В современных условиях принципы деятельности ВВС как общественной корпорации сформулированы следующим образом:
Ø универсальный географический охват населения страны;
Ø удовлетворение всех интересов и вкусов;
Ø удовлетворение интересов меньшинства;
Ø забота о сохранении национальной идентичности и чувства общности;
Ø отстранение от специфических коммерческих и политических интересов;
Ø непосредственное участие зрителей в финансировании общественной корпорации;
Ø конкуренция за качество, а не количество программ;
Ø наличие специальных требований, призванных, однако, не ограничивать, а стимулировать производителей программ.
Особенностью британского телевизионного рынка является наличие давней конкуренции между общественным и коммерческим ТВ. Уникальная для Западной Европы система их сосуществования (с 1955 г.) подтверждает общее представление о продуктивности конкуренции в условиях рынка. По сравнению с общественными каналами большинства западноевропейских стран у ВВС сравнительно высокие доли аудитории: для ВВС-1 она составляет 33%, для ВВС-2 – 11%, суммарно для обоих каналов – 44%. В целом каналы ВВС смотрит 94% населения Великобритании.
Корпорация вещает по двум теле- и четырем радиоканалам.
Структура финансирования ВВС = абонентская плата (100% для двух общенациональных теле- и пяти радиоканалов) + государственное финансирование (глобальное радио) + самофинансирование (спутниковое ТВ).
Французская модель: общественное телевидение под контролем государства. На протяжении почти сорока лет государство выступало важнейшим инвестором радио- и телевизионной индустрии, финансируя большую часть финансовых операций общественного вещателя ORTF. В настоящий момент практически половина финансирования France Television («Франс Телевизьон») поступает от государства. Тесные экономические связи между французским телевидением и государством позволяют характеризовать французскую модель общественного вещания как общественно-государственную.
В настоящее время французское телевидение представляет собой смешанную модель, в которой наряду с общественно-государственными каналами действуют и частные коммерческие. Как и в других странах Западной Европы, общественный вещатель – частично финансируемая государством корпорация France Television (создана в 1989 г.) – сталкивается с определенными экономическими трудностями, вызванными конкуренцией с коммерческим ТВ. И все-таки социальная роль общественно-государственного ТВ Франции остается чрезвычайно важной.
Четыре телеканала, принадлежащие государству, финансируются за счет смешанной схемы:
Структура финансирования телеканалов = абонентская плата зрителей (около 130 долл. США в год) + государственные субсидии + доходы от рекламы (для «Франс-2» и «Франс-3»)
У каждого из каналов, входящих в сектор общественно-государственного телевидения (France-2, France-3, ARTE, «Пятый канал» или TV-5), свой профиль. France-2 и France-3, объединенные в рамках одной компании France Television, подчиняются общему руководству в целях обеспечения единой программной политики и реализации принципа взаимодополняемости.
France-2 – это общенациональная программа, пример универсального общественного телеканала, задачи которого сводятся к классической формуле «информировать, развлекать и просвещать». На ее долю приходится до 25% рынка. В начале вечера она уделяет много внимания французской и общеевропейской фантастике. France-3 одновременно является программой национальной и региональной. В определенные часы дня она передает региональные и местные новости, репортажи. Доля этого канала приближается к 20%. Ее популярность обеспечивается прежде всего сочетанием региональных и национальных новостей. Включение региональных репортажей, к примеру, гарантирует популярность вечерней информационной программы (19.00–20.00).
Наряду с традиционными каналами общественного ТВ во Франции существует уникальный опыт создания общественных телеканалов, имеющих определенную специализацию. Первый из них – это совместный франко-германский канал ARTE, начавший вещание 2 октября 1990 г.
ARTE транслируется по «Пятому каналу» с 19.00 до 3.00. Это канал, транслирующий только программы высокого культурного уровня. В Германии он передается по кабельным сетям. Программы ARTE формируются из передач, произведенных немецкими телевизионными каналами ARD, ZDF и французской компанией La Sept. Кооперация французских и немецких общественных вещателей продемонстрировала:
Ø возможности двустороннего сотрудничества, приводящие к сокращению затрат на производство;
Ø важность билингвизма как принципа гарантии культурного плюрализма на одном канале;
Ø важность обращения общественных каналов к программам о культуре, носящим даже откровенно элитарный характер, малобюджетному кино.
Вторым примером специализированного общественного канала является «Пятый канал» (TV-5), посвященный «знанию, обучению и занятости». Он передается в свободные от вещания ARTE часы (6.00–19.00) и включает образовательные передачи, документальные фильмы для широкой аудитории, включая школьников.
Таким образом, ключевой отличительной чертой общественного телевидения Франции, поддерживаемого государством, является его использование в качестве инструмента защиты национальной культуры и французского языка – как внутри страны, так и за рубежом.