Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практические рекомендации по развитию внимания.



Тема: «Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание».

План:

1) Понятие ощущения.

2) Нарушения ощущений.

3) Понятие восприятия.

4) Нарушения восприятий.

5) Понятие внимания.

6) Практические рекомендации по развитию внимания.

Познавательные процессы – процессы получения и переработки информации: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, интеллект.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Две группы:

Информация о свойствах предметов и явлений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые.

Состояние внутренних органов и расположение тела в пространстве.

Свойства:

качество – каждый вид ощущений имеет свои особенности, отличающие его от других видов (слуховые – высота, тембр, громкость, зрительные – цвет).

интенсивность – сила действия раздражителя.

длительность – время действия и интенсивность.

пространственная локализация – где возникает ощущение.

Нарушения ощущений

Гиперестезия – это повышенная чувствительность.

Гипестезия – пониженная чувствительность.

Анестезия– отсутствие.

Парестезия – жжение, покалывание, стягивание.

Сенестопатия – ощущения, проецируемые внутрь тела: сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, просверливание, отсасывание.

Кожный зуд – предвестник и спутник многих заболеваний (невроз, поражение ЦНС, нарушение обмена веществ, болезни почек, крови).

Неблагоприятно влияет на психику: раздражительность, нетерпимость, злобность, гневность.

Боль возникает при действии раздражителей, при изменениях в организме.

Тактика

Кожный зуд – терпеливое и спокойное отношение.

Боль – внимательное, заботливое отношение к жалобам и просьбам, пригласить дежурного врача и решить вопрос о купировании боли.

Восприятие.

Процесс отражения действующих на органы чувств предметов и явлений в их целостности. Целостное отражение в сознании человека предметов или явлений.

Свойства:

константность– это относительная независимость образа от условий восприятия, которая проявляется в его неизменности.

предметность – объект воспринимается как отдельное физическое тело (выделение фигуры из фона).

целостность – объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности.

обобщенность – отношение каждого образа к некоторому классу объектов.

Зрительные, слуховые, осязательные.

Нарушения.

Иллюзии – искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха.

Разделяются по органам чувств.

Парейдолии – сложные иллюзии у больных с невротическими расстройствами и у здоровых при переутомлении. В рисунках ковра – страшные головы, узоры

Галлюцинации – восприятие без объекта. Различаются по органам чувств

Возникают только на болезненной основе, в основном при психических заболеваниях.

Отмечаются изменения в сфере чувств и в поведении.

Агнозии– нарушения сложных познавательных процессов.

Зрительные, слуховые, тактильные.

Возникают при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолей.

Предметная агнозия (нарушение узнавания предметов): не может нарисовать кувшин, говорит, что треугольник.

Трудно узнавать предметы с недостающими деталями.

Нарушение обобщенного восприятия предметов.

Нарушения зрительного восприятия – узнавать знакомые лица.

Оптико – пространственная агнозия – нарушение пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату и т. д.)

Астереоноз – расстройство высших форм осязательного восприятия: больные не могут с закрытыми глазами определить форму, узнавать предмет.

Слуховая агнозия – нарушение узнавания знакомых звуков: шелест бумаги, шум поезда, звук животных. Тактика.

Внимательное выслушивание жалоб. Не разубеждать больных и не спорить с ними. Если нарушения впервые выявлены, необходимо доложить лечащему врачу; действовать в соответствии с предписаниями врача.

Галлюцинации – признак развития психического заболевания, поэтому о наличии их срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения.

Внимание.

Направленность, сосредоточенность сознания человека на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Свойства:

Устойчивость– способность противостоять отвлечениям.

Объем- число объектов, на которых человек способен сосредоточиться.

Распределение– умение одновременно следить за несколькими объектами.

Переключаемость – сознательное быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой.

Концентрация– способность длительно удерживать внимание на объекте.

Виды внимания.

Непроизвольное (пассивное)

Произвольное (активное)

Расстройства.

Первый тип невнимательности – рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Как норма у детей дошкольного возраста и у астенизированных пациентов.

Второй тип определяется высокой интенсивностью, трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Отличается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии – у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. При локальных поражениях лобных долей головного мозга. У маниакальных больных – переключаемость внимания усиливается.

Третий тип – слабая интенсивность концентрации, слабая переключаемость – в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Практические рекомендации по развитию внимания.

Приучать себя работать в разнообразных условиях, шумной обстановке.

Сосредоточиться усилием воли, следовать чаще принципу «надо».

Начинать работу с трудного и неинтересного.

Чередование легких и трудных занятий, интересных и неинтересных с перерывами.

Подвижные и спортивные игры, решение головоломок, игра в шахматы в том случае, если они вам интересны.

Систематические упражнения на переключаемость внимания с одного объекта на другой; умение выделять наиболее важные объекты.

Развитие внимания.

В любой обстановке стараться замечать все наиболее характерное, типичное.

В знакомой обстановке целесообразно заметить все, что в ней изменилось с момента последнего пребывания.

Во время чтения стараться одновременно схватывать своим вниманием как можно большую часть текста, читать как можно быстрее, улавливать смысл прочитанного.

Выполнять сразу несколько дел. Полезно переключать внимание с одного объекта на другой, одной мысли на другую, с одного органа чувств на другой; с того, что происходит вокруг, на свои собственные ощущения.

Выполнение специальных упражнений, развивающих внимание (например, находясь в комнате, установленной вещами, постарайтесь распределить внимание так, чтобы видеть все предметы и то, что с ними происходит).

 

 

Лекция №3

Тема «Память. Воображение. Мышление. Интеллект»

План

1. Понятие памяти.

2. Нарушения памяти.

3. Понятие воображения.

4. Понятие мышления.

5. Нарушения мышления.

6. Понятие интеллекта.

7. Нарушения интеллекта.

Память -это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, воспроизведении и узнавании.

Различается память видовая (генетическая) и индивидуальная (приобретенная). По времени удержания информации различают кратковременную ( сохранение информации без повторения до 30сек ) и долговременную память. По характеру участия воли в запоминании и воспроизведении - непроизвольная и произвольная. В зависимости от того, какой анализатор активен при запоминании – зрительная, слуховая, двигательная, обонятельная, вкусовая. Люди с феноменальной памятью называются эйдетиками.

Процессы памяти.

Запоминание –процесс закрепления в памяти информации. Бывает механическое и смысловое.

Сохранение - может быть кратковременным (однократное воспроизведение); долговременное (частое воспроизведение).

Воспроизведение – происходит в отсутствие объекта восприятия.

Узнавание - происходит при повторной встрече с воспринимаемым объектом.

Забывание - противоположно запоминанию. Забыванию характерна неравномерность : начинаясь вскоре после заучивания, оно вначале идет особенно быстро. Одна из причин забывания - мотив нежелания помнить.

Нарушения памяти.

1. Гипомнезия– снижение памяти ( бывает при астеническом состоянии, переутомлении, после тяжелых заболеваний). В пожилом возрасте ухудшается запоминание текущей информации, события прошлого сохраняются.

2. Амнезия - выпадение памяти. Полная амнезия встречается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода. Ретроградная амнезия – забывается то, что было до болезни. Антереградная – забывается то, что было после заболевания.

3. Парамнезия- расстройства воспроизведения.

Конфабуляции – пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности (у больных алкоголизмом, старческим психозом).

Псевдореминисценции – искаженные воспоминания. Как о настоящем, человек рассказывает о событиях, которые были в далеком прошлом.

4. Гипермнезия – повышенная способность к запоминанию. Встречается у больных в состоянии маниакального депрессивного психоза и маниакальном состоянии при шизофрении.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.