Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модель родительских предписаний



Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии

Статья посвящена описанию применения метода эмоционально-образной терапии (ЭОТ) для психологической коррекции фобий. Дается описание 7 возможных моделей возникновения фобий по психологическим причинам и соответствующие стратегии их коррекции. Показывается, как с помощью данного метода проводится поиск исходной причины фобии, какие методы коррекции применимы в зависимости от найденной причины. Также статья содержит общее описание самого метода эмоционально-образной терапии.

Страх - это защитная эмоциональная реакция, побуждающая субъекта избегать опасности. Опасность может быть реальной или воображаемой. Когда опасность реальна, то страх выполняет важную функцию, он полезен, если бы мы ничего не боялись, то легко могли бы засунуть два пальца в электрическую розетку или выйти в окно на высоком этаже.

Однажды студентка на семинаре попросила меня помочь ей избавиться от страха перед быстро идущим транспортом. Я спросил: «Ты что хочешь, чтобы я был повинен в твоей смерти?!» Она смутилась, но ответила, что ей стыдно перед своими подругами, потому что они перебегают дорогу перед машинами, а она стоит и ждет «как дура». Я сказал, что это ее подруги поступают глупо и рискованно, она должна их останавливать, и отказался выполнять такой контракт.

В ряде случаев все-таки необходимо преодолевать свой реальный страх, если он парализует волю или мешает выполнить необходимое дело. Например, солдат должен уметь разумно рисковать своей жизнью, хотя это и страшно. Спортсмены в ряде видов спорта также нуждаются в преодолении страхов, но не в безоглядной и бесшабашной храбрости. Может быть, надо пойти на операцию, которая реально опасна. Иногда трудно решить, где грань между разумным риском и неоправданной «лихостью» и авантюризмом, но на самом деле человек сам это знает, он может все разумно взвесить. Можно помочь человеку, принявшему разумное решение о необходимости риска, преодолеть мешающий ему страх, но в данном случае его нельзя называть фобией.

Если же человек проявляет неадекватный риск и пренебрегает своей безопасностью и здоровьем без необходимости, терапевт должен обратить на это его внимание и заключить с ним контракт по поводу самозащиты. Например, кто-то живет с реально опасным человеком, который нападает на него с топором и т.д. Кто-то отправляется в поход в горы по опасному маршруту, не имея для этого никакой подготовки. Можно заподозрить, что в первом случае имеется неосознанное стремление умереть или пострадать, а во втором – подростковое желание доказать что-то своим родителям и сверстникам. Во всех таких случаях необходимо не избавлять от страха, а настаивать на принятии разумного решения и обсуждении причин, толкающих к неоправданному риску.

Так что реальный страх, то есть страх, вызванный действительной опасностью, не может называться фобией. Фобиями являются страхи воображаемые, причем человек знает об этом, но боится так, как будто опасность реальна. Например, те, кто боится пауков (арахнофобия), знают, что пауки не опасны, но, придя домой, могут заглядывать под кровать, осматривать ванную, нет ли там паука. А если он все-таки есть, то у них может наступить паника, начаться дикое сердцебиение, они бегут за помощью к другим людям и не могут зайти в ванную, пока их не уверят, что паука уже нет и т.д.

Фобия - это воображаемый страх в настоящем. Предмет страха обычно присутствует, с ним возможен контакт. Тревога (или беспокойство) – это реальный или воображаемый страх относительно будущего, контакта с чем-то пугающим нет. Предмет страха отсутствует, но человек обдумывает разные страшные версии того, что может случиться в будущем, ближайшем или отдаленном.

Когда страхи явно не имеют под собой никаких оснований, но человек верит, что они реальны, когда он придумывает бредовые причины для своего страха и не поддается разубеждению, то такое явление нельзя назвать фобией или тревогой, есть основание подозревать психическое заболевание (паранойю, например), но диагноз может поставить только соответствующий специалист.

В настоящее время известно около 600 разновидностей фобий, они отличаются друг от друга по тому предмету, которого человек боится, но они могут быть идентичны по исходным причинам, их вызывающим. Из этого списка наиболее известны: клаустрофобия (страх закрытого пространства), агорафобия (страх открытого пространства, транспорта), страх полета на самолете, страх высоты, воды, пауков, птиц, темноты, солнечного света, грязи, микробов, спидофобия и т.д.

