстин Мученик, Тертуллиан. Идеи:
    • Главная идея – защита христианства с помощью философии от других религиозных течений и, прежде всего, от язычества и ересей.
    • Между христианством и другими религиями много общего, следовательно, основные положения христианства верны.
    • Античное философское наследие также доказывает правильность христианства \9используют Платона, а потом все больше Аристотеля).
    • Тертуллиан говорил: «Я верю, ибо это невозможно!»
  2. Патристика (или учение отцов церкви, первых священников). Представитель Августин Блаженный-Аврелий. Идеи:

· Главная проблема философии – Бог. Бог сотворил мир и сотворил человека по своему образу и подобию.

· Бог – источник всех истин.

· Знание о нем может быть получено только путем веры, откровения и мистики.

· Все заранее предопределено Богом, и изменить ничего нельзя (религиозный фатализм).

· Душа индивидуальна. Это искра божья, и она не может переселяться. Все грехи – на человеческой душе, и после смерти всех ждет страшный суд и ответ за свои грехи.

· Природные катастрофы (землетрясения, наводнения, извержения вулканов), голод, эпидемия, войны, революции – это наказания людям за грехи. Путь устранения этого – усердие в обращении к Богу.

· История человечества это библейская история.

· Государство – это результат договора человека и Бога. Власть в обществе – от Бога. Главными в обществе являются религиозные законы. Идеал государства – теократическая монархия (Ватикан).

· Для блага человека церковь может использовать принуждение (Инквизиция)

· Существует 2 града: град небесный и град земной. Град земной – это царство зла, порока и алчности. Град небесный – благодати и добродетели.

· Во всем мире и даже в душе человека происходит вечная борьба града небесного и града земного, Бога и дьявола.

  1. Схоластика. Представитель – Фома Аквинский. Соглашался с Августином Блаженным, но добавлял:

· Мир – творение Божие, а природа – подножие небесного храма.

· Бог – причина и цель мира.

· Существование Бога можно доказать опытным путем, и природа есть такое опытное доказательство.

· Есть гносеологическое доказательство Бога: в мире существуют истины (например, 2+2=4), их много и они разные, значит в мире должна быть абсолютная истина, и эта абсолютная истина – Бог.

· Аксиологическое доказательство Бога: в мире много разных ценностей, значит должна быть абсолютная ценность, и это есть Бог.

· Этическое доказательство Бога: в мире есть мораль и нравственность, высшая мораль и нравственность – Бог.

· Эстетическое доказательство Бога: в мире есть гармония и красота, значит кто-то должен был это устроить (иначе был бы хаос), и это Бог.

· Теория двойственной истины (что касается познания, то это то, что предлагает Фома Аквинский): истины веры (религия) выше истин разума (наука).

· В процессе познания участвуют души людей: предметы действуют на наши души, и мы получаем знания об окружающем мире.

· Государство – результат договора человека с Богом, идеал государства – теократическая монархия.

· Главная добродетель человека – подчинение вере.

· Социальное неравенство в обществе от Бога, поэтому с ним необходимо смириться.

  1. Номинализм. Представители: Ансельм Кентерберитский, Дунс Скотт, Уильям Оккам.
  2. Реализм. Представители: Иоганн Скотт Эриугена, Пьер Абеляр.

Причина разделения философии на номинализм и реализм это спор об универсалиях или наиболее общих понятиях. Реализм считал, что существуют универсалии, а не единичные предметы. То есть реализм – это крайняя форма идеализма. Номинализм утверждал, что существуют лишь конкретные единичные предметы, а универсалии – лишь абстракции, которые существуют номинально. Фактически, спор между номиналистами и реалистами шел вокруг главной универсалии – вокруг понятия Бог: что есть Бог? Абстракция или реальность?

  1. Мистика. Представитель – Августин Блаженный. Мир может быть познан лишь путем веры, откровения и интуиции. Никакая наука здесь помочь не может.

 

ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: АРАБСКАЯ, МУСУЛЬМАНСКАЯ, БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Отличия исламской философии от христианской:

  1. если о христианской философии говорят II – XIV века, то о мусульманской – VII – XIV века.
  2. высокий уровень экономического и научного развития (этому способствовали особенности климата и почвы). Алгебра, география, химия – в мусульманских странах.
  3. существовало единое арабское и мусульманское государство – арабский халифат – в то время это наиболее крупное и развитое государство. В Европе все было по-другому: множество разных государств, и они были раздробленны.
  4. складывается высокоразвитая многонациональная арабская культура, которую объединяли:

a) единый арабский язык

b) единая вера – Ислам

  1. в философии выделяются 2 главных тенденции:

a) калам – это философское объяснение Корана

b) свободомыслие – атеистическое истолкование философии Аристотеля.

