Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды источников права. 1. Источники права принято рассматривать в широком и узком смыслах.



1. Источники права принято рассматривать в широком и узком смыслах.

• в широком смысле это источник происхождения самих право­вых норм;

• в узком смысле — правовая форма, «вместилище», "резервуар", который содержит отдельные нормы права — нормативно-правовой акт.

2. В широком смысле среди источников выделяют:

естественное право — происходит из самой естественной при­роды человека, принадлежит человеку от рождения (сторонники данной теории считают, что нет необходимости закреплять в законах основополагающие права (на жизнь, свободу, досто­инство и др.));

писаное право - все то, что создано в результате нормотворче­ства человека, государственных органов. Наиболее распростра­ненным видом писаного права является нормативно-правовой акт — изданное компетентным государственным органом при соблюдении установленной процедуры формально определенное правило поведения (набор правил), имеющее общеобязатель­ный характер;

обычное (обычаевое) право сложившиеся обычай, традиция поступать определенным образом. Обычаям часто впоследст­вии придается общеобязательная сила. Сборниками обычного права были первые законы, такие как Законы Хаммурапи (Древний Вавилон), Законы XII таблиц (Древний Рим), Сали­ческая правда (франкское государство). Правовые обычаи со­хранились как источники права до сих пор, хотя и утратили прежнее значение. Они достаточно широко распространены в тор­говом, морском, гражданском праве в качестве деловых обычаев (например ИНКОТЕРМС - правила международной перевоз­ки товаров, первоначально были деловыми обычаями, но впо­следствии получили официальный статус). В Великобритании велика роль конституционных обычаев. Они часто существуют в устной форме, закреплены в сознании людей в виде выска­зываний: "Премьер-министр — лидер партии, победившей на выборах", и т. д.;

юридический прецедент это решение административного или судебного органа по конкретному делу, которое становится об­щеобязательным для судов при рассмотрении аналогичных дел. Является основным источником права в странах англосаксон­ской правовой семьи (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ряд других бывших колоний Великобрита­нии). В связи с этим высока роль судей не только в осуществ­лении правосудия, но и в создании права ("Право есть то, что го­ворят о нем судьи"). В последнее время в европейских странах, где прецедент не является источником права, он постепенно приобретает большее значение. Так, в России постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Су­да РФ имеют решающее значение для нижестоящих судов. Од­нако это лишь элемент действия прецедентного права в конти­нентальной правовой системе;

правовая доктрина — общепринятая в данном государстве кон­цепция права, состоящая из трудов и исследований авторитет-

ных ученых. Довольно широко используется в правовой семье прецедентного права. Применение правовой доктрины было рас­пространено в Древнем Риме. Суд, вынося приговор, мог ссы­латься на труды известных юристов и обосновывать их мнени­ем принимаемые судебные решения;

религиозные нормы играют роль источника права в теократических государствах. Принимаемые законы не должны противоречить ре­лигиозным нормам. Например в Иране закон перед его принятием проходит обязательную экспертизу на соответствие нормам ислама;

• иные источники.

3. В узком смысле источник права — конкретный вид нормативно-правового акта, содержащего нормы права, "резервуар", в ко­тором находятся конкретные правовые нормы.

В России основными источниками права являются:

законы:

Конституция РФ(от 12.12.93, с последними изменениями от 12.07.2006) — закон высшей юридической силы, принятый на всенародном референдуме, закрепляющий основопола­гающие права человека и основы территориального и госу­дарственного устройства. Нормы Конституции имеют же­сткий характер (их очень трудно изменить), в силу этого очень стабильны. Конституция РФ 1993 г. является основой всего действующего законодательства России, которое не должно противоречить Конституции;

федеральные конституционные законы (ФКЗ) — базовые законы, прямо предусмотренные Конституцией, развивающие некоторые положения Конституции и регулирующие наиболее значимые общественные отношения (например режим военного, чрез­вычайного положения; организацию судебной системы; по­рядок проведения референдума и др.).. ФКЗ принимаются в более простом порядке, чем Конституция, но в более сложном, чем обычные федеральные законы,

федеральные законы (до 1994 г. — законы РФ и РСФСР) -акты высшего законодательного (представительного) органа власти РФ — Федерального Собрания (парламента РФ), приня­тые с соблюдением особой процедуры, имеющие стабильный и общеобязательный характер и регулирующие наиболее важ­ные общественные отношения. Закон (федеральный закон, За­кон РФ) имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, не являющимся законом (под­законным актам, например указам Президента, постановле­ниям Правительства и др., которые должны не противоре­чить принятым законам);

подзаконные акты:

• указ Президента РФ -решение главы государства (РФ), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни. Указы Президента бывают норма­тивными (устанавливают правовое регулирование опреде­ленных общественных отношений (т. е. правила поведения), заполняют пробелы в праве) и ненормативными (о назначе­нии соответствующего лица на определенную должность). Указы Президента (кроме случаев, специально оговоренных в Конституции и законах) не нуждаются в последующем ут­верждении, действуют непосредственно, не должны проти­воречить Конституции и законодательству;

• «постановление Правительства РФ нормативный акт, из­данный Правительством в рамках его компетенции. Как правило, постановления Правительства издаются во исполне­ние принятых законов и указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных госу­дарственных органов, иных вопросов государственной жизни; . иные подзаконные акты.

Помимо федеральных нормативно-правовых актов, в Россий­ской Федерации, на территории субъектов РФ действуют нор­мативные акты (законы и подзаконные акты) субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты.

Норма­тивно-правовой акт как источник права.

I. Нормативно-правовой акт- изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанав­ливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный при­нудительной силой государства.

2. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими при­знаками:

• имеет письменную форму;

• имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества дру­гих нормативно-правовых актов, - наименование акта, назва­ние издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись со­ответствующего должностного лица и т. д. (реквизиты);

• обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе норма­тивно-правовых актов;

• имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

• имеет определенный предмет регулирования (то есть соответ­ствующую сферу общественных отношений);

• действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

• охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.);

• входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, зани­мает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

• содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;

• подкреплен возможностью государственного принуждения в слу­чае нарушения его предписаний.

Закон и его признаки.

12. Систематизация законодательства.

13. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. Закон- нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и явля­ется (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

От остальных актов закон отличается тем, что:

• принимается специально уполномоченными органами;

• принимается при строгом соблюдении процессуального порядка; I/ регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные

отношения;

• общеобязателен;

• стабилен;

• обладает высшей юридической силой.

2, Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

• Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Фе­дерации) - федеральные и федеральные конституционные законы России; .

• законодательные (представительные) органы субъектов РФ -законы субъектов федерации.

Иные органы правомочиями принимать законы не обладают. Особый процессуальный порядок принятия закона(включаю­щий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируе­мыми законом(на уровне государства), являются:

• вопросы конституционного характера;

• порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

• права, свободы и обязанности человека и гражданина;

• порядок создания и деятельности общественных организаций;

• ключевые вопросы в области экономики;

• вопросы обороны и безопасности;

• международные отношения;

• принятие и изменение бюджета;

• установление налогов.

Общеобязательность законаподразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т. д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, обществен­ными организациями, юридическими лицами без исключения.

Стабильность законаобеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, при­нявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила законазаключается в том, что:

• он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерар­хии нормативно-правовых актов;

• положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.