Традиционная медицинская (соматогенная) точка зрения состоит в том, что фобии происходят из-за нарушений в химическом балансе мозга, некоторых внутренних медиаторов оказывается много, других мало. Поэтому традиция состоит в том, что лечить их необходимо с помощью медикаментозных средств (см. [3,4,12]).

Однако, психология также способна помогать в коррекции фобий [1,2,4], находя их психологические причины и производя их коррекцию. Для того чтобы найти причину фобии, нужно не только владеть методами поиска, но и хотя бы примерно представлять, что нужно искать. В этом поиске психологу помогают теоретические модели, построенные на основе прежнего опыта и объясняющие возникновение фобий. В зависимости от результатов поиска применяются те или иные психологические методы, направленные на коррекцию исходной причины. К уже опробованным и широко известным методам психологической коррекции фобий относится психоаналитическое лечение, метод десенситизации тревоги, когнитивная терапия и другие [1,4].

Новые пути в коррекции фобий открывает метод эмоционально-образной терапии (ЭОТ), развиваемой Линде Н.Д примерно с 1990 года (см.[10]). Он сочетает в себе возможности быстрого определения истинной причины, вызвавшей фобию, и быстрой ее коррекции. Суть его проста: 1. в ходе предварительной беседы выясняется: какое эмоциональное состояние является «ядром» заявленной проблемы (в данном случае это страх); 2. клиенту предлагается подробно описать как он физически (т.е. в своем теле) переживает это чувство; 3. клиент представляет это чувство в виде воображаемого образа перед собой; 4. проводится исследование образа в контексте проблемной ситуации; 5. терапевт уточняет свою гипотезу и рекомендует клиенту конкретные способы воздействия на образ, которые по своему смыслу являются решением исходной проблемы; 6. клиент применяет эти приемы, и образ, а также связанное с ним патогенное чувство трансформируются, становясь позитивными; 7. результаты трансформации проверяются и закрепляются.

Главное позитивное качество данного метода состоит в том, что результат терапии сказывается прямо здесь и теперь, в реальном времени. После удачной работы с образом страха, страх исчезает сразу, что подтверждается исчезновением психосоматических проявлений страха, проверкой на воображаемой проблемной ситуации, а в дальнейшем, практикой обычной жизни.

Поясним, что под работой с образом мы подразумеваем как анализ его психологического смысла в контексте проблемы клиента, так и мысленные воздействия на образ, предназначенные для решения (коррекции) этой проблемы. В рамках метода накоплено значительное число разнообразных и оригинальных приемов трансформации образа, позволяющих добиваться быстрых результатов. Все приемы обязательно воздействуют на эмоции и решения клиента, поэтому, вроде бы работа с образами происходит на внешнем плане, на глубинном уровне происходит работа с проблемой, поэтому механические преобразования образа не приводят к решению проблемы. К наиболее значимым приемам относятся:

1. Созерцание. Состоит в сосредоточении внимания на том или ином отрицательном качестве образа (зрительном, слуховом или кинестетическом), что приводит к бессознательной психологической коррекции.

2. Мысленное действие. Включает любые мысленные действия с образом (исключая подавляющие и вытесняющие), которые адекватно разрешают проблему индивида.

3. Диалог. Разговор с образом (и от его имени), как будто он имеет возможность отвечать на вопросы, с целью выяснить психологическое содержание, им выражаемое.

4. Взаимодействие противоположностей. Взаимодействие образов, выражающих противоборствующие или взаимно определяющие существование друг друга чувства.

5. Замена. Мысленная замена негативного образа на позитивный, который «должен» быть на его месте по природе вещей.

6. Передача или выражение чувства. Процесс высвобождения подавленного чувства при контроле этого процесса по соответствующим изменениям образа этого чувства (управляемый катарсис).

7. Прослеживание судьбы образа. Мысленное прослеживание истории возникновения образа и его дальнейшей истории.

8. Свободное фантазирование. Поощрение и поддержка потока свободных фантазий клиента на тему, отраженную в образе, до спонтанного ее завершения или инсайта.

9. Установление новых отношений между частями личности. Принятие ранее отвергаемой части личности, ее образ как бы входит в тело и «растворяется» в целостной личности, или установление других необходимых отношений с нею.

10. Выражение нового решения. Заявление образу, выражающему негативное жизненное решение, о своем новом позитивном решении, до его полного исчезновения.

11. Конверсия негативной энергии. Мысленное возвращение позитивной энергии, затраченной ранее на создание негативных чувств.