 

Три группы идей, характерных для исламской философии:

  1. Аль-Кинди (800 – 870 годы), Аль-Фараби (870-980 годы). Идеи:
    • Стремление соединить Аристотеля и неоплатонизм. У Аристотеля брали логику, а из неоплатонизма – онтологию.
    • Признают божественное сотворение мира.
    • Идеи всеобщей причинности, то есть религиозный фатализм.
    • Главная причина сотворения мира – божественная воля.
    • Игра космического разума позволяет человеку познавать мир. Эта искра есть в каждом человеке.
    • Выделяют 3 ступени человеческого познания: 1 – логика и математика, 2 – естествознание, 3 – философия.
    • Каждая мысль, осмысленная до конца, позволяет увидеть в себе, как в зеркале, всю вселенную.
    • Предложили свою модель идеального государства – «добродетельный город» - этим добродетельным городом управляет имам, который сочетает государственную и религиозную власть и является философом.
  2. Абу Али Ибн-Сина (980-1037 годы). Он был философом и врачем, написал более 100 книг, из них 80 по медицине. Идеи:

· Мир вечен и несотворим.

· Теория эманации – истечение: мир предполагает в себе возможность появления всех вещей, но эта возможность реализуется вследствие абсолютной причины (Бога), то есть речь идет о взаимодействии двух начал, материального и идеального, то есть дуализм.

· Кроме материальной и идеальной существует промежуточная инстанция – душа. По своей природе она идеальна, но заключена в материальном теле. Существует 3 вида душ: 1 – растительные, 2 – животные, 3 – разумные.

· Существует 2 степени человеческого познания: 1 – чувства дают практические знания для отличия добра и зла, 2 – разум дает теоретические знания для отличия истины и лжи.

· Главная цель познания – самопознание и познание Бога.

Вывод: метафизичность и двойственность философии Ибн-Сины, но в ней больше материализма.

  1. Ибн-Рушд (1126-1198 годы). Идеи:

· Мир первичен, вечен и бесконечен.

· Изменить мир могут только внутренние, а не внешние причины. Это метод диалектики.

· Мир имеет движение в своей основе. Бог определяет цель развития мира, но Бог безличен. Разрабатывает теорию двойственной истины. Религия – это низший вид истины, он для толпы. А философия – это высший вид истины – для элиты.

· Оптимизм при осмыслении человеческой истории. Человек должен преодолеть свое скотское состояние.

· Технократизми опора на научные знания.

· Женское равноправие.

 

IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI века)

 

Основные особенности:

  1. всего 200 лет, но по вкладу в мировую культуру и в мировую философию он ничуть не меньше по своему значению, чем предыдущий этап.
  2. после 1200 лет господства религиозной философии возрождались античные традиции:

§ интерес к изучению природы (Милеет, Эфес)

§ внимание к проблемам человека (софисты, Сократ, Аристотель)

§ интерес к проблемам власти и государства (Платон, Аристотель).

  1. время кризиса и разложения феодализма, появления предпосылок капиталистического (буржуазного) общества.
  2. сдвиг в материальном производстве: появляется порох, водяной двигатель и другие открытия.
  3. начинается эпоха великих географических открытий.
  4. складываются основы мировой торговли
  5. переход от ремесленного производства к мануфактурному
  6. укрепление государственной власти, наступление на монополию церкви, но церковь не сдается Þ намечается противостояние светской и духовной власти
  7. складывается противовес церковной философии – светская философия

 

Основные черты эпохи возрождения:

  1. теснейшая связь с развитием естествознания:

a) астрономия Николая Коперника и Джордано Бруно

b) великие географические открытия

ß

возрождение натурфилософии

  1. индивидуалистический характер философии. Существуют не только философские школы и направления, но и самобытные философские системы отдельных философов.
  2. плюрализм философских мнений, идей, школ и направлений.
  3. резкое изменение философской проблематики:

a) главный вопрос философии уже не о Боге, а о человеке, то есть антропоцентризм (антропос в переводе с греческого – человек). Вся философия этой эпохи это гимн человеку и его разуму.

b) Пантеистическая картина мира – Бог растворен в природе. Природа это и есть Бог, он в каждом листочке…

c) Проблема достоинства человеческой личности. Идеалом человека этой эпохи является гармонически развитая личность с активной жизненной позицией.

d) Складывается философское течение гуманизма, отрицающее средневековую схоластику, предлагающего свою модель будущего: отвергает аскетизм, пропагандирует гедонизм.

e) Возрождается интерес к проблемам власти и государства.

