Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Горе, этапы переживания острого горя



Горе – это наша ответная реакция на потерю. Острое горе – определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, длящийся примерно 3-4 месяца.

Стадии горевания:

1 Стадия шока- эмоциональный ступор, ужас, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв.

2.Стадия отрицания – неверие в реальность потери, сознание не допускает мысли о чьей-то смерти, жизнь напоминает дурной сон. Отрицание - это механизм защиты, но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль.

3.Стадия агрессии – негодование и враждебность, обвинение в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, Бога. Человек может угрожать виновным или заниматься самобичеванием.

4.Стадия депрессии – тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери. Через депрессию и боль человек имеет возможность познать смысл происшедшего, переосмыслить ценность собственной жизни, постепенно ослабить отношения с умершим, простить его и себя.

5. Стадия принятия смерти. Существует несколько уровней принятия. Одним из наиболее распространенных является покорность – тихое отчаяние и безнадежный застой. Другой уровень принятия смерти – понимание, что со смертью близкого человека собственная жизнь не потеряла смысл, что она продолжается и остается такой же значимой и важной, несмотря на потерю. Может появиться новая идея собственной жизни, переосмысление ценности бытия, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем.

Несмотря на общие закономерности переживания горя, каждый человек – это особый случай; это не «стадия», а беспрерывный процесс изменений, наполненных жизнью, страданием и поиском.

 

 

.

 

 

Лекция №11

«Синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания»

План

1.Понятие синдрома хронической усталости.

1.1.СХУ у медработников.

1.2.Влияние утомления на профессиональную деятельность медработника.

2.Понятие синдрома эмоционального выгорания.

2.1.Симптомы СЭВ.

2.2.Влияние СЭВ на профессиональную деятельность и личность медработника.

2.3.Приемы и методы профилактики СЭВ.

Основными симптомами СХУ являются: постоянная усталость, головные боли, спутанность сознания, бессонница, плохая память, боли в суставах и шее, проблемы с желудком, одышка. Впервые, в 80-годах, это заболевание выявлено в Америке. Три основные гипотезы о причинах возникновения СХУ: под влиянием инфекции, вследствие поражения иммунной системы, вследствие отравления организма. Особое место отводится стрессам и депрессии, т.к. они ведут к разрушению иммунной системы.

В отечественной литературе есть понятие, весьма близкое к понятию СХУ – «астения переутомления». Этому состоянию предшествуют длительный период волевого усилия, умственного напряжения и продолжения работы в условиях переутомления, отрицательная настроенность на труд. Наиболее частым симптомом астении считается раздражительность.

В профессиях типа человек-человек усталость наступает прежде всего от другого человека. Она обусловлена: 1) постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей; 2) требовательность и ответственность в профессии; 3) организация работы в здравоохранении (дежурства, работа по сменам), чрезмерно большой прием; 4) эмоциональное отношение к жизни в целом, позиция жизнеутверждения или жизнеотрицания.

Последствия утомления.

  1. Нетерпеливость и раздражительность. Проявляется в сокращении времени приема каждого пациента.
  2. Снижение и замедление производительности труда. Характеризуется неспособностью концентрировать внимание, трудностью при постановке диагноза и выборе метода лечения.
  3. Врачебные ошибки.
  4. Недовольство результатами деятельности. Переживание собственной профессиональной несостоятельности.
  5. Конфликты и нарушение профессионального взаимодействия.(с администрацией, коллегами, пациентами).

 

Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году.

Синдром эмоционального выгорания – это состояние психического утомления и разочарования, и чаще всего возникает у людей помогающих профессий. Он обусловлен нарушениями и сложностями, возникающими в организме человека в процессе его профессиональной деятельности. Это ответ организма на ситуацию, вызывающую постоянный, продолжительный стресс. Он сопровождается эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности.

Симптомы можно разделить на три группы: связанные с физическим состоянием, с социальными отношениями, внутриличностными переживаниями.

Симптомы, связанные с физическим состоянием:

· повышенная утомляемость, апатия;

· физическое недомогание, частые простуды, тошнота, головная боль;

· боли в сердце, повышенное или пониженное давление;

· боли в области живота, нарушение аппетита т режима питания;

· приступы удушья, астматические симптомы;

· увеличение потливости;

· покалывания за грудиной, мышечные боли;

· нарушения сна, бессонница.

СЭВ обусловлен нарушениями и сложностями, возникающими в организме человека в процессе его профессиональной деятельности. Это ответ организма на ситуацию, вызывающую постоянный, продолжительный стресс.

Симптомы, связанные с социальными отношениями:

  • появление тревоги в тех ситуациях, где раньше она не возникала;
  • раздражительность и агрессивность в общении с окружающими;
  • нежелание работать, перекладывание ответственности;
  • отсутствие контакта с пациентами и нежелание улучшать качество работы;
  • формализм в работе, стереотипность поведения, сопротивление переменам, активное неприятие любого творческого начала.

Внутриличностные симптомы:

  • повышенное чувство жалости к себе;
  • ощущение собственной невостребованности;
  • чувство вины;
  • тревога, страх, ощущение загнанности;
  • заниженная самооценка;
  • ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм;
  • разрушительное самокопание, проигрывание в голове ситуаций, связанных с сильными негативными эмоциями;
  • психическое истощение;
  • сомнение в эффективности работы.

Факторы возникновения СЭВ у медработников: социальный фактор, личностный фактор, фактор среды.

Влияние СЭВ:

  • утрата авторитета медработника;
  • циничное, жестокое отношение к пациенту;
  • утрата способности к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека;
  • передача пациентам через слово, интонацию, эмоциональную реакцию чувства бессмысленности, безнадежности и вины ;
  • утрата ценностного и целостного подхода к человеку и себе самому.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.