12. Метод парадоксального разрешения. Разрешение образу именно того действия или чувства (позитивного), которое он запрещает индивиду (например, если образ тюрьмы лишает индивида свободы, то необходимо дать свободу тюрьме, что на самом деле освобождает клиента).

В данной статье мы не можем охарактеризовать все приемы (их около 30), и отсылаем читателя к соответствующей литературе [5-10].

В моей практической работе методом ЭОТ был накоплен значительный опыт выявления психологических причин фобий и их коррекции. Большой опыт был накоплен и некоторыми моими учениками, он не противоречит тому, что пишется в этой статье, но будет опубликован позднее. Рассмотрим далее обнаруженные модели возникновения фобий и методы их коррекции с помощью ЭОТ.

В практике встречается семь основных сценариев, по которым может образоваться фобия. Правильное определение истинной причины фобии (психологическая диагностика) позволяет выбрать адекватные методы ее коррекции из арсенала средств ЭОТ.

 

Модель травмы

Самый распространенный случай происхождения фобий – психологическая травма (см. [2,4]). Эта модель является частным случаем теории научения.

Фобии могут сильно различаться по характеру травмирующей ситуации и по степени воздействия, но основной результат травмы – позиция жертвы, которая фиксируется в подсознании субъекта. Эта позиция связана с негативными эмоциями, закрепившимися в его психике, ассоциативно связанными с особенностями первичной ситуации. В результате, встречаясь в жизни с ситуациями, чем-то ее напоминающими, субъект переживает чувство беспомощности и старается их избегать, то есть боится, даже если знает, что реально они не несут угрозы.

Основная задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту выйти из позиции жертвы и избавить его от застрявших эмоций.

Поясним это на примере разговорных фобий, когда человек боится выступать публично. Он может бояться произносить тосты на празднике, выступать со сцены, произносить речи, делать доклады, отвечать на уроке или семинаре и т.д. Причины этого, весьма неприятного для человека синдрома, обычно таятся в детской травме в 1-2-м классе школы. Ребенка могли публично высмеять, или наказать, он мог сам «опозориться». Лечение происходит в воображении, когда он оказывает сопротивление преследователям и побеждает или высмеивает их. После он может их простить.

Пример 1. В первом классе девочка была разговорчивой и весело болтала с соседом по парте. Учительница вывела ее из класса и на весь урок оставила стоять за дверью. После урока она отвела ее к медсестре и спросила: «Что мы делаем с болтливыми девочками?» Та спокойно ответила: «Языки им отрезаем». Этого было достаточно, чтобы она больше не болтала на уроке, но она вообще утратила свою способность свободно разговаривать с другими людьми. Она по большей части молчала и слушала. Ей трудно было отвечать на уроках, когда она стала студенткой – выступать на семинарах, делать доклады, говорить что-то в компании. В семье она тоже не могла поделиться ни с кем своими чувствами, поэтому все рассказывали ей о своих проблемах, но никто не слушал ее, она стала играть роль «мусорного ведерка».

Мы случайно задели эту тему в терапевтической группе, и она отреагировала сильной психосоматической реакцией. Ее челюсти были так напряжены, что она с трудом, с каким-то мычанием рассказывала об этой проблеме, выдавливая из себя каждое слово. Однако мы выяснили истину, и я спросил: «Что бы ты сделала с этой учительницей и медсестрой, если бы могла?» Подумав, смущенно она ответила: «Языки бы им вытянула, связала их между собой и подвесила к большому вентилятору на потолке». «Сделай это прямо сейчас». – сказал я. Она подняла глаза вверх и плакала и смеялась, наблюдая эту воображаемую сцену. Через некоторое время она сказала, что полностью удовлетворена и может их отпустить, что и было сделано. Больше она их не боялась, вся область рта расслабилась, и она почувствовала способность свободно говорить, что и подтвердилось на практике.

Пример 2. На семинаре студентка обратилась с вопросом, можно ли ей помочь, она боялась произнести тост на свадьбе брата. Выяснилось, что во втором классе она перевелась в другую школу, отвечая урок, она вызвала смех новых одноклассников. С тех пор у нее был постоянный страх выступать публично, отвечать у доски и т.д. Представляя себе ситуацию на свадьбе, она чувствовала непреодолимый барьер для произнесения тоста. Я предложил ей в воображении представить себя в той ситуации и посмеяться над обидчиками, также как это сделали они. Она проделала это. После чего попробовала мысленно произнести тост на свадьбе брата, и почувствовала, что проблем больше не будет. Через две недели она подтвердила, что теперь все хорошо, все прошло удачно и на свадьбе и на ее дне рождения.

