Собкоры должны получать разрешение в принимающей стране — через МИД. Необходимо установить связь с посольством.
В МИДе страны пребывания собирающегося стать собкором интересуют протокольный отдел и департамент информации и СО.
При посещении брифингов в МИДе: сотрудник МИДа поясняет журналистам позицию страны по событию/проблеме + дает «инструктаж» по тому, на чем стоит акецнтировать внимание. (в материаах таких брифингов обычно источник указывается как «достоверный источник в МИДе» или по ссылкам на лицо)
Особенности работы собкора по сравнению с обычным корреспондентом:
- необходимость контакта с МИДом и другиим подобными структурами
- изучение и понимание менталитета страны пребывания
Соб кор-жур,посланный редакцией СМИ в определенный регион/страну с целью отслеживания и передачи информации о событиях в отведенном ему регионе. Собственный корреспондент сам решает, какую информацию предоставить в редакцию своего СМИ. Поэтому во многом важна личность и этические принципы журналиста.
Аккредитация является одним из условий для проведения работы журналиста вообще. Журналистская аккредитация в самом широком смысле это официально приобретенный статус, дающий право на осуществление профессиональной деятельности где-либо и когда-либо. Существуют несколько уровней журналистской аккредитации.
1. Аккредитация журналиста в другой стране. Согласно наиболее распространенной международной практике, аккредитация журналиста в данной стране осуществляется министерством иностранных дел и статус аккредитованного журналиста приравнен к дипломатическому. Национальное законодательство об информации и о правовом статусе иностранных корреспондентов может корректировать это общее положение в сторону сужения (чаще) либо расширения этого положения.
На практике порядок аккредитации обычно таков. В МИД соответствующей страны представляется официальное обращение руководства СМИ, которое будет представлять корреспондент, с просьбой об аккредитации. Иногда такое обращение дополняется нотой или письмом МИДа страны, к которой относится СМИ. К обращению обычно прилагается ряд документов, обязательным из которых является характеристика СМИ. Характеристика СМИ включает в себя данные об учредителях СМИ, аудитории, общем или специализированном характере публикаций. Кроме характеристики СМИ к обращению об аккредитации часто требуется ряд документов, относящихся непосредственно к личностям аккредитуемых журналистов и технических сотрудников корреспондентских пунктов (бюро). Чаще всего это бывают автобиографии. Особенно часто подобное требование встречается в странах со специфическими политическими режимами. Скажем, в исламских государствах одним из мотивов при принятии решения об аккредитации корреспондентов из неисламских стран является лояльность данного журналиста в публикациях по исламской тематике.
Получение аккредитации в стране еще не означает автоматически свободы действий. Естественно, в первую очередь, работая в чужой стране, журналист исходит из приоритетов в правовом поле своей работы. Как и дипломат, как и любой иностранец, он подчиняется национальному законодательству страны пребывания, международным или двусторонним правовым соглашениям, так или иначе связанным с осуществлением своей профессиональной деятельности.
2. Аккредитация на событии
Обычно применяется на больших, как правило, международных, официальных мероприятиях. Чисто технически это осуществляется обычно так. Пресс-служба учреждения, являющегося организатором, запрашивает СМИ о намерениях освещать данное мероприятие, СМИ сообщает данные на съемочную группу, участники которой в дальнейшем и контактируют с пресс-службой по всем текущим организационным вопросам. Непосредственно на мероприятии журналисты получают разовые пулы (пропуска), либо допуск журналистов осуществляется по подготовленным пресс-службой спискам. Возможно и то, и другое вместе.
3. Аккредитация при учреждении (ведомстве)
Во многих редакциях существует как бы ведомственная специализация журналистов. Например, кто-то регулярно занимается тематикой, связанной с деятельностью правительства, кто-то - освещает работу парламента и т.д. Пресс-службы различных структур иногда практикуют аккредитацию для СМИ, отдавая предпочтение работе с одними и теми же людьми.
Независимо от того, является ли средство массовой информации иностранным, или нет, закон оговаривает права и обязанности журналиста. В общем права журналиста для многих стран выглядят так: «журналист имеет право...»
- собирать и распространять информацию;
- быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением профессиональных журналистских обязанностей;
- производить записи, в том числе с использованием необходимых технических средств, с согласия респондента;
- по предъявлению удостоверения журналиста присутствовать в районах стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях;
- обращаться к специалистам при проверке фактов и обстоятельств в связи с поступившими материалами;
- отказаться от создания материала за своей подписью, противоречащего его убеждениям;
- снять свою подпись под материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки;
- отказаться от данного ему редактором поручения, если оно связано с нарушением закона;
- на сохранение тайны авторства;
- на возмещение в судебном порядке морального и материального ущерба, причиненного действиями редактора, допустившего в представленной журналистом информации произвольное искажение авторского материала.
«Журналист обязан...»
- проверять достоверность своих сообщений;
- удовлетворять просьбы лиц, представивших информацию, об указании их авторства".
В законодательстве некоторых стран объемы прав и обязанностей своих журналистов и аккредитованных иностранных корреспондентов могут различаться в сторону уменьшения прав иностранцев, как правило. Базовым законом, определяющим правовые основы деятельности СМИ в большинстве стран, является Закон о СМИ. Кроме того, например, в Киргизии, в Узбекистане приняты законы "О защите профессиональной деятельности журналистов" и "О свободе и гарантиях доступа к информации". Правительством Киргизии помимо этого принято постановление, определяющее перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Другие ограничения регулируются законами "О государственных секретах", "О национальной безопасности" и т.д. Непосредственное отношение к телевидению имеют законы об электрической и почтовой связи, о телекоммуникациях, о радиочастотном спектре и др. В одних странах положения о деятельности телевидения разработаны в отдельные акты, в других объединены.