Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V. О развитии пастырской литургической деятельности



43. Стремление развивать и устроять священную Литургию по праву рассматривается как промыслительное знамение предначертаний Божиих относительно нашей эпохи, как посещение Святым Духом Его Церкви. Оно накладывает особую печать на её жизнь — более того: на весь склад религиозного чувства и деятельности, свойственный нашему времени.

Поэтому для дальнейшего развития этой пастырской литургической деятельности в Церкви Священный Собор постановляет следующее.

44. Целесообразно, чтобы полномочная территориальная церковная власть, о которой сказано в ст. 22, § 2, учредила литургическую Комиссию, которой должны оказывать поддержку люди, сведущие в литургике, в музыке, в священном искусстве и в пастырской деятельности. По мере возможности такой Комиссии должен помогать Институт пастырской литургии, в состав которого при необходимости могут входить и миряне, обладающие выдающимися познаниями в этом предмете. Задача этой Комиссии будет заключаться в том, чтобы под руководством церковной территориальной власти, о которой сказано выше, управлять пастырской литургической деятельностью на подведомственной ей территории и поощрять исследования и необходимые опыты всякий раз, когда речь зайдёт о преобразованиях, которые должны быть предложены Апостольскому Престолу.

45. По той же причине в каждом отдельном диоцезе должна быть учреждена Комиссия по священной Литургии для развития литургической деятельности под руководством Епископа.

Иногда может оказаться уместным, чтобы несколько диоцезов составили одну Комиссию для согласованного развития литургического дела.

46. Кроме Комиссии по священной Литургии, в каждом диоцезе по мере возможности следует учредить также Комиссии по священной музыке и священному искусству. [Стр. 30]

 

Необходимо, чтобы три эти Комиссии сотрудничали между собою. Более того: нередко целесообразно будет объединить их в одну Комиссию.

Глава II

О священной тайне Евхаристии

47. На Тайной Вечери, в ту ночь, когда Спасителя нашего предавали, Он установил Евхаристическую Жертву Тела и Крови Своей, чтобы увековечить в ней Жертву Креста до тех пор, пока Он не придёт. И потому Он доверил Церкви, Своей возлюбленной Невесте, воспоминание о Своей смерти и Воскресении: таинство благочестия, знамение единства, узы любви,1 пасхальную трапезу, "на которой Христос вкушается, душа благодатью преисполняется и залог грядущей славы нам даётся".2

48. Поэтому Церковь усердно заботится о том, чтобы верные присутствовали при этой тайне веры не как посторонние и немые зрители, но, верно понимая её через обряды и молитвословия, сознательно, благочестиво и деятельно участвовали в этом священнодействии, поучались Словом Божиим, подкреплялись трапезой тела Господня, воздавали благодарение Богу, принося непорочную жертву, причём не только руками священника, но и вместе с ним, учились приносить в жертву самих себя и изо дня в день через Христа Посредника совершенствовались в единении с Богом и друг с другом3, дабы Бог стал, наконец, всем во всём.

49. Поэтому, чтобы Жертвоприношение Мессы достигало своей полной пастырской действенности также и через свою обрядовую форму, Святейший Собор, имея в виду те Мессы, которые совершаются при стечении народа, особенно по воскресеньям и в предписанные праздники, постановляет следующее.

50. Чин Мессы следует пересмотреть таким образом, чтобы явственнее представал смысл, присущий каждой отдельной её части, равно как и взаимосвязь между этими частями, и облегчалось благоговейное [Стр. 31]

 

и деятельное участие верных. Поэтому обряды, существо которых должно строго сохраняться, следует упростить: опустить то, что с течением времени стало повторяться или было добавлено без особой пользы. Напротив, кое-что из того, что со временем незаслуженно исчезло, надлежит восстановить по исконным правилам Святых Отцов, если это покажется уместным или необходимым.

51. Чтобы обильнее готовить трапезу слова Божия для верных, следует шире открывать сокровищницу Библии, чтобы в течение установленного числа лет народу зачитывалась преобладающая часть Священного Писания.

52. Проповедь, в которой в течение литургического года по священному тексту излагаются тайны и нормы христианской жизни, настоятельно рекомендуется как часть самуй Литургии. Более того: на Мессах, совершаемых в воскресенья и по предписанным праздникам при стечении народа, опускать её не следует, если только на это не будет важной причины.

53. Надлежит восстановить "всеобщую молитву", или "молитву верных", после Евангелия и проповеди, особенно по воскресеньям и по предписанным праздникам, дабы при участии народа возносились молебствия за святую Церковь, за тех, кто нами правит, будучи облечён властью, за обременённых различными нуждами, за всех людей и за спасение всего мира.4

54. На Мессах, совершаемых при участии народа, подобающее место может быть отведено современному местному языку, особенно в чтениях и во "всеобщей молитве", а в зависимости от местных условий — также и в частях, предназначенных для народа, по норме ст. 36 настоящей Конституции.

Тем не менее следует позаботиться о том, чтобы верные Христу умели совместно произносить и петь, причём и также и по-латински, предназначенные им неизменяемые части чина Мессы.

Однако там, где целесообразным представится более широкое использование современного местного языка на Мессе, надлежит соблюдать предписание ст. 40 настоящей Конституции.

55. Настоятельно рекомендуется то более совершенное участие в Литургии, при котором верные после причащения священника [Стр. 32]

 

принимают Тело Господне от того же самого Жертвоприношения.

При том, что остаются в неприкосновенности догматические начала, установленные Тридентским Собором,5 в случаях, определяемых Апостольским Престолом, по усмотрению Епископов причащение под обоими видами может быть разрешено как клирикам и монашествующим, так и мирянам: например, рукоположенным — на той Мессе, где было совершено их рукоположение, принесшим обеты — на той Мессе, где они принесли свои монашеские обеты, новокрещёным — на Мессе, следующей за их крещением.

56. Две части, из которых в известном смысле складывается Месса, то есть литургия слова и литургия Евхаристии, так тесно связаны между собой, что составляют единый акт богопочитания. Поэтому Священный Собор настоятельно призывает пастырей при обучении вере настойчиво напоминать верным об их обязанности участвовать во всей Мессе, особенно по воскресеньям и по предписанным праздникам.

57. § 1. Сослужение, в котором успешно проявляется единство священнослужения, по сей день сохранилось в Церкви — как на Востоке, так и на Западе. Поэтому Собору угодно было расширить право на сослужение на следующие случаи:

1-е а) В Великий четверг: как на Мессе, во время которой освящается миро, так и на Мессе, совершаемой вечером;

б) на Мессах, совершаемых на Соборах, собраниях Епископов и Синодах;

в) на Мессе благословения Аббата.

2-е Кроме того, с разрешения правящего Ординария, которому принадлежит право судить о целесообразности сослужения:

а) на монастырской Мессе и на главной Мессе в храмах, когда польза верующих не требует отдельного служения всех присутствующих священников;

б) на Мессах в собраниях священников любого разряда: как секулярных, так и монашествующих. [Стр. 33]

 

§2. 1-е Епископу же принадлежит право устанавливать порядок сослужения в своём диоцезе.

2-е Однако при этом всегда следует сохранять в неприкосновенности право каждого священника служить Мессу отдельно, но не в одно и то же время, не в одном и том же храме и не в Великий четверг.

58. Надлежит составить новый чин сослужения, который будет включён в Римский Понтификал и Миссал.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.