Гораздо больше, чем половину всех учреждений и мероприятий по оказанию помощи молодёжи организуют негосударственные объединения, именуемые свободными носителями. При этом диапазон простирается от действующих во всей Германии молодёжных организаций, благотворительных учреждений и церквей до союзов, организаций, юридических объединений и групп самопомощи, работающих лишь в одной земле, одном городе или городском районе. Наряду со свободными и государственными носителями существует и небольшое, но возрастающее количество частных носителей помощи молодёжи, в ведении которых находятся детские дома и молодежь в общежития.
От 20 до 40% детей и подростков Германии являются членами одной из молодёжных организаций. Эти организации представляют собой добровольные объединения, преследующие цель посредством воспитания и образования дать в первую очередь своим членам индивидуальную, социальную и политическую ориентацию и выработать, таким образом, у них личное тождество и личные ценности. Основные их задачи заключаются в организации досуга и представительстве интересов, а в частности в сочетании этих двух областей. Важнейшими критериями их деятельности являются добровольность, приверженность определённым ценностям, ответственная организация и общественный характер работы сотрудников.
– Ассоциация социального обеспечения детей и молодежи (Arbeitsgemeinschaft für Kinder- und Jugendhilfe) основана в 1949 году, получила свое настоящее название в 2006 году. Является объединением центральных федеральных молодежных организаций и региональных молодежных советов, ведущих волонтерских организаций по вопросам социального обеспечения, центральных организаций специалистов, главных государственных органов по делам молодежи в федеральных землях (министерств), молодежных служб в федеральных землях. АСО работает на различных уровнях: лоббирует в законодательных и исполнительных органах власти постановления, рекомендации, доклады, основанные на совместно составленных данных членов. Делая рекомендации и предложения органам по делам детей и молодежи и организовывая мероприятия различной направленности, АСО работает над улучшением практической деятельности органов по делам молодежи. Проводит конференции для специалистов и конгрессы для экспертов и общественных структур, занимающихся молодежной работой. С 1995 года АСО стало юридическим лицом и исполнительным органом Национальной Коалиции (National Coalition für die Umsetzung der Rechte der Kinder in Deutschland), основанной для реализации прав детей в Германии.
– Федеральная Ассоциация по защите детей и подростков (Bundesarbeitsgemeinschaft Kinder- und Jugendschutz) была образована в 1951 году под названием Федеральная Ассоциация для действий по защите детей (Bundesarbeitsgemeinschaft Aktion Jugendschutz). Является объединением ведущих организаций по социальному обеспечению, молодежных ассоциаций и отдельных лиц, которые защищают интересы детей и молодежи, включая работу по законодательству для активной защиты детей и подростков. На национальном уровне Ассоциация представляет политические и социальные права детей и подростков, независимо от политики партий и религиозной составляющей.
- Германский национальный комитет по международной работе с молодежью (ОМК) в своей функции национального совета молодежи является полноправным членом Европейского молодежного форума. ОМК состоит из двух организаций:
1. Круг политической молодежи.
В кругу политической молодежи представлены политические молодежные организации, непосредственно связанные с представленными в бундестаге партиями или включенные в структуры партий. Германские молодые демократы- молодые левые, зеленая молодежь, молодые либералы, молодые специалисты в СДПГ, молодой союз Германии.
2. Федеральный Совет молодежи Германии (Deutscher Bundesjugendring, DBJR) является структурой объединяющей молодежные организации Германии, в настоящее время Совет включает в свой состав 24 молодежные организации, 16 региональных молодежных совета и 5 филиальных организаций (филиальных организаций имеют совещательное право голоса). Роль и задачи:
– публично представлять интересы молодежи и общие цели организаций-членов, особенно перед парламентом и правительством;
– обеспечение распространения информации среди организаций-членов и формирование единой позиции по вопросам молодежной политики;
– взаимодействие с молодежными организациями за пределами Германии, в частности, в области международной молодежной политики.
Для достижения вышеназванных целей Федеральный Совет молодежи Германии принимает участие в комиссиях и рабочих группах, делает заявления по законодательству и Национальным докладам по молодежи, учреждает общественные должности по определенным темам, касающимся работы с молодежью и молодежной политике, а также публикует ежеквартально журнал «Jugendpolitik» («Молодежная политика»). Параллельно со встречами комитета и рабочих групп, Федеральный Совет молодежи Германии проводит работу по повышению информированности среди организаций-членов. Существуют 16 региональных молодежных советов (Landesjugendringe). Эти региональные молодежные советы являются ассоциациями молодежных организаций, работающие активно на региональном уровне. Они образованы из независимых молодежных ассоциаций с общим количеством членов более 5 миллионов человек, чья деятельность доступна для 70% всех детей и подростков. Все, относящиеся к молодежи организации, представлены здесь: духовные организации, ассоциации торговых союзов, направленные на осуществление гуманитарной или социальной деятельности, экологические, обучающие традициям.