  1. широчайшее использование античной философии.

 

В эпоху возрождения формируется 2 типа философов:

1) непрофессиональные философы – это люди, основная профессия которых не была связана с философией, но, занимаясь своим делом, они выражали философские идеи, решая их средствами своей непосредственной деятельности. Представители: Данте Алигьери (итальянский писатель), Петрарка (итальянский поэт), Джованни Боккаччо (итальянский писатель, автор сказок для взрослых), Леонардо да Винчи, Лоренцо Вала (итальянский писатель), Пико дела Мирандолла (итальянский художник), Николай Коперник (польский астроном), Джордано Бруно (итальянский астроном).

2) Профессиональные философы. Представители: Николай Кузанский (Италия), Томас Мор (Англия), Томазо Компанелла (Италия), Николо Макиавелли (Италия), Гуго Гроций (Франция), Жан Баден (Франция), Мишель Монтень (Франция), Эразм Роттердамский (Голландия).

 

3 основных философских направления в рамках философии этой эпохи:

1. философский гуманизм. Это направление возникает первоначально в Италии в сфере культуры и искусства, а затем распространяется на другие страны на другие сферы и философию в целом. Представители: Данте, Петрарка, Боккаччо, да Винчи, Вала, Мирандолла, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень. Главная идея – признание прав и свобод человека, идея счастья и равенства, справедливости и милосердия, развития творческих сил и способностей каждого человека, духовное возрождение античной философской антропологии, критика духовной деспотии, средневековой схоластики. Решение философских проблем художественными средствами.

2. натурфилософия. Представители: Н.Коперник, Дж.Бруно, Н.Кузанский) от греческого натура – природа, то есть философия природы.

a) Н. Коперник и Дж.Бруно, все их идеи можно разделить на 3 группы:

1) Онтология и космология:

· Пантеизм

· Мир никем не сотворен, вечен и бесконечен

· Гелиоцентрическая модель вселенной (гелио – солнце)

· Существует бесконечное множество миров, и наша планета лишь один из этих миров. На это утверждение Римская Католическая Церковь отвечала, что наука пока не предоставила подобных фактов, а значит Бруно не прав.

· Во вселенной идет непрерывное движение и развитие

· Мир есть совпадение Бога и материи, духа и природы, их единства.

· Гилозоизм – вся природа одухотворена, даже камни имеют душу.

· Мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов/коркускулов/монад.

2) гносеология или теория познания:

· сомнение – это исходная предпосылка познания

· существуют 2 ступени человеческого познания: чувства (первичная информация) и разум (обобщает, анализирует и проверяет чувства)

· этапы познания: 1 – воображение, 2 – рассудок, 3 – интеллект, 4 – ум.

· Познание это бесконечный процесс

· Критика теории двойственной истины: считали, что истина едина и постигается рациональным знанием.

3) этика:

· душа человека смертна, все грехи на душе

· человек в своей жизни должен выполнить 2 завета: 1 – преодолеть страх смерти, то есть познать мир, 2 – быть активным

· поступки – это критерий нравственности человека. Здесь говорят об этике героического энтузиазма.

b) Н.Кузанский (жил в городе Кузано):

· Теория ученого незнания или скептицизм, то есть сомнение в возможности человеческого познания

· Пантеистическая картина мира. Бог это абсолютный максимум и абсолютный минимум.

· Мир и Бог вечны, несотворимы и неуничтожимы.

· Человек это высшая ступень развития природы, микрокосм, то есть содержит в себе весь большой мир Þ понятие «богочеловек»

· Познание мира – есть познание Бога, так как мир и Бог находятся в единстве («Бог в мире, мир в Боге»).

· 4 ступени познания, дающие образ предмета: 1 – чувственное восприятие, 2 – рассудок (выделяет противоположности), 3 – разум (сопоставляет противоположности), 4 – интуиция (созерцает выделенные противоположности), то есть диалектический характер познания и иррационализма.

