112. Музыкальная традиция всей Церкви представляет собою неоценимую сокровищницу, превосходящую прочие виды искусства, и прежде всего потому, что священное пение, соединённое со словами, составляет необходимую или неотъемлемую часть торжественной Литургии.
Действительно, священное пение превозносилось как Священным Писанием,1 так и святыми Отцами и римскими Понтификами, которые в последнее время, начиная со св. Пия Х, более подробно освещали служебное назначение священной музыки в служении Господу.
Поэтому священная музыка будет тем более свята, чем теснее будет она связана с богослужебным действом: либо сладостнее выражая собою молитву, либо содействуя единодушию, либо обогащая священные обряды большей торжественностью. Впрочем, Церковь одобряет и принимает в богопочитании все формы подлинного искусства, наделённые должными качествами.
Поэтому Святейший Собор, сохраняя нормы и предписания церковной традиции и дисциплины, а также принимая во внимание цель священной музыки, заключающуюся во славе Божией и в освящении верных, постановляет следующее.
113. Литургическое действо принимает более благородную форму, когда богослужение совершается с торжественным пением, с предстоянием священнослужителей и при деятельном участии народа.
Относительно используемого при этом языка следует соблюдать предписания ст. 36; относительно Мессы — ст. 54; относительно Таинств — ст. 63-ей, относительно Литургии Часов — ст. 101.
114. Сокровищницу священной музыки надлежит хранить и развивать с величайшей заботой. Следует усердно поддерживать хоры [Стр. 46]
певчих, особенно при кафедральных соборах. Епископам же и прочим пастырям надлежит ревностно заботиться о том, чтобы во всяком священнодействии с пением всё собрание верующих могло принимать свойственное ему деятельное участие по норме стт. 28 и 30.
115. Большое значение следует придавать обучению и практике музыкального искусства в семинариях, новициатах и обителях для обучения монашествующих обоих полов, равно как и в других католических учебных заведениях и школах. Чтобы обеспечить такое воспитание, нужно заботиться о подготовке наставников для преподавания священной музыки.
Кроме того, рекомендуется по возможности учреждать высшие учебные заведения священной музыки.
Музыкантам, певчим и в первую очередь детям следует давать настоящее литургическое воспитание.
116. Григорианское пение Церковь признаёт свойственным римской Литургии. Поэтому в литургических действах, при равенстве в прочих условиях, ему следует уделять первостепенное место.
Однако при совершении богослужения отнюдь не исключаются и другие виды священной музыки, особенно многоголосие, если они отвечают духу литургического действа по норме ст. 30.
117. Необходимо завершить официальное издание книг по григорианскому пению. Более того: должно быть подготовлено более тщательное критическое издание книг, уже вышедших в свет после преобразований, осуществлённых св. Пием Х.
Для употребления в малых церквах желательно также подготовить издание, содержащее более простые напевы.
118. Следует усердно поощрять религиозное народное пение, чтобы в паралитургических богослужениях и обрядах, равно как и в самих литургических действах, голоса верных могли звучать согласно нормам и предписаниям рубрик.
119. Поскольку в некоторых странах, особенно миссионерских, есть народы, обладающие собственными традициями музыкального искусства, играющими важную роль в их религиозной и социальной жизни, этой музыке следует оказывать должное признание и отводить подобающее место: как в воспитании религиозного чувства у [Стр. 47]
этих народов, так и в преобразовании богослужения применительно к их характеру, согласно духу стт. 39 и 40.
Поэтому в музыкальной подготовке миссионеров надлежит тщательно заботиться о том, чтобы по возможности они могли поддержать традиционную музыку этих народов: как в школах, так и в священнодействиях.
120. В латинской Церкви следует высоко ценить оргбн как традиционный музыкальный инструмент, звуки которого способны придать дивное великолепие церковным торжествам и стремительно вознести души к Богу и к небесам.
Прочие же инструменты могут быть разрешены к использованию в богослужении по суждению и с согласия полномочной церковной территориальной власти согласно стт. 22, § 2, 37 и 40 — в той мере, в какой они подходят или могут подойти для использования в священнодействиях, отвечают достоинству храма и способствуют подлинному назиданию верных.
121. Музыканты, проникнутые христианским духом, пусть осознают, что они призваны развивать священную музыку и обогащать её сокровищницу.
Пусть они сочиняют мелодии, несущие на себе знаки настоящей священной музыки, пригодные к исполнению не только большими хорами певчих, но и малочисленными хорами, а также способствующие деятельному участию всего собрания верных.
Тексты, предназначенные для священного пения, должны соответствовать католическому вероучению; более того: их следует почерпывать прежде всего из Священного Писания и из литургических источников.