Тяговые электродвигатели могут работать только при обеспечении эффективной вентиляции. Основные технические данные тяговых электродвигателей для широко эксплуатируемых и осваиваемых новых тепловозов приведены в табл. 1. Наиболее типичными по устройству из выпускаемых и осваиваемых на перспективу тяговых электродвигателей являются ЭД-118Б, ЭД-125БМ, ЭД-126А, ЭД-900 [1, С. 99].
Таким образом, тяговым электродвигателем называется электрическая машина, предназначенная для преобразования электрической энергии в механическую работу, затрачиваемую на движение поезда.
Конструктивные особенности и принцип действия тягового электродвигателя ЭД-118Б
Электродвигатели типов ЭД-118А, ЭД-118Б, ЭД-120А, ЭД-133, ЭД151Т1, ЭД-121А, ЭД-126А, АД906 предназначены для привода колесных пар тепловозов и дизель-поездов. Техническая характеристика тягового электродвигателя ЭД-118Б приведена в таблице 2.
Таблица 2
Техническая характеристика тягового электродвигателя серии ЭД-118Б
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
Продолжение Таблицы 1
Добавочные полюсы, количество
Количество витков на полюс
Якорь:
Диаметр сердечника, мм
Длина сердечника, мм
Количество пазов
Обмотка якоря
петлевая
Количество параллельных ветвей
Количество катушек
Иллюстрация тягового электродвигателя ЭД-118Б в разрезе представлена на рис. 1.1. [1, С. 101].
Рис. 1.1. Тяговый электродвигатель типа ЭД-118Б: а – продольный (ступенчатый) разрез; б – поперечный (частичный) разрез
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
190623.01. 15. ПЗ
Тяговый электродвигатель состоит из следующих сборочных единиц: якоря, магнитной системы (в корпусе которой также закреплены щеткодержатели со щетками), подшипниковых щитов с якорными подшипниками, съемных крышек и щитков монтажно-смотровых (коллекторных) и вентиляционных люков, выводных проводов концов обмоток, моторно-осевых подшипников.
Якорь электродвигателя собран на валу 1, изготовленном из качественной легированной стали с дополнительной термообработкой и имеющем свободный конусный конец для насадки ведущей шестерни тягового редуктора. Он опирается на два роликовых подшипника 2 и 21, вмонтированных в подшипниковые щиты 3 и 19. Сердечник 14 якоря набран из листов электротехнической стали, зажатых между нажимными шайбами. Зубцы крайних пакетов листов поверху сварены неплавящимся электродом.