3. Социально-философские теории. Представители: Т.Мор – «Утопия», Т.Компанелла – «Город солнца», Ф.Бэкон – «Новая Атлантида», Н.Макиавелли, Д.Вико, Т.Мюнцер, Ж.Боден, Г.Гроций. в этих книгах описаны идеальные государства будущего, где все люди равны, нет войн, революций, социальных конфликтов, где личные интересы находятся в гармонии с общественными. Но есть недостатки: не описаны пути построения такого государства и «уравниловка» (здесь нет места инициативе человека).

ß

Из-за несбыточности – утопические теории.

Боден, Гроций:

· Теория естественного права

· Теория общественного договора

· Теория гражданского общества

· Теория разделения властей и единства власти.

 

V. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII века)

 

Основные черты эпохи:

  1. XVII век – это новое время, а XVIII век – это просвещение.
  2. период гибели феодализма и становления буржуазных отношений. В это время происходят буржуазные революции в Голландии, Англии, Франции.
  3. на смену ремесленному производству приходят мануфактуры, основанные на ручном наемном труде.
  4. бурное развитие науки. Галилео Галилей – астроном, Исаак Ньютон – физик (Þтеория всемирного тяготения и дифференциальное исчисление). Изобретения эпохи: телескоп, барометр, механические часы, магнит, геометрия Декарта, интегральное исчисление (Лейбниц), микроскопы, законы Бойля-Мариотта… Þ эти изобретения дали возможность изучения микро- и макромиров и способствовали более глубокому изучению того мира, который мы непосредственно воспринимаем без этих приборов.
  5. исходя их этого, вся философия, по сути, становится гносеологией, то есть изучает, главным образом, познание и науку как высшую форму познания.
  6. первоначальное накопление капитала. Усиление эксплуатации в своих странах, развитие международной торговли Þ великие географические открытия (открыты Австралия и Антарктида) Þ колонизация, войны за колонии.
  7. ослабление позиций церкви, и, как следствие, религиозной философии.
  8. в XVIII веке научное знание распространяется вширь, выходя з кабинетов и лабораторий, институтов и университетов. Становится достоянием большинства людей.
  9. уверенность в мощи человеческого разума, его безграничных возможностях в прогрессе наук
  10. в центре философии – критика религиозной схоластики и метафизики, развитие диалектики и гносеология, взаимосвязь философии и естественных наук, умеренный атеизм.

 

В философии просвещения и нового времени принято выделять следующие основные направления (5 или 6):

1. эмпиризм. В основе познания – опыт.

2. сенсуализм (от латинского сенсис – чувствовать). Главной ступенью человеческого познания является чувственное познание.

Эти направления очень близки, и поэтому иногда говорят, что основу познания составляет чувственный опыт каждого человека. Представители (1+2): Ф. Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк.

3. рационализм. Основа познания – человеческий разум. Представители: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц.

4. агностицизм. Мир непознаваем. Представители: И.Кант, Д.Юм, Дж.Беркли.

5. французское философское просвещение: Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Жан Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций.

6. немецкая классическая философия: И.Кант, Иоганн-Готлиб Фихте, Фердинанд Шеллинг, Г. Гегель.

 

Френсис Бэкон, лорд канцлер хранитель королевской печати. Сознательно восстановил материализм на базе естествознания: материя вечна, состоит из первичных элементов, находится в самодвижении (онтология). Гносеология:

  1. чувствительный опыт – основа познания
  2. теория двойственной истины: существует 2 вида знаний – теология (знание, внушаемое Богом) и философия (знание, идущее из человеческой души).
  3. ступени познания: 1 – память (история), 2 – воображение (поэзия, литература, искусство), 3 – разум (философия).
  4. цель познания и особенно науки – объяснение окружающего мира для увеличения власти человека над природой, то есть практическая направленность науки
  5. наука – это средство, а не сама цель. «Знание – сила».
  6. выделяет 3 возможных пути познания:

a) путь муравья: масса фактов, простое накопление фактов, но нет научной теории.

b) Путь паука: выведение истины из самого себя.

c) Путь пчелы: от опытных данных или эмпирических фактов к обобщению и выводам на основе индукции.

