1. Закон- нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
2. Основными видами законов(в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
• федеральные законы;
• законы субъектов федерации.
В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
• федеральные законы;
• федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).
3. Федеральный законявляется основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса). Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.
Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.
Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.
В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3)' от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) -преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.
Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).
Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.
4. Федеральный конституционный законявляется разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
• о военном положении;
• о чрезвычайном положении;
• о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
• о изменении статуса субъекта РФ;
• о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
• о референдуме;
• о судебной системе;
• о судах основного звена;
• о Конституционном Суде РФ;
• о Верховном Суде РФ;
• о Высшем арбитражном суде РФ;
• о Конституционном собрании РФ.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет.
Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.
По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.
Законы субъектов федерациипринимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.
Структура закона
1. Законкак нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру,которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):
• наименование органа, принявшего закон;
• название закона;
• номер и дата принятия;
• преамбула;
• нормативноАправовое содержание закона;
• последствия несоблюдения закона;
• отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);
• опубликование закона и вступление его в силу;
• подписание закона.
2. Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа.От уровня государственного органа, в компетенцию которого входило принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.
Название законадолжно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.
Номер закона и дата его принятиятакже помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой.
Нормативно-правовое содержаниеявляется главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы црава. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.
Преамбулаобычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи.
Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.
Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом.Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).
После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силунепосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе.
Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица(для федеральных законов - Президента РФ).
Систематизация законодательства
1. Систематизация законодательства- это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему. Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества. Самостоятельными формами систематизацииявляются:
• учет;
• инкорпорация;
• консолидация;
• кодификация.
Учетом нормативных актовназываются сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан
В России учету подлежат:
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы;
• нормативные указы Президента РФ;
• нормативные акты Правительства РФ;
• акты федеральных органов исполнительной власти;
• законы субъектов РФ;
• акты соответствующих органов местного самоуправления;
• нормативные разъяснения пленума Верховно го Суда РФ;
• постановления Конституционного Суда РФ.
Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство.
Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:
• журнальный учет;
• картотечный учет;
• поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;
• автоматизированный учет.
Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.
Наиболее удобная форма журнального учета - тематике-предметная (акты систематизируются по отраслям права).
При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов.
Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфа-витно-предметному и предметно-отраслевому принципам.
При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения. Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов.
Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера).
В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".
Инкорпорациейназывается объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства.
Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг.
Инкорпорация может быть:
• официальной (своды законов государства и т. д.);
• полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);
• неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.
Консолидациейназывается объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.
Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.
Кодификация- коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).
Акт, возникший в результате кодификации:
• охватывает обширную сферу однородных отношений;
• имеет важное значение для всего общества;
• стабилен и действует длительное время;
• значителен по объему;
I/ имеет сложную структуру;
• является единым и внутренне логичным документом.
Формами кодифицированных актовявляются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства - акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.
В СССР насчитывалось-16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.
Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.
Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).
По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулируемой отрасли права.
Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.). Устав -сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).
Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.
9. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1. Действие нормативно -правового акта ограничивается:
• временем;
• пространством;
• кругом лиц.
Временной период действия нормативно-правового актаограничивается моментами:
• вступления его в силу;
У прекращения его действия.
Нормативно-правовой акт вступает в силу по общему правилу - по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (федеральные законы, федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) или по истечении 7 дней со дня официального опубликования (акты Президента и Правительства); с иной даты, специально указанной в нормативно-правовом акте.
Опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течение 7 дней со дня его принятия в официальных источниках. В любом случае нормативно-правовой акт может вступить в силу только после его опубликования.
По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу (то есть не имеет обратной силы). Его обратная сила возможна в исключительных случаях: если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) и если возможность обратного действия предусмотрена самим нормативно-правовым актом.
Нормативно-правовой акт прекращает свое действие в случаях:
• окончания срока его действия, если акт носил временный характер и был издан на определенный срок;
• прекращения его действия вновь принятым актом, регулирующим те же общественные отношения, либо актом более высокой юридической силы;
• его отмены принявшим его органом.
2. Действие нормативно-правового акта в пространствезависит от:
• уровня государственного органа, принявшего данный акт;
• юридической силы акта.
Нормативно-правовые акты распространяют свое действие:
• на территорию своей страны (как правило, федеральные законы, федеральные конституционные законы, иные акты высших органов государственной власти);
• на территорию субъекта федерации (акты органов государственной власти субъекта РФ);
• -на территорию, указанную в самом нормативно-правовом акте;
• на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации) - локальные правовые нормы.
Под территорией Российской Федерации подразумевается: часть суши, которая определена как территория Российской Федерации государственной границей; внутренние водоемы; внешние водоемы (море и т. д.) в полосе территориальных вод - 12 морских миль (примерно 22,22 км); прилегающий континентальный шельф; воздушное пространство над территорией государства; воздушные суда Российской Федерации; морские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; космические объекты; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.
3.По общему правилу нормативно-правовые акты РФ по кругу
лиц действуютв отношении всех граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства.
Нормативно-правовые акты могут действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.).
Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.