Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Работы по истории культуры



Историей культуры и идеологическими движе­ниями в Белоруссии в XVI — XVII вв. занимался (в основ­ном в последние годы жизни) В. И. Пичета. В середине 20-х годов вышел в свет сборник статей, посвященных 400-летию белорусского книгопечатания67. В. И. Пичета написал для этого сборника большую историографиче­скую статью «Зсопшапа» и статью о белорусском Воз­рождении. В первой работе содержится обстоятельный анализ всех публикаций с 70-х годов XVIII в. до 20-х го­дов XX в., в которых рассматриваются те или иные вб-просы, связанные с деятельностью Ф. Скорины. Среди этих работ — статьи и монографии русских, украинских, белорусских, польских, чешских авторов. В. И. Пичета впервые охарактеризовал все работы, в которых говорит­ся о белорусском первопечатнике. В. И. Пичета выделяет в изучении деятельности Скорины два этапа. Первый — с 70-х годов XVIII в. до конца 80-х годов XX в.; второй— с выхода в свет в 1888 г. монографического исследования П. В. Владимирова. В, И. Пичета справедливо считает, что эта работа, правильно осветив многие вопросы жиз­ни и деятельности Скорины, положила вместе с тем на­чало поискам новых материалов для дальнейшего изуче­ния как биографии, так и творчества, взглядов выдаю­щегося деятеля белорусской культуры XVI в. Излагая взгляды различных авторов на творческую деятельность Скорины, В. И. Пичета дает им оценку и высказывает собственное мнение. Так, В. И. Пичета отрицает мнение ряда авторов (И. Добровскнй, О. Новицкий, С. Линде и др.) о принадлежности Скорины к протестантам. Исто­рик присоединяется к тем исследователям, которые счи­тают белорусского первопечатника православным не только по происхождению, но и по убеждениям.

Спорным считал В. И. Пичета вопрос об источниках перевода библии Скориной. Отвергая утверждение тех авторов, которые называли единственным источником перевода латинский текст, не считая достаточно обосно­ванным мнение, по'которому наряду с Вульгатой исполь­зованы чешская библия 1506 г. и древнеславянский текст, историк пришел к выводу о необходимости дальнейших исследований этого вопроса.

Решительно отвергает В. И. Пичета утверждение ряда авторов, что кйиги Скорины напечатаны на польском языке. Попытки других определить язык изданий как •«литовско-русский» или считать его «искусственной смесью» из разных языков он считает совершенно необо­снованными. В, И. Пичета присоединяется к той группе исследователей, Которые относят язык книг Скорины к белорусскому языку XVI в.

Внсоко оценивает В. И. Пичета монографию П. В. Владимирова, обобщившего весь накопившийся материал о Скорине и впервые давшего Научное представление о деятеле белорусской культуры. Подчеркивая правиль­ность подхода Владимирова к оценке деятельности Ско­рины как закономерному итогу исторического развития Белоруссии, историк вместе с тем считает, что намерение автора монографии связать деятельность первопечатни­ка с эпохой осуществлено недостаточно.

В книге «Псторыя Беларусь (1924 г.) & И. Пичета, называя Скорину гуманистом и связывая его деятель­ность с городским гуманистическим движением, не выяс­няет сущности его мировоззрения. Это он сделал позже. Исследованием белорусского и украинского Возрождения В. И. Пичета вплотную занялся в работе «Возрождение Украины—Руси и Белой Руси в XVI — начале XVII в.>. Определив хронологические рамки белорусского Возро­ждения, в целом совпадающие с такой же эпохой в Рус­ском государстве и на Украине, историк видит различия в причинах, вызвавших это явление. Национально-куль­турное Возрождение в Русском государстве В. И. Пичета связывает с классовой борьбой, происходившей на базе формирования дворянски-феодальной монархии Ива' на IV. Возрождение в Белоруссии и на Украине он счи­тает городским, буржуазным движением, - возникшим в период экономического подъема. Важным фактором, обусловившим возникновение этого движения и наложив­шим отпечаток на его характер и направление, он считает начало польской феодально-католической агрессии.

