Глазами (которые только и могут щуриться). Из славянской
Мифологии известно аналогичное Божество. Это Вий -- враждебное
Мифическое существо (в одной из сказок из афанасьевского
Сборника он отождествлен с Чудом-Юдом). У Вия огромные тяжелые
Веки и всегда закрытые глаза, откроешь их (а для этого
Потребуются по меньшей мере вилы) -- и чудовище умертвит все
Вокруг себя. Имя Вий проистекает от близких по своему
происхождению слов "ведать" и "вежды", происходящих от
древнеарийского и общеиндоевропейского понятия "Веды". Вполне
Обоснованно связать в единую этимологическую
русско-санскритскую цепочку и слова "чур-щур-шур" (шюр)".
Другое дело, что за тысячелетия самостоятельного развития
Языков и обособленных народов смыслы близкородственных слов
Могли значительно измениться.
Коля
На первый взгляд не должна вызывать каких-либо сомнений
производность уменьшительного имени Коля от исходного Николай:
налицо вроде бы полное совпадение корня "кол" в полной и
Сокращенной формах. Но в том-то и дело, что в исходном
греческом слове-имени корней не один, а два: "ник" и "лай", и
само имя означает "победитель народов". Созвучность второго
корня с чисто русским словом "лай" (собаки) привело к тому, что
Старообрядцы вообще отвергают форму Николай (как якобы собачье
Имя) и признают только Николу.
Но в данном случае интересен иной аспект. Коля --
Несомненно, древнее имя, бытовавшее среди русских людей задолго
До введения христианства. Имя Коля связано с Солнечным Коло
Древних славян и созвучно знаменитому языческому празднику
Коляде. Лингвистическая часть данной проблемы подробно
Рассмотрена в 3-й главе, в разделе, посвященном Космическому
Колесу -- Коло.
По затронутой теме существует обстоятельнейшее
Монографическое исследование, специально посвященное
Историко-лингвистическому анализу русского культа Николы в
сопоставлении его с языческими верованиями:
Б.А.Успенский. Филологические разыскания в области
Славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском
Культе Николая Мирликийского). М., 1982. Однако маститый автор
-- крупнейший специалист в области отечественного языкознания и
Культурологии -- почему-то полностью обходит вопрос о связи
Между древнерусским, протославянским и общеиндоевропейским
(вспомним хотя бы древнее название Шотландии -- Каледония)
Культом Солнца-Коло и тождественным ему по вокализации
дохристианским именем Коля, которое можно "перевести" как
"Солнышко".
Вполне возможно, что и женское имя Оля того же
Происхождения, если последовательно придерживаться русских
Преданий о святой княгине Ольге, согласно которым она --
Обыкновенная русская девушка с исконно русским именем, а
Никакая не варяжская Хельга (откуда почему-то стремятся вывести
Имя Ольги).
Вместе с тем совершенно очевидно, что в свое время церковь
Удачно совместила христианского святого Николая-чудотворца с
Традиционно почитаемым русскими земледельцами Микулой
(Селяниновичем). Праздники старый (языческий) и новый
(христианский) полностью совпали и пришлись на 9 мая по старому
стилю. Совпали практически в народном переосмыслении и имена:
Николай превратился в Миколу, что почти равнозначно Микуле.
Володя
Уменьшительное имя Володя образовано от исконно русского
Володимира (Владимира). Здесь никаких этимологических подвохов
Нет. Имя В(о)лодимир составное, образованное из двух слов --
"волод" и "мир" (что означает: "владеющий миром" -- "миром" и в
смысле "согласия", и в смысле "людей", и в смысле
"Земли-Вселенной"). И все-таки не похоже, что так было
Изначально. Маловероятно, что имя сразу появилось как
Сложносоставное. Скорее всего, оно долго циркулировало в
Укороченной, простой форме, пока к нему не привыкли. Тем более
Что корневая основа данного слова древнейшая, и породила она
Поиск по сайту:
|