Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религиозные верования.



Хотя в Казахстане исламская религия начала распространяться с VIII века, до XII века она еще не была господствующей. Такое мнение в свое время высказывал первый казахский ученый Шокан Валиханов в своей статье «Исламская религия». Однако Утемис Хаджи в своей книге «Шынгыснаме» (середина XIII века) писал: «Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану, то большую часть неверных он обратил в ислам...».

В XIV веке при Узбек хане (1312-1340 гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре ислам стал широко и повсеместно распространяться среди народа. Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только среди представителей кочевой знати. Исламская религия в XIV веке была принята среди подавляющего большинства населения Казахстана.

Другой причиной быстрого распространения ислама было то, что эта религия была суфистского (мистического) толка. И многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены среди тюрков.

Таким образом, в XIV-XV веках многие элементы ислама и шаманизма сосуществовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого Бога - Аллаха.

Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. Огонь считался домашним святилищем, покровителем жилища. Поэтому невеста, вступая в новую семью, должна была, входя в дом отца мужа, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовки, разжигали костры и прогоняли между ними скот, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Чтобы оберечь от сглаза, использовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею малолетних детей или жеребят, верблюжат. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев считавшихся священными зверей и птиц (волков, филинов и других).

Таким образом, в XIV-XV веках на территории Казахстана в основном сосуществовали две религии - ислам и шаманство.

АРХИТЕКТУРА КАЗАХСТАНА В XIV-XV ВЕКАХ

Архитектура.

Этот вид искусства достиг своего расцвета в 10-12 веках в период существования государства Караханидов. К этому времени относятся сохранившиеся до наших дней памятники зодчества близ Тараза - Айша-Биби и Бабаджа-Хатун. Однако монгольское нашествие в XIII веке нанесло значительный ущерб развитию архитектуры.

Лишь во второй половине 13 -начале 14 веков начала возрождаться оседлая городская культура, стали вновь возводиться архитектурные сооружения. Среди них мавзолеи Арыстан-Баба, Ходжа Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тек-турмаса и другие.

Мавзолейный комплекс Арыстан-Баб находится в трех километрах западнее города Отрар на берегу реки Сырдарьи. Судя по народной легенде, Арыстан-Баб жил в VII-VIII веках. Он был духовным наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Он заново был выстроен в XIV веке по приказу эмира Тимура.

Архитектурным шедевром конца XIV-начала XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура над могилой древнетюркского проповедника ислама, жившего в XII веке.

Построить комплекс эмир Тимур распорядился в 1397 году. Главной целью эмира при возведении этого комплекса являлось его намерение, используя религиозный авторитет Ахмеда Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане. Поэтому Тимур потребовал от его создателей, чтобы мавзолей не имел себе равных во всей Средней Азии. В середине центрального зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в 1399 году. В нем в праздничные дни готовили еду и бесплатно раздавали верующим.

Кок-Кесене. Одним из ярких образцовзодчества того времени является мавзолей Кок-Кесене, расположенный близ бывшей столицы Белой Орды - города Сыгнака, в 8 километрах к северо-западу от кента Томенарык.

Мавзолей Алаша хана. Одним из наиболее значительных памятников зодчества, относящимся к X-XI векам (достроен в XIV-XV веках), является мавзолей Алаша хана, который расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане.

Сильно разрушен и мавзолей Рабиги Султан Бегим, относящийся к XV веку. Он расположен в 60 метрах восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Рабига Султан Бегим являлась дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимуа, умерла в 1485 году.

Бани были также обнаружены в Туркестане, Таразе , Отраре и других средневековых городах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.