  1. правильному результату познания мешают так называемые идолы или предрассудки, искаженные образы действительности, ложные понятия и представления. Таких идолов 4:

a) идолы рода: это несовершенство органов чувств человека

b) идолы пещеры: возникают в результате воспитания особенностей психического склада и индивидуальных характеристик отдельных людей

c) идол рынка или площади: это неправильное употребление слов

d) идолы театра: это излишняя вера в авторитеты или силу традиции.

  1. изменить общество путем не социальной, а научно-технической революции.

 

Рене Декарт:

  • основа познания – человеческий разум, то есть понятие «разума» он использует не только в гносеологии, но распространяет его на онтологию.
  • Человеческий разум беспределен
  • Очевидность – критерий истины
  • Познание начинается с сомнения и часто происходит на основе интуиции (предвосхищение знаний, получение их до собственного опыта). Пример: в начале XIX века ученые, наблюдая в телескоп, обратили внимание, что самая дальняя из открытых планет – Юпитер – движется не так, как предписывает закон тяготения. Логично было предположить, что за ней есть еще хотя бы одна планета, масса которой не меньше, чем у Юпитера (планета Уран была открыта «на кончике пера»).

 

И.Кант, Д.Юм, Дж.Беркли: окружающий нас мир есть комплекс наших ощущений. Эти ощущения связаны с природной структурой и особенностями работы наших органов чувств. Снег белый только потому, что благодаря особенностям устройства нашего зрения мы его видим белым. На самом деле он может быть какого угодно цвета: красный, зеленый, синий… Но узнать это нам никогда не суждено, то есть существуют пределы нашего сознания. Кант – умеренный агностик, так как говорит, что можно узнать явление, но не сущность. Юм, Беркли – крайний агностицизм – вообще ничего нельзя узнать, ни явления, ни их сущность.

 

Вольтер, Дидро, Ламетри, Руссо, Гольбах, Гельвеций:

  1. онтология:

a) критика агностицизма и субъективного идеализма Беркли и Юма. «Чувства нас не обманывают, а дают правильную информацию об окружающем мире».

b) Критика объективного идеализма Платона – «первоосновой всего сущего является мир», то есть идея материализма

c) Деизм и пантеизм. Деизм: существует 2 первоначала – Бог и мир. У Бога 2 функции: Бог это первоначало и цель мира.

Вывод: в понимании природы французские просветители были материалистами, но их материализм был метафизическим и механистическим.

  1. гносеология:

a) у человека нет врожденных идей, нет врожденного опыта, человек представляет собой чистую доску. Человек это табула раса или чистая доска.

b) Основу познания составляет чувственный опыт (очень близки к эмпиризму и сенсуализму)

c) Практика как индивидуальный опыт каждого человека есть критерий истины

d) Партийность познания искажает его результаты, то есть интересы людей и их групп влияют на процессы познания

  1. социально-философские взгляды:

a) теория естественного права и общественного договора

b) теория разделения властей и единства власти

c) теория гражданского общества

d) история человечества – прогресс человеческой нравственности (был золотой век развития человечества, а затем нравы постоянно ухудшались)

e) частная собственность – основа войн и частных конфликтов

f) идеальное государство – разум, свобода, равенство, братство.

 

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Философию Канта принято делить на 2 периода: докритический (до 1770 года) и критический (с 1770 года). Критический:

· критика чистого разума

· критика практического разума

· критика способности суждения

Основную задачу философии в этот (критический) период Кант сформулировал так: ограничить возможности человеческого разума, чтобы освободить место для веры. Кант был умеренным агностиком, он считал, что можно познать явления, но не сущности вещей, то есть «мы можем ответить на вопрос как что-то происходит, но никогда не сможем ответить почему что-то происходит именно так, а не иначе».

Кант разработал категорический императив, или основной нравственный закон: Бог на небе, и нравственный закон во мне определяет все мои поступки. Нравственный закон Канта очень похож на золотое правило Конфуция (не делай другим того, чего не хочешь себе). Кант не был идеалистом, но в его философии заложена тенденция идеализма. Поэтому большинство немецких философов стали идеалистами. Фихте – субъективный идеалист, Шелер – объективный идеалист. Гегель – абсолютный идеалист (его объективный идеализм был доведен до абсолютного предела). Фейербах – метафизик.

Все немецкие философы были идеалистами и диалектиками, а Фейербах был материалистом и метафизиком. Марксизм взял у всех диалектизм, а у Фейербаха – материализм.

