1. Источники права принято рассматривать в широком и узком смыслах.
• в широком смысле — это источник происхождения самих правовых норм;
• в узком смысле — правовая форма, «вместилище», "резервуар", который содержит отдельные нормы права — нормативно-правовой акт.
2. В широком смысле среди источников выделяют:
• естественное право — происходит из самой естественной природы человека, принадлежит человеку от рождения (сторонники данной теории считают, что нет необходимости закреплять в законах основополагающие права (на жизнь, свободу, достоинство и др.));
• писаное право - все то, что создано в результате нормотворчества человека, государственных органов. Наиболее распространенным видом писаного права является нормативно-правовой акт — изданное компетентным государственным органом при соблюдении установленной процедуры формально определенное правило поведения (набор правил), имеющее общеобязательный характер;
• обычное (обычаевое) право — сложившиеся обычай, традиция поступать определенным образом. Обычаям часто впоследствии придается общеобязательная сила. Сборниками обычного права были первые законы, такие как Законы Хаммурапи (Древний Вавилон), Законы XII таблиц (Древний Рим), Салическая правда (франкское государство). Правовые обычаи сохранились как источники права до сих пор, хотя и утратили прежнее значение. Они достаточно широко распространены в торговом, морском, гражданском праве в качестве деловых обычаев (например ИНКОТЕРМС - правила международной перевозки товаров, первоначально были деловыми обычаями, но впоследствии получили официальный статус). В Великобритании велика роль конституционных обычаев. Они часто существуют в устной форме, закреплены в сознании людей в виде высказываний: "Премьер-министр — лидер партии, победившей на выборах", и т. д.;
• юридический прецедент — это решение административного или судебного органа по конкретному делу, которое становится общеобязательным для судов при рассмотрении аналогичных дел. Является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ряд других бывших колоний Великобритании). В связи с этим высока роль судей не только в осуществлении правосудия, но и в создании права ("Право есть то, что говорят о нем судьи"). В последнее время в европейских странах, где прецедент не является источником права, он постепенно приобретает большее значение. Так, в России постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ имеют решающее значение для нижестоящих судов. Однако это лишь элемент действия прецедентного права в континентальной правовой системе;
• правовая доктрина — общепринятая в данном государстве концепция права, состоящая из трудов и исследований авторитет-
ных ученых. Довольно широко используется в правовой семье прецедентного права. Применение правовой доктрины было распространено в Древнем Риме. Суд, вынося приговор, мог ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их мнением принимаемые судебные решения;
• религиозные нормы играют роль источника права в теократических государствах. Принимаемые законы не должны противоречить религиозным нормам. Например в Иране закон перед его принятием проходит обязательную экспертизу на соответствие нормам ислама;
• иные источники.
3. В узком смысле источник права — конкретный вид нормативно-правового акта, содержащего нормы права, "резервуар", в котором находятся конкретные правовые нормы.
В России основными источниками права являются:
• законы:
•Конституция РФ(от 12.12.93, с последними изменениями от 12.07.2006) — закон высшей юридической силы, принятый на всенародном референдуме, закрепляющий основополагающие права человека и основы территориального и государственного устройства. Нормы Конституции имеют жесткий характер (их очень трудно изменить), в силу этого очень стабильны. Конституция РФ 1993 г. является основой всего действующего законодательства России, которое не должно противоречить Конституции;
• федеральные конституционные законы (ФКЗ) — базовые законы, прямо предусмотренные Конституцией, развивающие некоторые положения Конституции и регулирующие наиболее значимые общественные отношения (например режим военного, чрезвычайного положения; организацию судебной системы; порядок проведения референдума и др.).. ФКЗ принимаются в более простом порядке, чем Конституция, но в более сложном, чем обычные федеральные законы,
• федеральные законы (до 1994 г. — законы РФ и РСФСР) -акты высшего законодательного (представительного) органа власти РФ — Федерального Собрания (парламента РФ), принятые с соблюдением особой процедуры, имеющие стабильный и общеобязательный характер и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Закон (федеральный закон, Закон РФ) имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, не являющимся законом (подзаконным актам, например указам Президента, постановлениям Правительства и др., которые должны не противоречить принятым законам);
подзаконные акты:
• указ Президента РФ -решение главы государства (РФ), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни. Указы Президента бывают нормативными (устанавливают правовое регулирование определенных общественных отношений (т. е. правила поведения), заполняют пробелы в праве) и ненормативными (о назначении соответствующего лица на определенную должность). Указы Президента (кроме случаев, специально оговоренных в Конституции и законах) не нуждаются в последующем утверждении, действуют непосредственно, не должны противоречить Конституции и законодательству;
• «постановление Правительства РФ — нормативный акт, изданный Правительством в рамках его компетенции. Как правило, постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных государственных органов, иных вопросов государственной жизни; . иные подзаконные акты.
Помимо федеральных нормативно-правовых актов, в Российской Федерации, на территории субъектов РФ действуют нормативные акты (законы и подзаконные акты) субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовой акт как источник права.
I. Нормативно-правовой акт- изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.
2. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:
• имеет письменную форму;
• имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т. д. (реквизиты);
• обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов;
• имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
• имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений);
• действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
• охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.);
• входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
• содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;
• подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.
Закон и его признаки.
12. Систематизация законодательства.
13. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
1. Закон- нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.
От остальных актов закон отличается тем, что:
• принимается специально уполномоченными органами;
• принимается при строгом соблюдении процессуального порядка; I/ регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные
отношения;
• общеобязателен;
• стабилен;
• обладает высшей юридической силой.
2, Органами, уполномоченными принимать законы, являются:
• Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) - федеральные и федеральные конституционные законы России; .
• законодательные (представительные) органы субъектов РФ -законы субъектов федерации.
Иные органы правомочиями принимать законы не обладают. Особый процессуальный порядок принятия закона(включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.
Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом(на уровне государства), являются:
• вопросы конституционного характера;
• порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• права, свободы и обязанности человека и гражданина;
• порядок создания и деятельности общественных организаций;
• ключевые вопросы в области экономики;
• вопросы обороны и безопасности;
• международные отношения;
• принятие и изменение бюджета;
• установление налогов.
Общеобязательность законаподразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т. д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.
Стабильность законаобеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.
Высшая юридическая сила законазаключается в том, что:
• он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;
• положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.