В. .И. Пичета считал национально-культурное воз­рождение в Белоруссии и на Украине единым движени­ем, порожденным общими историческими причинами, общностью политической судьбы обоих народов. Нов Белоруссии оно возникло раньше, еще в начале XVI. в. Зачинателем. Возрождения В; И. Пичета считает бело­русского первопечатника Франциска Скорину. В его деятельности он выделяет главным, образом просвети­тельскую сторону, подчеркивая в ней стремление приоб­щить к просвещению широкие народные массы68. Он на­зывает Скорину родоначальником белорусского литературного языка, основоположником национальной литера­туры, подчеркивая в его деятельности народную направ­ленность.

Вторым важным явлением в истории феодальной Бе­лоруссии В. И. Пичета считает Реформацию, в изучении которой, по его мнению, необходимо было, прежде всего, объяснить причины и степень распространения ее в бело­русских и украинских землях, классовую основу всего движения. В указанной работе В. Иг Пичета выделил демократическое течение Реформации—антитринитаризм, отражавшее идеологию крестьянских и городских пле­бейских массб9. Другие вопросы этой темы он поставил в качестве исследовательской задачи. Они получили об­стоятельное освещение в трудах белорусских историков -и философов в 50—60-е годы.

- В. И. Пичета считает, что реформационнре движение в Белоруссии и на Украине не было глубокими захватило, лишь внешне, главным, образом господствующий класс, •заинтересованный в секуляризации церковных земель. Возникновение национально-культурного движения в Белоруссии В. И. Пичета относил к началу XVI в. и свя* зывал его с деятельностью Скорины. Кульминацию Воз­рождения он датировал серединой этого столетия. С кон­ца же XVI в., со времени усиления католическога наступ­ления, национально-культурное движение, по мнению г. -историка, становится односторонним, принимает оборор4 яштельные черты и ставит своей главной задачей теоре­тическую защиту православного вероучения против на-^. -падок католических теологов. Вследствие этого Врзрождение, утверждает В. И, Пичета, вылилось в форму ре­лигиозной полемики, причем взгляду полемистов конца в. не выходили за пределы схоластики и были ша-назад по сравнению с гуманистическими идеями,С .ярко выраженными в предисловиях к книгам библии, написанных Скориной 7<*.

В. И. Пичета отмечает большую культурно-просвети­тельную роль православных церковных братств, ставших .центрами городского движения в защиту культуры бе-

^ лорусского и украинского народов в особо тяжелых ' условиях, когда верхушка православного духовенства отошла от борьбы, поставив классовые интересы выше национальных. Он приходит к выводу, что заслуга бело­русских и украинских просветителей конца XVI — нача­ла XVII в. состоит в том, что они выступили в защиту веры своего народа, являвшейся в тот период символом народности 71.

Весьма важна мысль, высказанная в этой работе В. И. Пичетой,— о взаимовлиянии культур трех брат­ских народов — русского^ белорусского, украинского. Он подчеркнул, что сознание связи с русским народом, чувство этнической опоры было той огромной силой, ко­торая поддерживала просветителей XVI—начала XVII в. в их борьбе за сохранение своего языка и культуры 72.

К исследованию деятельности и определению места в истории белорусской культуры Ф. Скорины В. Пичета обращается в другой работе, написанной, по всей веро­ятности, в последний период его научной деятельности,— «Культура Белоруссии в XVI в.». Работа эта не законче­на. Она представляет собой комплекс сюжетов из исто­рии развития культуры Белоруссии XVI в., главным об­разом характеристик известных деятелей культуры и просвещения — Ф. Скорины, Симона Будного, Феодосия Косого, Василия Тяпинского, Артемия. В предпосланном к этим характеристикам общем введении, кратко изла­гающем основные направления социально-экономическо­го развития Белоруссии в конце XV—XVI в., историк не ставит задачу выяснения предпосылок национально-куль­турного Возрождения в Белоруссии в XVI в. Это скорее попытка определить наиболее существенные моменты экономической, социальной и политической истории. Вы­вод, который сделал В. И. Пичета, состоит в том, что Белоруссия и Литва во второй половине XVI в. нахо­дились на путях значительного экономического подъ­ема 73. Шел процесс создания всебелорусского рынка, на основе которого завершилась этническая консолидация белорусской народности; в XVI в. завершился процесс формирования белорусского языка п. В этой работе исто­рик также большое внимание уделяет деятельности Ф. Скорины. Четко определяется социальная база, на которой Скорина сформировался как просветитель. В. И.