 

VI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Термин «современная философия» принято относить к философским идеям, взглядам и концепциям XIX – XX веков и начала XXI века. При этом необходимо иметь в виду, что большинство этих идей сформировались во второй половине XIX века и получили существенное развитие в ХХ веке.

XIX ВЕК

В конце XVIII века произошла Великая Французская Революция, повлиявшая на развитие человечества в XIX – ХХ веках. С начала XIX века в Великобритании, а затем и в других европейских странах начинается промышленный переворот. Мануфактуры уходят в прошлое и на смену им приходит крупное машинное производство. Люди фактически становятся юридически свободными. В связи с тем, что крупное машинное производство неизбежно вытесняет людей на улицу, появляется безработица, и первоначально люди «обвиняют» в этом машины. В частности в Великобритании появляется движение луддитов (разрушителей машин).

В начале XIX века по всей Европе происходят так называемые наполеоновские войны.

Расширение интеллектуальной сферы. В это время были сделаны крупные научные открытия, особенно в геологии, биологии и органической химии (клеточное строение растительных и животных организмов, закон сохранения массы и энергии, эволюционная теория Чарльза Дарвина).

Новое представление о возможностях человека по отношению к природной физической среде – «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» («Отцы и дети» И. С. Тургенев).

Центр интеллектуальной и философской мысли перемещается в Германию. Два самых крупных направления XIX века, немецкая классическая философия и философия марксизма, появились именно в Германии, потому что именно здесь наиболее удачно и последовательно прошла реформация католической церкви. После реформации в рамках христианства появляется протестантизм.

Появление наряду с традиционной классической философией нового направления, которое получило название неклассическая философия. Ее смысл заключается в том, что, во-первых, в орбиту философии включаются новые нетрадиционные для классической философии темы (например, существование человека в чуждом ему мире, процесс общения между людьми), и во-вторых, смысл неклассической философии заключается в том, что даже традиционные для философии темы решаются новыми нетипичными для философии методами.

Среди направлений современной классической философии в XIX веке необходимо отметить 2 наиболее крупных:

1. немецкая классическая философия

2. философия марксизма.

 

Немецкая классическая философия.Георг Гегель довел объективный идеализм до высшего предела, и его учение получило название абсолютный идеализм. По его мнению, в основе всех явлений природы и общества лежит некий абсолют или мировой разум. В своем развитии этот абсолют проходит 3 этапа:

a) абсолют сам по себе

b) абсолют в природе

c) абсолют в обществе.

Кроме идеализма необходимо отметить диалектический метод Гегеля. Диалектику он понимает как всеобщий принцип, в основе которого взаимосвязь единства и развития природы, общества и человека:

Ø открыл 3 закона развития (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания)

Ø панлогизм, то есть в основе всего жестокая логика

Ø пантеизм

Ø триарность (тезис, антитезис, синтез или синтезис).

Социально-философские взгляды Гегеля:

· принцип историзма: человеческое общество меняется с течением времени

· это изменение носит характер прогрессивного развития

· выделяет 3 стадии развития общества: 1 – право, когда в обществе действуют только законы (разной формы), 2 – мораль, при этом ограничивается внешняя принудительность права, 3 – нравственность, она основана на нормах, обычаях и традициях в реальной жизни

· человек и общество в процессе развития постепенно приходят к свободе, то есть к познанной необходимости

· идеалом исторического развития общества является Европа и особенно Германия

· оценка Гегелем войны в жизни человеческого общества: «Так же как ветер не дает озеру загнивать и превращаться в болото, ток и война не позволяет человеческому обществу остановиться в своем развитии, предотвращает его от загнивания».

· «Все действительное – разумно, все разумное – действительно». Все ученики и последователи Гегеля по отношению к этой фразе разделились на 2 группы: младогегельянцы и старогегельянцы. Старогегельянцы, идеалисты, понимали сказанное так: все, что есть, должно оставаться таким, как есть. То есть надо смириться, в том числе и с несправедливым обществом. Представители: Ф.Ницше, А.Шопенгауэр. Младогегельянцы, материалисты, понимали сказанное так: неразумное должно быть уничтожено. Представители: Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс.

Философские взгляды материалиста Л.Фейербаха:

§ человек – первооснова мира

§ отстаивал самоценность и значимость каждого конкретного человека во всей полноте его телесного и духовного бытия

§ человек не только природное, но и общественное существо. «Каждый человек есть совокупность общественных отношений».

