Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. 1. История и теория развития права



1. История и теория развития права

1. Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий. Было создано множество теорий происхождения права. Это мно­гообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влия­ние на появление права. Часто теории происхождения права созвучны с теориями происхождения государства (например теологическая, психологическая и т. д.).

Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский). Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой

теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создавае­мого государством.1

Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради". Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.

2. Естественно-правовая школа (Г. Граций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.).

Согласно данной теории существует две системы права есте­ственное и позитивное:

естественное право существует объективно, независимо от го­сударства (например право на жизнь, на свободу, на достоин­ство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном за­креплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую спра­ведливость;

позитивное (писаное) право совокупность норм, создавае­мых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

Признание естественных неотъемлемых прав человека -- вели­чайшее достижение юридической науки ХУТП в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины проис­хождения права.

3. Историческая теория происхождения права (Савиньи).Проис­хождение права — стихийный исторический процесс. Оно скла­дывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на кото­ром говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепив­шимся в нормах права с течением времени, а не законам.

Сторонники данной теории отстаивали необходимость изуче­ния истории права. При этом они защищали устаревшие обы­чаи, феодально-крепостнические институты.

4. Нормативистская теория происхождения права (Г. Кельзен).

"При нормативном подходе право рассматривается как система

1 Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. члена-корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп -М.: Юристь, 2001. С. 12.

регулирующих человеческое поведение правил, исключительно ис­ходящих от государства и охраняемых им. Нормативное право-понимание основывается на теории позитивного права, ото­ждествляющего право и закон"1. Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция. Данная теория является полностью противоположной теории естест­венного права (все право — только от государства). Достоинством теории является то. что данной теорией до­казывается:

• связь права и государства;

• его обязательное исполнение всеми субъектами;

• иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов. Недостатки теории в том, что:

• отрицаются естественные права человека;

• теория может служить обоснованием всевластия государства.

5. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Эн­гельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права прежде всего с экономиче­скими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господ­ствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом.

Данная теория близка к жизненным реалиям (право действи­тельно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинст­ва общества). Недостатками теории являются:

• восприятие права как отжившего явления;

• обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопос­тавляется рабоче-крестьянская диктатура).

6. Социологическая теория происхождения права (Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд). Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Теорию оценивают с точки зре­ния ее пользы.

Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике.

Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов.

7. Психологическая теория происхождения права (И. Петражиц-кий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард). Вэмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойст­венно, вступая в различные отношения, испытывать определен­ные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Эти эмоциональные переживания человека Петражицкий на­звал императивно-атрибутивными. Комплекс этих пережива­ний составляет так называемое интуитивное право. Всякое пра­во, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, не­действующее право. Право не связано с государством и с други­ми социальными явлениями, обществом.

Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе соз­дания права учитываются'.

• психологические факторы;

• правосознание общества;

• правовая культура;

• социальная психология.

Недостаток теории заключается в преувеличении роли психо­логических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.

2. Толкование права

Толкование (интерпретация) права - -это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм правасамим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм- - два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам. Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

ПЛАН

1 Текст и контекст нормативного акта

2 Способы и виды толкования

3 Методы и правила толкования

4 Результаты толкования

5 Регулирование процесса толкования Литература

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.