Существует также большое число местных молодежных советов(Kreis-/Stadtjugendringe). Местные молодежные советы являются самоорганизованными объединениями местных молодежных ассоциаций, организаций и инициатив. Их цель состоит в представлении интересов детей и подростков перед широкой общественностью, политиками и административными структурами, для того, чтобы сформировать и финансировать общую работу с молодежью и от имени детей и подростков отстаивать социально-политические требования и решать вопросы, касающиеся молодежи.
Федеральные программы
Детская и молодежная политика является межсекторной, целью которой является развитие ситуации и социальной ориентации, направленной на усовершенствование процессов при помощи сетевой поддержки различных концепций и при помощи развития новых форм сотрудничества со всеми на различных уровнях. Национальные молодежные программы под контролем Федерального Министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи:
- Модель программы Компетенция агентств (раннее: социальная работа с молодежью);
- Федеральная программа «Молодежь за многообразие, терпимость и демократию – против праворадикального экстремизма, ксенофобии и антисемитизма»;
- Федеральная программа «Развитие консультативных сетей – мобильных групп по борьбе с праворадикальным экстремизмом»;
- Специальная программа «Занятость, образование, участие на местном уровне»;
- Модель программы «Мы заботимся о себе сами»;
- Программа действия за молодежное участие;
- Модель программы «Волонтерства молодых людей из семей мигрантов в органах по делам молодежи».
Программы, проводимые/организованные другими министерствами/учреждениями:
- Модель программы «Поощрение детей и молодежи из эмигрантских семей»;
- Программа «Школа-Экономика-Профессиональная жизнь» (усовершенствование процесса перехода из школы к профессиональной работе);
- Программа «Изучаемые регионы – обеспечение поддержки для сетей» (поощрение регионального взаимодействия и сетей, содействие представителей разных образовательных структур для того, чтобы совместно развивать новые предложения для длительного обучения);
- Национальный пакт специалистов по делам детей и молодежи (специальная программа «Квалификация молодежи для выхода в профессиональную жизнь»);
- Программа «JOBSTARTER – тренировка для будущего» (поощрение инновационных технологий и развитие структур профессионального образования),
- Программа о местах для тренинг курсов: Восток 2007, (предоставление дополнительных мест для тренинг курсов в федеральных землях).
Национальные планы действий (т.е. официальные стратегии):
- Национальный план действий «Для ребенка – дружеская Германия 2005-2010» (Основные задачи: равные возможности в образовании, взросление без насилия, поощрение здорового образа жизни и окружающей среды, участие детей и молодежи, развитие адекватных жизненных условий для детей, обзор международных соглашений);
- План Действий Федерального правительства по защите детей и подростков от сексуального насилия и эксплуатации (развитие правовой защиты детей и молодежи, улучшение механизма предотвращения и защиты жертв, обеспечение международного правового преследования и взаимодействия, развитие сетевой поддержки и консультаций).
Другие планы действий и официальные стратегии, имеющие влияние на молодежь:
- Образовательная программа «Будущее образование и забота» (создание/распространение школ полного дня);
- Национальный план интеграции (усовершенствование ситуации с образованием и воспитанием для молодых людей из семей мигрантов);
- Интеграция молодых людей из семей мигрантов;
- Местный капитал на социальные нужды (федеральная программа, также для детей из семей мигрантов);
- Отказ от школы – второй шанс;
- Новые пути для мальчиков (поддержка и инициация предложений регионов по жизненным условиям и карьере для мальчиков);
- Молодежные обмены в развивающихся и с развивающимися странами;
- Программа „Job 4000“.
Финансирование
Главный механизм финансирования детской и молодежной политики - Федеральный план по детям и молодежи (Kinder- und Jugendplan des Bundes), включающий политическое/культурное/социальное образование, спорт, социальную работу с молодежью, равенство девочек и мальчиков/работа с девочками и мальчиками, поддержку молодых людей с ограниченными способностями, поддержку молодежи и семей, поддержку детей, защиту детей и подростков, усовершенствование работы со СМИ, организационную работу с молодежью, проведение тренинг курсов, международную молодежную работу, международные учебные программы для экспертов по делам детских и молодежных органов и по социальной работе, интеграцию детей и подростков из семей мигрантов, развитие возможностей для молодежи в социально неблагоприятных районах. В 2007 г. в целом почти 22,7 млрд. евро (3 процента социальных услуг) было выделено федеральным правительством на поддержку детской и молодежной политики.
Структура расходов (в %):
В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.