Пример 3.На занятии мастер-класса студентка заявила о своем страхе входить в автобус. Этот страх был похож на рыжего усатого таракана. Я предложил ей представить еще один образ, символизирующий ту часть личности, на которую воздействовал этот таракан. Это была какая-то серебристая полусфера. Интерпретация этих образов вызывала затруднения, однако, я предложил студентке давать много энергии серебристой полусфере и рассказывать мне, что происходит с образами. Она начала эту работу и сказала, что из серебристой полусферы почему-то вылез серебристый молоточек и стал гвоздить таракана. Он бил его до тех пор, пока от того не осталось мокрое место, которое девушка с брезгливостью смыла воображаемой водой.

После этого она ощутила огромное облегчение и вдруг вспомнила, что когда она была девочкой подростком и ехала в автобусе, какой-то усатый, рыжий грузин стал щупать ее коленки (она была в короткой юбке). Она тогда завизжала, и мужчины вытолкали этого грузина из автобуса. Но с тех пор каждый раз, садясь в автобус, она испытывала очень неприятные чувства и постепенно перестала на них ездить. Еще она стала бояться темных аллей, даже когда знала, что они безопасны.

Теперь смысл образов стал ясен, таракан – символизировал того грузина, а серебристая полусфера - ее нежное девичество. Энергитизация полусферы привела к тому, что девушка, через работу с образами, дала отпор преследователю и избавилась от страха. Мы проверили результат на воображаемой ситуации, больше страха перед автобусом не было. Позднее она подтвердила, что этого страха больше не было и в реальной жизни, а также исчезли и другие страхи. Она еще многое поняла о своих проблемах, но, что именно, не рассказала.

Этот случай уникален тем, что вся работа заняла не более 5 минут и студенты, наблюдавшие ее со стороны, решили, что это какой-то фокус. Однако, это вполне логически выстроенная терапия.

В моей практике наберется более десятка случаев избавления клиентов от фобии, возникшей в результате травмы. Мои ученики тоже успешно решают подобные задачи. Это самый простой для терапии случай и успех достигается за 1 сеанс, иногда за 20 минут прямо на семинаре. Но встречаются случаи, которые могут поставить в тупик.

Пример 4.Прямо на семинаре студентка попросила избавить ее от фобии высоты. Она боялась забираться на стул, на стол, особенно на стремянку, побывать на высоком здании она почему-то не боялась. Я напрямую спросил, не было ли в ее детстве какой-то травмы? Она тут же рассказала, что ее отец любил такую игру: он бросал девочку на диван (он был высокий и сильный мужчина), она подскакивала, смеялась и бросалась ему на шею, и так повторялось много раз. Но однажды он промахнулся (ей было лет 6), она ударилась спиной об пол, было очень больно. Мама набросилась на отца с криком, а ей даже хотелось защитить его, но больше он никогда так не играл с ней. С тех пор она и стала бояться высоты.

Надо бы по логике прежних работ дать отпор преследователю, но кто преследователь? Кроме того, она любит отца! Тогда я выбрал другой путь. Я предложил ей вспомнить, какие чувства она испытала, когда ударилась спиной об пол. Она рассказала, это был страх, боль, переживание за отца. Я попросил рассказать, в каком месте тела концентрируются эти чувства, она сказала, что в области груди. Следующий вопрос, каким звуком могли бы быть выражены эти чувства? Она сказала, что это жуткий визг на таких нотах и такой силы, что это невозможно произнести. Тогда я предложил ей мысленно «включить» этот звук на полную мощность и пусть с ним вылетают из ее тела все эти переживания, пока не уйдут полностью. Несколько минут она сосредоточенно работала, потом сказала, что все застрявшие чувства вышли.

Следующее предложение: представь, что ты снова играешь с отцом, как в детстве. Воображаемая игра идет плохо, нет радости, преобладает напряженность. «Какие чувства мешают этому, и где они сконцентрированы?» « В горле тоже остались какие-то чувства». Повторяем процедуру выражения чувств с помощью воображаемого звука. Почему-то чувства выпрыгнули из горла в виде куриного яйца. Девушка вспомнила, что в деревне ее кормили яйцами, а ей это очень не нравилось, там же могут быть цыплята! После этого игра с отцом восстановилась, в своих фантазиях девушка вновь весело прыгала ему на шею и т.д.

