1. Клиенту предлагается дать отпор нападавшему, если было нападение, унижение и т.д. (травматическая фобия). Отпор можно дать как образу реального противника, так и его символическому образу (черному шару, капкану и т.д.). Клиенту, который считает себя слишком слабым, чтобы дать отпор, предлагается представить, что он бы сделал, если бы мог. Можно придать силы образу самого себя, который дает отпор: «Представь, что ты могучая, непобедимая...»
Лучше всего, если в результате данного отпора, нападавший становится смешным. Тем самым его значимость девальвируется, он перестает быть угрожающим, а клиент высвобождает подавленную агрессию и перестает быть жертвой. Он может посмеяться над преследователем и, следовательно, не может больше его бояться.
2. Другой прием для преодоления травматических фобий – высвобождение «застрявших» эмоций (см. пример с фобией из-за падения). Высвобождение эмоций наилучшим образом осуществляется с помощью воображаемого звука, в представлении клиента, выходящего из того места в теле, где хранится память о болезненном переживании.
3. Для фобий, образованных по модели В.Франкла, наилучшим методом коррекции является его же метод парадоксальной интенции. Но в ЭОТ он применяется по отношению к образам страха или пугающего симптома, а не в реальной ситуации, что создает возможность проводить коррекцию фобии непосредственно в кабинете терапевта.
4. Для фобий, образованных по принципу формирования симптома, позволяющего избегать исполнения запретных влечений, необходимо способствовать осознанию этих влечений и отсоединению от недостижимой цели. Обе эти задачи также достаточно эффективно выполнимы в ЭОТ.
5. Для коррекции фобий, причиной которых являются родительские предписания, следует использовать прием контрпредписания, направленного к образу внутреннего родителя или образам реальных родителей.
6. При истерических фобиях основную роль играет анализ и осознание, а затем, осознанный отказ от чувства беспомощности или протеста против кого-то.
7. При фобиях, являющихся на самом деле формой тревоги за ребенка или другое лицо, следует работать над психологическим отсоединением от этого субъекта через разрешение ему быть самостоятельным и не нуждаться в постоянной заботе со стороны клиента.
Заключение
Таким образом, оказывается, что образование фобий может происходить в соответствии с несколькими теоретическими моделями. Это:
1. 1. Модель научения (травматические фобии);
2. 2. Модель В. Франкла;
3. 3. Модели психоаналитические (формирование симптома, истерические фобия, фобия как маска тревоги);
4. 4. Модели, исходящие из теории Э.Берна (родительские предписания, несчастный внутренний ребенок).
5.
На примерах, приведенных выше, видно, как эти фобии могут быть диагностированы и скорректированы через действия с образами эмоциональных состояний. Легкость достижения результата связана с тем, что индивид работает как бы не с собой, а с образом, экспериментирует, а не перевоспитывает себя, работает с коренной причиной, а не с симптомами. У него нет причин сопротивляться, а получение результата прямо здесь и теперь вдохновляет его на то, чтобы сохранять результаты и не возвращаться к прежним формам поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гринберг Д. Управление стрессом. – Питер, 2004.
2. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. - М., «Класс» 1997.
3. Колюцкая Е.В. Интервью в статье «Я не трус, но я боюсь». – Ж. «Здоровье», № 4, 2005, стр.7-13.
4. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – С.- Пб., «прайм-Еврознак», М., «ОЛМА-ПРЕСС» 2005.
5. Линде Н. Д. Медитативная психотерапия. - М., «Институт молодежи» 1994.
6. Линде Н.Д. Как избавиться от головной и сердечной боли за 5 минут. (Брошюра). – М., «Самиздат» 1999.
7. Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа. - Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, «Консорциум «Социальное здоровье России», №1, 1997, стр. 33-41.
8. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. – М., «Академия» 2002.
9. Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии. В: Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М., Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2004, стр.486-492
10. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. – М., Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2004.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., «Прогресс», 1990.