Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика «Установление закономерностей»



Методика предназначена для изучения некоторых особенностей процесса репродуктивного мышления (активности, гибкости, сообразительности) и оперативной памяти.

Для исследования необходимо иметь бланк, который представляет собой набор слов, в каждой строке расположены пять слов. В начале каждой строки имеется набор условных знаков.

При выполнении задания испытуемый должен найти и подчеркнуть те слова, в которых порядок расположения букв соответствует порядку расположения условных знаков в начале строки. Задание выполняется в течение 10 мин.

Для проведения исследования кроме бланков надо иметь карандаши, секундомер, классную доску или вспомогательную таблицу для объяснения задания.

По указанию экспериментатора испытуемые надписывают бланки. Затем дается инструкция: «На бланке имеются 25 строк, в каждой строке пять разных слов. В начале строки стоят условные знаки "§", "+", ")", ":", "=", "X" и т.п. Порядок расположения этих знаков соответствует порядку расположения букв в одном или нескольких словах, которые имеются в данной строке. Ваша задача — определить, в каких словах каждой строки порядок расположения букв соответствует порядку расположения знаков, и подчеркнуть их. Каким образом это сделать?

Условные знаки обозначают порядок букв в слове. Если все буквы в слове разные, то и знаки, обозначающие это слово, должны быть тоже разными. Если буквы в слове повторяются, то и знаки, обозначающие эти буквы, тоже должны повторяться.

Возьмем, например, слово МАМА (написать на доске). В этом слове одинаковые первая и третья, вторая и четвертая буквы. Это слово можно обозначить так: %Х%Х. А как обозначить слово ПАПА? Точно так же. При этом важен только порядок этих знаков.

Допустим, что у нас есть строка (экспериментатор пишет на доске):

X : ? + X КУЛАК БУБЕН ТЕАТР ОРДЕР РАДАР

Какие слова здесь надо подчеркнуть? В этой строке мы должны подчеркнуть слово "кулак", так как в наборе условных знаков первый и пятый знаки одинаковые, а второй, третий и четвертый — разные. Слово "радар" подчеркивать не надо, так как, несмотря на то, что первая и пятая буквы в этом слове одинаковые, вторая и четвертая тоже одинаковые, а по условию они должны быть разными.

Анализировать расположение условных знаков надо внимательно, так как в словах могут встретиться по три одинаковых знака, по две пары одинаковых знаков и т. п.

Пример:

! + § ? ! X 0 § ОПЕРЕНИЕ СТРИХНИН ТРАВИАТА

АНТРАЦИТ

АРТЕФАКТ

В этом задании подчеркиваем слово "антрацит", так как оно соответствует условию: первая и пятая буквы одинаковые ("!", т. е. "а"), третья и восьмая также одинаковые ("§", т.е. "т"), остальные буквы разные, что соответствует разным знакам в условии. Слово "артефакт" не подчеркиваем, потому что, хотя в нем третья и восьмая буквы одинаковые, первая и пятая — разные.

Ваша задача заключается в том, чтобы в каждой строке находить и зачеркивать слова, в которых порядок букв такой, какой зашифрован условными знаками в начале этой строки. Таких слов в строке может быть несколько, поэтому каждую строку нужно просматривать до конца. Писать на бланке ничего нельзя, нужно только зачеркивать найденные слова-ответы. Если ошиблись — исправьте.

Работать будете 8 мин. Старайтесь работать быстро, но главное — правильно. Будут поданы три команды. По команде «Приготовиться!» положите перед собой бланки и возьмите ручки. По команде "Начали!" начнете работать. По команде "Конец работы!" поставите вертикальную черту после последнего слова, которое вы просмотрели (показать на доске). Какие есть вопросы?»

С доски стираются примеры или убирается вспомогательная таблица.

Экспериментатор подает соответствующие команды и включает секундомер. В ходе работы экспериментатор и ассистент наблюдают за испытуемыми и при необходимости помогают отдельным лицам, отмечая это в протоколе. Через 8 мин подается команда «Стоп!». Поставьте вертикальную черту после слова, которое вы просмотрели последним, положите карандаши, переверните бланки».

Обработка протоколов производится по ключу-бланку. Результаты подсчитываются по формуле:

 

где А — условный коэффициент; Д — количество ключевых слов, которые необходимо было зачеркнуть в просмотренном массиве; П — количество пропущенных ключевых слов в просмотренном массиве; Ош — количество неправильно зачеркнутых слов; S — количество просмотренных слов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.