Теперь я попросил ее влезть на стул, а потом на стол. Она сделала это, она стояла на столе, с сияющей улыбкой, глубоко дыша. Она больше не боялась, она наслаждалась этой победой и простояла так несколько минут, смеясь от радости. Дома она влезла на стремянку и не испытала никакого страха. Через год, на другом семинаре, я спросил ее, испытывает ли она страх высоты. «Нет, – ответила она, - Я не понимаю, почему, но я больше совершенно не боюсь»

Из этого примера понятно, что в коррекции травматических фобий можно продвигаться через избавление от застрявших эмоций, а не через борьбу с противником.

 

Модель В.Франкла

Не все фобии образуются из-за психологической травмы. Многие случаи подтверждают кольцеобразную модель В.Франкла [11]. Согласно этой модели, когда человек испытывает неприятный симптом (например, он ощутил удушье в застрявшем лифте), то он может испугаться, а страх усиливает симптом, усиление симптома вызывает усиление приступа страха и т.д., пока у него не разовьется паника (см. рис. 1). После этого страх будет возникать уже при любой угрозе повторения первичной ситуации (например, человек уже больше никогда не войдет в лифт, заранее представляя возникновение симптома и страха).

Для лечения таких фобий В.Франкл предложил метод парадоксальной интенции. Суть его в том, что человек должен захотеть испытать то, чего он так боится. Если он будет стремиться к страху, то страх не сможет вызывать симптом, соответственно симптом не сможет усиливать страх. Он должен пойти против «течения», против движения по кольцу взаимного «раскручивания» пары симптом-страх. Порочный круг будет разорван и фобия пройдет.

 

Рис. 1

В. Франкл вырабатывал вместе с клиентом парадоксальные фразы, которые тот должен был самому себе говорить, стремясь испытать страх. Фразы обязательно формулировались юмористически. Например, дама, которая боялась задохнуться в лифте, говорила себе: «Сейчас я точно задохнусь, чтоб мне лопнуть!» Она избавилась от давней фобии за пару дней, В.Франкл подтверждает свой метод и другими многочисленными примерами [11].

Единственная трудность – убедить клиента следовать этой схеме. Обычно он никак не хочет идти навстречу тому, чего боится и отказывается работать над «волшебной» фразой. Но если он соглашается, то успех приходит сразу.

Пример 1.Это было в Волгограде, девушка каждое утро переезжала Волгу через мост на трамвае. Каждый раз она испытывала иррациональный страх, что трамвай упадет в реку, хотя понимала нелепость этих фантазий. Ее руки судорожно вцеплялись в подлокотники, ладони становились мокрыми, а сердце учащенно билось. Мы договорились, что каждый раз, переезжая реку, она будет говорить себе: «Как сейчас чебурахнусь вместе с трамваем в реку! Вот брызги то пойдут!» На следующее утро она приехала на мой семинар и рассказала, что впервые проехала через реку спокойно, всю дорогу повторяя заветную фразу.

В эмоционально-образной терапии этот прием применяется весьма часто. Но клиенту предлагается не говорить себе какую-то фразу, а мысленно прикоснуться к образу страха или проявить к нему добрые чувства. Такая же схема применяется к навязчивым мыслям, которых человек боится, их следует к себе усиленно приглашать.

Пример 2.Часто страх принимает образ паутины. Как-то мне пришлось минут 10 уговаривать девушку, которая реально тряслась от страха, чтобы она в своем воображении прикоснулась к этой паутине. «Ну хоть мизинчиком, ведь паутина воображаемая, тебе ничего не грозит. Ну хоть палочкой…» Как только это было сделано, паутина тут же исчезла, превратившись в серебристый шарик, который можно было принять как часть личности, и страх тут же прошел. Девушка была поражена, что ее почему-то перестало трясти прямо сейчас, так сказать моментально. Она уже привыкла принимать лекарство и ждать, пока оно подействует. В нашем методе мы получаем результат сразу же, если этого не происходит, то завтра тоже ничего не изменится.

Случаи, подобные предыдущему, встречаются в практике очень часто, но все они похожи между собой, поэтому мы их не приводим.

Предупреждение.Однако, если причиной фобии была травма, то данный метод не принесет успеха, но может даже повредить. Один психолог рассказывал историю, как в одном классе провели такой тренинг для детишек «Пожмите руку своему страху». Дети представляли то, чего боятся и пожимали ему руку. Не следует делать этого коллективно, да и не надо всех избавлять от страхов, избавлять надо от фобий (см. выше).