§ Критика религии «Религия возникает там и тогда, где обманщик встречает глупца» (Руссо).

§ В понимании познания был критиком агностицизма и сторонником эмпиризма и сенсуализма

§ История развития общества связана с развитием религии.

 

Философия марксизма. К.Маркс (1818-1883 годы) и Ф.Энгельс (1820 – 1893 годы).

  1. Маркс и Энгельс вначале испытали влияние философии И.Канта, а затем Г.Гегеля и были представителями младогегельянства. Но примерно с середины сороковых годов XIX века они переходят на позиции революционного демократизма, смысл которого состоял в соединении философии с политикой.
  2. основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос имеет 2 стороны:

a) что первично, что вторично: материя или бытие? (Þ материалисты, идеалисты, дуалисты)

b) способен ли человек познать окружающий мир? (Þ познавательные оптимисты и агностики).

  1. кроме философской системы существует еще и метод познания и преобразования окружающей действительности (Þ это либо диалектика, либо метафизика).
  2. сознательный выбор в пользу материализма, диалектики и познавательного оптимизма.

 

В учении марксизма можно выделить 2 раздела:

  1. философия природы или «диалектический материализм»:
    • первичен мир, а не сознание человека или Бог, таким образом марксизм – атеистическая философия
    • человек способен познать окружающий его мир. Критерием истины такого познания является практика, но практика общечеловеческая, а не индивидуальный опыт отдельного человека.
    • Активность человеческого сознания. «Сознание человека не только отражает мир, но и творит его» (Энгельс).

С этим согласны все и всегда, даже критики марксизма.

  1. социальная философия (философия общества) или «исторический материализм».

a) Основу исторического материализма составляют 2 крупные идеи: материалистическое понимание общества и основной вопрос философии- бытие определяет сознание. Так же как бытие определяет сознание, так и общественное бытие определяет общественное сознание. В общественном бытии наиболее важную роль играет экономическая составляющая или материально-производственные отношения, а все остальные составляющие (социальной, политической, духовной сферы) определяются экономической стороной. Энгельс (Маркс) говорил: «Прежде чем заниматься наукой, искусством или политикой, человек должен есть, пить, иметь жилище». Вводятся новые категории в материалистическое понимание общества – производительные силы и производственные отношения. Производственные отношения – отношения между людьми, которые складываются в процессе производства, сердцевиной их являются отношения собственности. Производственные силы делятся на 2 формы: 1 – сам человек или люди, 2 – средства производства. Они в свою очередь делятся на средства труда и предметы труда. Средства труда – это то, что человек использует в процессе труда (например, молоток). Предмет труда – это то, на что воздействуют средством труда (например, гвоздь). Между производственными силами и производственными отношениями существует тесная взаимосвязь в виде закона соотношения производственных отношений по характеру и уровню производственных сил. В этой взаимосвязи наиболее подвижны производственные силы, они меняются быстрее, чем производственные отношения, и все конфликты в обществе, все революции происходят из-за того, что старые производственные отношения уже не соответствуют новым производственным силам.

Вводится понятие «общественно-экономическая формация». В ее основе находится господствующий способ производства, который представляет собой совокупность производственный сил и производственных отношений. В любом обществе в любое время существует по крайней мере 3 уровня взаимосвязи между производственными силами и производственными отношениями: 1 – остатки старых производственных сил и производственных отношений, 2 – господствующие производственные силы и производственные отношения, 3 – нарождающиеся производственные силы и производственные отношения.

Общественно-экономическая формация – это конкретное общество в определенный момент времени на основе господствующего способа производства и политической власти. Þ материалистическое понимание истории.

b) Марксизм в истории человечества выделяет 5 типов общественно-экономической формации:

§ Первобытно-общинная

§ Рабовладельческая

§ Феодальная

§ Буржуазная или капиталистическая

§ Коммунистическая

c) в основе смены общественно-экономических формаций лежит классовая борьба как движущая сила истории

d) высшей формой классовой борьбы является социальная революция, и марксизм выделяет следующие типы социальных революций: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая или буржуазная, и социалистическая.

e) Идея, решающая роли народных масс в истории: марксизм никогда не преувеличивал роли великих людей в истории. Они могут лишь ускорить или замедлить развитие истории, но не определяют ее ход.

