Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация торговли, тоннаж судов.



Экипаж торгового судна состоял не более чем из 5-10 человек, довольно беспомощных перед подвижными пиратскими судами с более многочисленной командой. Поэтому торговые суда крайне редко или почти никогда не плавали в одиночку, а предпочитали объединяться. Они скапливались в портовых местах и соединялись во флотилии. Это вело к образованию купеческих товариществ или гильдий, включавших постоянных участников таких предприятий. В скандинавских рунических надписях члены этих торговых товариществ называются "фелаги" (felagi)202, в отличие от членов военных дружин, "хускарлов" (huskarlar), упомянутых в надписях из Смоланда, Сёдерманланда, Упланда и с Готланда. Возможно, подобные торговые флотилии сопровождались и охранялись боевыми кораблями, судя по тому, что в Роскильдфьорде для перекрытия прохода одновременно были затоплены нагруженные камнями торговые и боевые суда: в приморском торговом месте Роскильде на о. Зеланд, следовательно, использовались корабли обоих типов. Точно так же в Ральсвике на о. Рюген, в одном и том же культурном слое IX-X вв. открыты друг возле друга остатки грузового судна и боевого корабля. Письменные источники, правда, ничего не сообщают о такого рода конвоях, но косвенные данные позволяют до пустить, что подобная практика существовала.

Корабельное сообщение и заморская торговля предъявляли высокие требования к купцу. Он должен был знать потребности различных общественных слоев местного населения и прежде всего обеспечить себе покровительство властей. Из-за длительности и сложности торговых поездок купцу нередко приходилось зимовать в чужой стране. В крупных экономических, политических и культурных центрах возникали колонии иноземных купцов и ремесленников. В этих колониях, называвшихся обычно "кварталами", "концами", "улицами" или "дворами", жили постоянные представители иноземных торговых городов. Они занимались мелкой торговлей, а также осуществляли связь с местным населением и заботились о пристанище для прибывающих земляков и компаньонов. Взаимосвязанные купеческие колонии в торговых городах разных народов Балтики - явление, совершенно закономерное в эпоху раннего средневековья. Они появились в Западной Европе после падения Римской империи и возникали затем повсюду, где торговля строилась на частных или товарищеских, "негосударственных" основаниях. Так было в большей части Европы. Константинополь, крупнейший европейский город позднеантичной эпохи, укрывал в своих стенах, помимо греков, также и многочисленных выходцев из Малой Азии (сирийцев, фригийцев и лидийцев), персов, согдийцев и евреев203. Общие процессы зарождения феодального строя и ранние ступени его развития создавали, следовательно, также основы для становления торговых эмпориев - опорных пунктов балтийской экономической системы.

I. Тоннаж и другие параметры найденных грузовых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)

Место находки Длина, м Ширина, м Высота борта, м Осадка, м Дата(век) Способ передвижения
Щецин 8,1 2,2 0,7 0,45 IX -
Мехелинки 9,3 2,5 0,8 0,55 XI-XII без паруса
Гданьск - Орунья 2,3 0,9 0,6 IX-XI без паруса
Ральсвик-1 3,4 1,4 IX-X парус?
Ральсвик-4 (1980 г.) ≈ 12,5 ≈ 3,3 ≈ 1,0 ≈ 0,5 IX парус?
Харбров-1 - Ленброк 3,2 3,3 - XI-XII парус
Чарновско 13,8 3,4 0,85 0,5 XI парус
Скульделёв-3 13,3 3,3 1,5 X-XI парус
Гальтабек 4,0 1,9 - XI-XII парус
Скульделёв-1 16,5 4,6 2,5 - X-XI парус
Эльтанг 17,5 3,9 1,9 XI парус

II. Тоннаж и другие параметры найденных боевых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)

Место находки Длина, м Ширина, м Высота борта, м Осадка, м Дата(век) Способ передвижения
Усеберг 21,4 5,1 1,4 0,75 ок. 800 -
Гокстад 23,4 1,7 2,0 - парус?
Скульделёв-2 ≈ 28 4,2 - - X-XI -
Туне ≈ 20 4,3 - - - -
Ладбю 20,6 2,9 0,7 2,25 - -
Скульделёв-5 ≈ 18 2,6 1,1 - X-XI 12 пар гребцов, парус
Хедебю ≈ 16 2,5 - - X 8-10 пар гребцов, парус
Фромборк 17,4 2,8 0,9 0,5 X ок. 12 пар гребцов, парус
Ральсвик-2 9,5 2,5 1,0 - IX-X 8-10 пар гребцов, парус

III. Дальность и продолжительность плавания между приморскими торговыми местами (подсчеты на основании данных о продолжительности плавания)




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.