Часть фобий образуется как результат несчастного детства, когда ребенка не любили, пренебрегали им, или были еще некоторые обстоятельства жизни, в результате которых он начал мечтать о смерти. Ребенок не умер, и у него могла сложиться вполне благополучная жизнь, он стал взрослым человеком, не помышляющим о самоубийстве, но внутри него сохраняется в скрытом виде детское намерение и живет несчастный ребенок, не нашедший исцеления своей фрустрации. Когда такой человек попадает в ситуацию, провоцирующую мысли о возможной гибели, он чувствует в себе некоторую силу, толкающую к ужасному исходу. Тогда он пугается и начинает избегать этих ситуаций, в результате формируется фобия. Примером провоцирующей ситуации может служить поездка в метро. Когда поезд выходит из тоннеля и приближается к платформе, любой человек может прогнозировать страшные последствия падения на рельсы. Но для большинства людей это просто актуальная опасность, которой следует избегать, и это легко сделать, соблюдая правила осторожности. Но у человека, имеющего некоторое скрытое влечение к смерти, она приобретает качество чего-то почти неизбежного, он ощущает силу, которая толкает его к страшному концу. Он панически этого пугается и происходит то, о чем я уже сказал выше.
Поэтому в подобных случаях следует работать с внутренним ребенком и суицидальным намерением, а не с актуальной ситуацией в метро. Основная задача, чтобы клиент смог обеспечить комфорт и безопасность своему внутреннему ребенку, опираясь на свои собственные ресурсы, и отменил свое раннее суицидальное желание.
Пример 1.Молодой женщине, испытывавшей страх перед метро, было предложено представить себя стоящей на перроне, когда поезд приближается. Она испытывала страх в этой ситуации, но она чувствовала, что ее саму «тянет» под поезд. Тяга кинуться под поезд, как выяснилось, была связана с тяжелыми отношениями с мачехой в семилетнем возрасте. Тогда было предложено взять на себя заботу об этом ребенке, что клиентка приняла с радостью. Когда она представила себя, стоящей на платформе и прижимающей к себе саму себя маленькую, то бессознательное влечение к смерти и страх перед поездом исчезли.
Однако у нее осталось опасение, что некоторый неуправляемый человек может неожиданно столкнуть ее. Я попросил представить этого человека. Тут совершенно неожиданно для самой себя она вспомнила, что до четырех лет жила с матерью, которая была алкоголичкой и не заботилась о ней. Например, мать могла попросить девочку выйти на улицу, чтобы набрать снега и потом смотреть, как он тает под струей горячей воды, но когда дверь захлопывалась, мать, будучи пьяной, не могла дверь открыть, и девочка мерзла на улице в одном платьице... С тех пор клиентка боялась “неуправляемых” людей.
Здесь был использован тот же прием. Поскольку клиентка была полна жалости к маленькому ребенку и явно любила его, я предложил взять на себя заботу и об этой маленькой девочке, обязав защищать этого ребенка. После этого ее страх перед поездом и неуправляемыми людьми полностью прошел. Она заявила, что уверенно стоит на платформе, и никто ни при каких условиях не сможет столкнуть ее под поезд, что она сама этого не допустит. С тех пор она уверенно ездит в метро и получает от этого удовольствие.
Пример 2.Аналогичная модель возникновения фобии встретилась в работе с другой девушкой, но в этом случае ушел не один сеанс, прежде чем мы добрались до истинной причины. Итоговый результат был таков, что девочка считала себя виновной в разводе родителей, поэтому у нее было скрытое суицидальное желание. Впрочем, не такое уж скрытое, в свое время она немножко надрезала себе бритвой руку около запястья. Мы нашли образ, который обвинял ее и был очень агрессивен по отношению к ней. Это был какой-то коричневый темный шар, с неровной поверхностью. Когда по моему предложению, она объявила этому шару, что он ни в чем не виноват, что она больше не будет его обвинять и наказывать, то он растворился, и девушка почувствовала такое счастье, эйфорию, что боялась «сойти с ума». Постепенно это чувство пришло к нормальному состоянию, а страх перед метро прошел, хотя я не уверен в устойчивости этого результата.