f) Идея, определяющая роли пролетариата в борьбе за освобождение всех трудящихся: так как пролетариату нечего терять, кроме своих цепей.

g) Необходимость слома буржуазного государства и создания государства диктатуры пролетариата.

h) Для осуществления социалистической революции и построения нового государства пролетариату нужна своя политическая партия (то есть наиболее образованная часть).

i) Единство национально- и социально-классового освобождения

j) Идея непрерывности революции, то есть возможности при определенных условиях перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

 

Существует еще 3 направления классической философии:

1. неотомизм (назад к Ф.Акквинскому)

2. неокантианство (назад к И.Канту)

3. неогегельянство (назад к Г.Гегелю).

 

ХХ ВЕК

 

  1. это время величайших научных открытий, революций и войн, а также экологических катаклизмов.
    • Теория относительности А.Эйнштейна
    • Учение о строении атома (Резерфорд и Бор)
    • Теория радиоактивности (Пьер и Мари Кюри)
    • Генетика (Т.Морган)
    • Кибернетика (Норберт Винер)
    • Микробиология и иммунология (Луи Пастер)
    • Освоение космоса
    • Электричество, телевидение, радиосвязь
    • Компьютеризация
  2. широкое применение достижений науки в производстве и повседневной жизни (автомобильная, авиационная, бытовая техника, различные виды электростанций: АЭС, ГЭС, ТЭС)
  3. это время научно-технической революции:

§ синтез науки, техники, производства и повседневной жизни

§ коренное качественное относительно быстрое изменение производственных сил и, как следствие, производственных отношений.

  1. время двух мировых и около двух сотен региональных войн
  2. время невиданных революций
  3. период страшнейших экологических потрясений и катастроф, в результате в отдельных регионах мира голод, нищета, преступность
  4. неравномерность развития различных государств и регионов мира
  5. изменение отношения людей к окружающей среде
  6. мозаичность философского знания, отсутствие общепризнанных лидеров, диалог множества различных направлений и школ, течений и концепций
  7. преимущественное развитие неклассической философии, то есть в орбиту философии, во-первых, включаются нетрадиционные темы (выживание человека в чуждом ему мире, наиболее общие типичные структуры человеческого сознания, процесс общения между людьми), а во-вторых, традиционные для философии темы исследуются нетрадиционными методами.

 

Основные направления современной неклассической философии:

  1. философия жизни и экзистенциализм. Экзистенция (от английскойго существование) это философия существования. Философия жизни (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр): теория героев и толпы; воля – основная характеристика человека, стремящегося стать лидером или героем. Экзистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер, А.Камю, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр):
    • человек вброшен в чуждый ему мир
    • его задача – приспособиться и выжить
    • сделать это можно только в так называемой пограничной ситуации, когда жизнь человека поставлена на карту
    • выжить можно только при максимальной мобилизации всех человеческих сил и возможностей.
  2. позитивизм (положительная философия):

a) первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль)

b) второй позитивизм (Э.Мах, Р.Авенариус) «махизм»

c) неопозитивизм – двадцатые – шестидесятые годы ХХ века (М.Шлик – руководитель кафедры физики, Р.Карнап – руководитель кафедры высшей математики – основатели Венского Философского Кружка)

d) постпозитивизм – с семидесятых годов ХХ века (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд)

· основное внимание философия позитивизма уделяет проблемам познания и науки, как его высшей ступени

· основной метод познания – наблюдение, основной способ – опыт

· философия и наука прямопротивоположны. В науке ярко выражен экспериментальный компонент, а в философии – мировоззренческий.

· Необходимо освободить философию от мировоззрения и поставить ей задачу быть наукой о языке других наук.

· Идея демаркации научного знания, то есть отличие науки от ненауки.

· Методом отличия здесь выступает верификация, то есть опытная проверка любого знания.

· Позже постпозитивизм предложил вместо верификации метод фальсификации: если есть какие-либо сомнения в истинности научной теории, то она, скорее всего, верна. Если таких сомнений нет, то теория, скорее всего, ошибочна.

· Конвенциональная теория истины: истина есть результат договора между учеными.

  1. прагматизм (прагма в переводе с греческого польза или выгода). Представители: У.Джемс, Дж.Дьюн, Ч.С.Пирс. что полезно и выгодно – то и есть истина.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.