Так вот, все ученики успешно справились с заданием, но один забился в припадке, и его увезли на «скорой», у него даже синяки выступили на руке, которой он пожал руку страху. Почему так произошло? Возможно, что он подвергся ужасному нападению, несшему угрозу жизни, возможно, его кто-то регулярно избивал и унижал. Примирение в таком случае означало повторение травмы и окончательное смирение перед агрессором. Психика мальчика этого не выдержала.

Как же отличить один случай от второго? Страх, образованный по В.Франклу, представляется в образах статичных (паутина и т.д.), они не нападают на субъекта, не являются активной угрозой, продуцируемой третьими лицами, но явно создаются самим субъектом и от него зависят. В первом же случае это явно независимые от субъекта сущности, нападающие на него. Если случай неясен, надо просто расспросить клиента о предыстории возникновения фобии, все станет понятно. Поэтому коллективная работа такого рода невозможна, у каждого своя история.

 

Модель родительских предписаний

Некоторые фобии образуются совершенно по другим причинам, их порождают родительские назидания, в трансактном анализе Э.Берна они называются предписаниями. Родители могут запугивать ребенка чем-то или внушать ему чувство слабости и беззащитности. «Куда ты полез на третью ступеньку лестницы, ты можешь упасть!» «Ты такой слабенький, болезненный, смотри, не простудись!» Предписания могут даваться и без слов. Есть мамы, которые меряют температуру здоровой дочери три раза в день, а потом она боится выходить из дома. Наоборот, ребенка могут бросить в воду на глубоком месте, чтобы он научился плавать, и у него может возникнуть страх воды, если он понял это как акт пренебрежения родителей к его жизни.

Пример 1.Студентка пожаловалась, что у нее есть совершенно непонятный страх перед мотыльками, страх панический. Образ страха почему-то был похож на иголки, которые кололи ее. Они «говорили» ей, что она плохая девочка и мучает мотыльков. Я спросил, не говорили ли ей, кто ни будь, такое в детстве. Она вспомнила, что в три годика она ловила мотыльков и насаживала их на иголки, так поступали многие дети. Но бабушка ее ругала и говорила, что мотыльки ей отомстят за ее жестокость. Она перестала их ловить, а позднее проявился страх.

Я предложил ей представить бабушку и мысленно ей сказать, что она хорошая девочка и не хотела причинить кому-то зло, она поступала также как другие и видела в этом только игру, это естественное поведение для ребенка. Когда она сделала это, то увидела, что бабушка ее простила, и иголки перестали ее колоть.

Однако страх не прошел окончательно, теперь он был похож на огромного мотылька с зубами, который мог ее покусать. Я спросил, что бы она хотела сделать с этим мотыльком. Она ответила, что чувствует свою вину перед ним и хочет попросить прощения. Она сделала это, и мотылек уменьшился и улетел, теперь ее страх прошел полностью, что мы проверили в мысленном эксперименте.

Тогда стояла зима, и мотыльков не было, но летом, ее сокурсники передали мне привет от нее и благодарность, мотыльки появились, но страха больше не было.

Пример 2.Молодой человек рассказывал мне, что он страдал раньше фобией высоты. Он нарочно залезал на высокие башни, чтобы преодолеть свой страх и теперь он не боится, только когда он видит, что внизу не земля, а асфальт, страх снова почему-то возникает. В этом случае ему приходят мысли о том, что асфальт такой твердый об него можно больно ушибиться. Хотя он понимает, что разницы нет, на что падать с высоты, но все равно боится. Я спросил его, а не говорил ли ему кто-то в детстве про асфальт, что на него больно падать? Сначала он отрицал и вдруг вспомнил, что лет в шесть, когда он выходил на балкон, родители всегда его предупреждали: «Смотри, внизу асфальт, он такой твердый, об него можно больно разбиться!» И тут он все понял! «Что же делать?» - спросил он. «Надо представить своих родителей и сказать им: «Дорогие родители, спасибо что предупредили, но я большой мальчик и не собираюсь падать с балкона, поэтому можете за меня не беспокоиться, я ни за что не упаду, асфальт ли там или просто земля». Он мысленно высказал им это контрпредписание несколько раз и почувствовал, что страх совсем оставил его. Он добавил, что многое еще дополнительно понял.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.