Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды законов в Российской Федерации



1. Закон- нормативный акт высший юридической силы, прини­маемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наи­более важные общественные отношения.

2. Основными видами законов(в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

• федеральные законы;

• законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

• федеральные законы;

• федеральные конституционные законы (разновидность феде­ральных законов).

3. Федеральный законявляется основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Сове­том Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса). Федеральный закон считается принятым, если за него прого­лосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государст­венной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации при­нятого Государственной Думой в окончательном варианте про­екта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой законопро­екта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государст­венной Думой проекты федеральных законов по вопросам: фе­деральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансо­вого, валютного, кредитного, таможенного регулирования; де­нежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государ­ственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рас­смотрен в согласительной комиссии палат парламента и пере­дан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3)' от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) -преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект феде­рального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписы­вает законопроект, после чего он становится законом, и обна­родует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государ­ственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный за­конопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный законявляется разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:

• о военном положении;

• о чрезвычайном положении;

• о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее со­ставе нового субъекта;

• о изменении статуса субъекта РФ;

• о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

• о референдуме;

• о судебной системе;

• о судах основного звена;

• о Конституционном Суде РФ;

• о Верховном Суде РФ;

• о Высшем арбитражном суде РФ;

• о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государствен­ной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерально­го конституционного закона Президент РФ не имеет.

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нор­мы федерального конституционного закона обладают повышен­ной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопро­сам совместного ведения субъектов РФ и федерации Консти­туция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъ­ектов федерации.

Законы субъектов федерациипринимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и про­цедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

Структура закона

1. Законкак нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру,которую составляют следующие эле­менты (которые иногда называются реквизитами):

• наименование органа, принявшего закон;

• название закона;

• номер и дата принятия;

• преамбула;

• нормативноАправовое содержание закона;

• последствия несоблюдения закона;

• отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);

• опубликование закона и вступление его в силу;

• подписание закона.

2. Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содер­жать наименование принявшего его органа.От уровня государ­ственного органа, в компетенцию которого входило принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.

Название законадолжно указывать на круг общественных от­ношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализиро­вать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Номер закона и дата его принятиятакже помогают индивидуа­лизировать его и занять определенное место в иерархии нор­мативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день оконча­тельного принятия данного акта Государственной Думой.

Нормативно-правовое содержаниеявляется главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в ко­торых содержатся нормы црава. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.

Преамбулаобычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи.

Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.

Обязательным элементом закона должно быть указание об от­мене действия иных нормативно-правовых актов данным законом.Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силунепосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе.

Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица(для фе­деральных законов - Президента РФ).

Систематизация законодательства

1. Систематизация законодательства- это деятельность по приве­дению нормативных актов в единую упорядоченную систему. Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества. Самостоятельными формами систематизацииявляются:

• учет;

• инкорпорация;

• консолидация;

• кодификация.

Учетом нормативных актовназываются сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по опреде­ленной системе, хранение государственными органами, пред­приятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан

В России учету подлежат:

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы;

• нормативные указы Президента РФ;

• нормативные акты Правительства РФ;

• акты федеральных органов исполнительной власти;

• законы субъектов РФ;

• акты соответствующих органов местного самоуправления;

• нормативные разъяснения пленума Верховно го Суда РФ;

• постановления Конституционного Суда РФ.

Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство.

Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

• журнальный учет;

• картотечный учет;

• поддержание текстов нормативных актов в контрольном со­стоянии;

• автоматизированный учет.

Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.

Наиболее удобная форма журнального учета - тематике-пред­метная (акты систематизируются по отраслям права).

При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основ­ные реквизиты нормативно-правовых актов.

Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфа-витно-предметному и предметно-отраслевому принципам.

При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и до­полнении в соответствующие карточки вносятся изменения. Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-пра­вовых актов.

Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера).

В России пользуются популярностью такие компьютерные ин­формационно-поисковые системы законодательства, как "Кон­сультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".

Инкорпорациейназывается объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законо­дательства.

Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг.

Инкорпорация может быть:

• официальной (своды законов государства и т. д.);

• полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);

• неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется гене­ральной.

Консолидациейназывается объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.

Консолидация осуществляется компетентными органами госу­дарства и является разновидностью правотворчества.

Кодификация- коренная переработка однородных норматив­ных актов и создание на их базе нового сводного нормативно­го акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Акт, возникший в результате кодификации:

• охватывает обширную сферу однородных отношений;

• имеет важное значение для всего общества;

• стабилен и действует длительное время;

• значителен по объему;

I/ имеет сложную структуру;

• является единым и внутренне логичным документом.

Формами кодифицированных актовявляются основы законода­тельства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства - акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совме­стного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.

В СССР насчитывалось-16 основ законодательства, содержав­ших в основном базовые отраслевые нормы, которые развива­лись в республиканских кодексах.

Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредствен­ному применению.

Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский ко­декс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).

По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединсти­туты регулируемой отрасли права.

Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.). Устав -сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).

Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регу­лируют определенный род деятельности.

9. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

1. Действие нормативно -правового акта ограничивается:

• временем;

• пространством;

• кругом лиц.

Временной период действия нормативно-правового актаограни­чивается моментами:

• вступления его в силу;

У прекращения его действия.

Нормативно-правовой акт вступает в силу по общему правилу - по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (федеральные законы, федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) или по истечении 7 дней со дня официального опубликования (акты Президента и Правительства); с иной даты, специально указанной в нор­мативно-правовом акте.

Опубликование нормативно-правовых актов должно быть осу­ществлено в течение 7 дней со дня его принятия в официальных источниках. В любом случае нормативно-правовой акт может вступить в силу только после его опубликования.

По общему правилу нормативно-правовой акт не распро­страняет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу (то есть не имеет обратной силы). Его об­ратная сила возможна в исключительных случаях: если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) и если возможность обратного действия предусмотрена самим нормативно-право­вым актом.

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие в случаях:

• окончания срока его действия, если акт носил временный характер и был издан на определенный срок;

• прекращения его действия вновь принятым актом, регулирую­щим те же общественные отношения, либо актом более высо­кой юридической силы;

• его отмены принявшим его органом.

2. Действие нормативно-правового акта в пространствезависит от:

• уровня государственного органа, принявшего данный акт;

• юридической силы акта.

Нормативно-правовые акты распространяют свое действие:

• на территорию своей страны (как правило, федеральные зако­ны, федеральные конституционные законы, иные акты высших органов государственной власти);

• на территорию субъекта федерации (акты органов государст­венной власти субъекта РФ);

• -на территорию, указанную в самом нормативно-правовом акте;

• на локальную территорию (предприятия, учреждения, органи­зации) - локальные правовые нормы.

Под территорией Российской Федерации подразумевается: часть суши, которая определена как территория Российской Федерации государственной границей; внутренние водоемы; внешние водоемы (море и т. д.) в полосе территориальных вод - 12 мор­ских миль (примерно 22,22 км); прилегающий континенталь­ный шельф; воздушное пространство над территорией государ­ства; воздушные суда Российской Федерации; морские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; космические объекты; территория ди­пломатических представительств РФ за рубежом.

3.По общему правилу нормативно-правовые акты РФ по кругу

лиц действуютв отношении всех граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства.

Нормативно-правовые акты могут действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.).

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотруд­ников дипломатических представительств иностранных госу­дарств и членов их семей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.