Пичета подчеркивает, что Скорина — величайший пред­ставитель гуманистического просветительского дви­жения, возникшего в городах Белоруссии в XVI в.75 Био­графические сведения, приведенные в книге П. В. Вла­димирова, В. И. Пичета дополняет данными, опублико­ванными в конце XIX в. и в 1917 г.76 Отметив историче­скую роль Скорины как основоположника белорусского литературного языка, В". И. Пичета подчеркивает более важную, по его мнению, миссию первопечатника — про­светительскую 77.

В. И. Пичета был первым, кто обратил внимание на содержание предисловий, написанных Скориной к из­данным им библейским книгам, и высказал мнение, что в этих предисловиях отражается сущность мировоззре­ния гуманиста-просветителя78. Историка привлекает патриотизм, рационализм, реализм, гуманизм Скорины, его глубокая любовь к Родине, своему народу, служе­нию которому он посвятил свою жизнь.

Особенно привлекают В. И. Пичету морально-этиче­ские я правовые идеи Скорины, приводящие к выводу о необходимости установления единого для всех граждан­ского права, основанного на принципе «равная свобода всех, общее имение всех». По мнению В. И. Пичеты, «идеальное право Скорины— своего рода утопический социализм, образцом которого является организация жизни в первых христианских общинах» .

В. И. Пичета исследовал деятельность Симона Буд­ного и его роль в развитии белорусской культуры. Надо сказать* что до Пичеты деятельность Будного не полу­чила освещения в советской историографии; отдельные высказывания о нем (Н. А. Янчук, А. Савич) ограничи-, вались констатацией факта издания им Катехизиса на белорусском языке и представлением его как антитрини-тариста. Следует отметить, что оценка С. Будного В. И. Пичетой претерпела заметную эволюцию. В работе «Бе­лорусское Возрождение» историк квалифицировал Буд­ного как продолжателя традиций Скорины, выдающегося представителя белорусского гуманизма80. В другой работе, написанной, видимо, в 40-х годах, историк не на­ходит между Скориной и Будным никакой преемствен­ности, считая их цели прямо противоположными: Скори-на боролся за сохранение белорусского языка и культуры, Будный же, по его мнению,, под предлогом распространения протестантизма стремился оторвать белорусский народ от религиозных традиций, содействуя этим его денационализации81, Пичета относил Будного к деятелям польской культуры и просвещения. Он счи­тал, что Будный стремился примирить догматические основы антитринитаризма с существовавшем социально-политическим строем, оправдывал феодальное землевла­дение и крепостничество, освящал феодальные захват­нические войны, своей деятельностью он удовлетворял религиозные потребности польской шляхты и способство­вал обращению белорусского народа в протестантизм82. Такая трактовка деятельности С. Будного вытекает из той общей оценки протестантизма и его роли в белорус­ских землях, которую дал историк. Он исходит из тезиса о том, что Реформация в Белоруссии не получила значи­тельного распространения и привлекла лишь часть фео­дальной знати, вылившись в форму умеренного кальви­низма.

Шляхетские круги православного вероисповедания стояли в стороне от протестантского движения, на народ­ные массы Белоруссии (крестьян и горожан) оно не ока­зало, по его мнению, никакого влияния8^, Протестантизм в Литве и Белоруссии расценивается В. И. Пичетой как .орудие в руках магнатов для идеологического наступле­ния на своих подданных — белорусское православное крестьянство. Поэтому, по его утверждению, протестант^ ство было опасным для белорусского народа, способство' вало потере им своей национальной самобытности. Исто­рик считает, что полонизация, осуществлявшаяся деяте­лями протестантизма, предшествовала полонизации, ко­торую проводила католическая церковь с конца XVI в.84

Продолжателем дела Скорины В. И. Пичета считает Василия Тяпинского, который перевел на белорусский язык и напечатал на собственные средства Евангелие.

Отмечая патриотизм В. Тяпинского, выразившийся в за­боте о просвещении народа, В. И. Пичета подчеркивает утопичность пути осуществления этой цели—привлече­ния к просветительской деятельности светских феодалов. Считая Тяпинского умеренным антитринитарием, Пичета не связывает его протестантизм с враждебными для на­ционально-культурного развития белорусского народа це­лями 85.

Несмотря 'на некоторую предвзятость оценок деятель­ности отдельных представителей культуры Белоруссии XV — начала XVII в., В. И. Пичета дал направляющую линию для последующих исследований в области обще­ственно-политического и культурного развития белорус­ских земель в эпоху феодализма.


Глава III

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.