Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инструменты макроэкономической политики государства.



В современных смешанных системах учтены наиболее существенные элементы критики рыночной экономики. Через функционирование своих правительств общества приняли меры, направленные на сглаживание её недостатков. В свою очередь, сами эти недостатки являются причинами, делающими необходимым вмешательство государства в сферы экономической деятельности. Границы его вмешательства обусловлены актуальностью выполнения ряда функций:

1) обеспечение экономики нужным количеством денег;

2) регулирование «внешних эффектов производства»;

3) удовлетворение потребностей населения в «общественных товарах».

Деньги (как посредник в обмене товаров) требуются в определенном количестве. Обеспечить соблюдение этого условия может только государство.

Внешние эффекты производства (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называется «внешними», так как касаются не участвующих в сделке – третьих лиц. Категория «общественные товары» возникла и стала использоваться в связи с неспособностью рыночного механизма обеспечить общество благами в необходимом ассортименте. Блага, производимые для их удовлетворения, называют частными товарами. Но рыночный механизм не замечает потребностей, которые не представлены в спросе. Блага, необходимые для их удовлетворения, отнесены к группе «общественных товаров». Их особенность проявляется в том, что они: а) не исключаемы из потребления; б) неконкурентные в потреблении.

Под государственной экономической политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране».

При этом государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику. Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения».

В наиболее общем виде любая стратегия вне зависимости от уровня субъекта (макро- или микроуровень) опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения (реализации) стратегии роста.

Свобода выбора – ключевое условие успеха, экономического процветания любого экономического агента и эффективности функционирования экономики в целом.

Как правило, результатом выбора является некий компромиссный вариант. Иллюстрацией таких ситуаций являются компромисс индивида между потреблением и досугом (микроэкономический уровень) и компромисс общества между эффективностью и равенством (макроэкономический аспект).

Компромисс индивида между потреблением и досугом может рассматриваться как ситуация, характерная при принятии решения о выходе на рынок труда. Индивид делает выбор между досугом (как нормальным благом) и трудом (потреблением). Объективно ограниченный фонд времени, которым располагает человек, распределяется им между различными видами деятельности. Все виды неоплачиваемой деятельности, важнейшими из которых являются потребление благ, работа по дому, получение образования, отдых, объединяются термином «досуг». Ситуация выбора индивида между потреблением и досугом имеет графическую интерпретацию. Для ее иллюстрации используется микроэкономический аппарат.

Оптимальное распределение индивидуального времени между трудом и досугом определяется двумя факторами:

· структурой предпочтений данного индивида;

· бюджетным ограничением.

Структуру предпочтений отражает множество кривых безразличия (см. рис. 2.2). Кривая безразличия отражает все комбинации дохода и досуга, соответствующие одному уровню полезности. Индивиду безразлично, какую из комбинаций выбрать, отсюда и название кривой. Таких кривых безразличия может быть бесконечно много. Каждой из них соответствует тот или иной уровень полезности. Чем больше смещение кривой от начала координат, тем выше этот уровень. Поэтому человек будет выбирать из доступных ему комбинаций дохода и досуга такую, которая лежит на наиболее удаленной от начала координат кривой.

Другая ситуация достижения компромисса – между эффективностью и равенством – имеет место в рамках экономической системы в целом. Действительно, как говорил американский экономист Артур Оукен (1928-1980), невозможно усидеть сразу на двух стульях: эффективности и равенства. В этом случае общество стоит перед проблемой выбора направления экономического развития, соответствующего принципам социального равенства (справедливости) или роста экономической эффективности.

В ходе осуществления экономической политики нужно учитывать, что снижение эффективности экономики влечет уменьшение налоговых поступлений в бюджет, создающих финансовую основу для социальных программ выравнивания доходов, что не позволяет обществу приблизиться к принятому в нем эталону социальной справедливости.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.