Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие миссии организации



Целью определения миссии предприятия является исследование и вычленение его назначения и «философии существования», что, в свою очередь, дает широкий набор направлений в собственно целеполагании.

Миссия предприятия представлена в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиля поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие, как «имидж». Причем не обязательно миссия предприятия должна быть выражена явно и оформлена в виде конкретного документа. Это может быть и просто броский девиз.

В наиболее упрощенном виде построение миссии может быть рассмотрено как «технологический системный взгляд с позиций бизнес-инжиниринга». Разработка (точнее конструирование) миссии компании начинается с системы координат:

Ось «надо» — отражает потребности рынка.

Ось «могу» — определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык).

Ось «хочу» — представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).

В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниями компании — с другой.

Основные элементы, которые должны быть отражены в миссии предприятия:

1) Базовые направления — включает в себя: • базовые направления по системе продукт/услуга (ось «хочу»); • базовые направления по системе покупатели/рынок (ось «надо»); • базовые направления технологических усилий (ось «могу»).

2) Рост и прибыльность. Для того чтобы поддерживать свою относительную конкурентоспособность, предприятие должно развиваться, по крайней мере такими же темпами, как национальная экономика в целом. Прибыльность как составляющая миссии предприятия чаще всего рассматривается как обеспечение его устойчивого развития. Причем важными являются не количественные характеристики массы полученной прибыли, а обеспечение баланса между дивидендами и «затратами будущих периодов», который может обеспечить как сохранность позиций на рынке, так и его дальнейшее развитие.

3) Уровень и структура предпринимательства. Во многом они определяются владельцами предприятия и его высшим руководством. Под уровнем предпринимательства понимается то или иное состояние экономической и производственной деятельности, которое считается приоритетным для предприятия на рассматриваемый промежуток времени. В соответствии с циклом развития предприятия в любой момент времени оно находится в одном из трех состояний: • в стадии роста; • в состоянии стабилизации; • в необходимости выживания (защита своих интересов перед внешней окружающей средой).

Структура предпринимательства означает выбор направлений экономической и производственной деятельности. Можно определить структуру экономической и производственной деятельности предприятия в условиях рынка как одну из следующих форм: • простой бизнес — однопродуктовый (одноотраслевой); • доминантный бизнес — диверсифицированное производство с упором на какой-то один продукт (отрасль); • относительный бизнес — диверсифицированное производство, где старый доминантный продукт (отрасль) вытесняется новым; • безотносительный бизнес — равноправное отношение всех продуктов (отраслей) в диверсифицированном производстве.

4) Социальная ответственность - «обязательства высшего руководства действовать таким образом, чтобы защищать и улучшать благосостояние общества в целом, сообразуясь при этом со своими собственными интересами». Важно при этом определить, где лежит этот баланс между личными (фирменными) и общественными интересами. Кроме того, предприятию необходимо иметь службу public relations (связи с общественностью), которая могла бы донести до общества свои стремления и действия.

 

На выработку миссии организации влияет множество факторов, среди которых:

Во-первых, история предприятия. В период функционирования организации вырабатываются некоторые стандарты как ее поведения, так и ее восприятия обществом и другими субъектами хозяйствования.

Во-вторых, особые преимущества в области конкурентной борьбы (ноу-хау, патенты, возможности в области маркетинга и т. д., использование которых может быть включено в миссию предприятия).

В-третьих, возможности и угрозы, которые определяются на этапе стратегического анализа. Наиболее общие из них могут быть использованы для корректировки миссии предприятия и придания ей более реалистичного характера.

В-четвертых, это влияние стейкхолдеров (stakeholder). Стейкхолдер (Р. Фриман) – группа людей (или отдельного индивида), которые либо зависят от организации, либо сами влияют на достижение целей ее функционирования. В этой связи поведение стейкхолдеров влияет на функционирование предприятия и должно учитываться при формировании миссии первичного хозяйственного звена.

В рамках стратегического управления их нужно тщательно изучать, прогнозировать и усиливать положительный эффект, одновременно компенсируя негативные последствия. При этом обычно применяется следующая последовательность этапов.

• Выделяются конкретные стейкхолдеры и определяется степень их влияния на деятельность предприятия.

• Определяется план действий, включающий прямые и косвенные действия по отношению к стейкхолдерам.

• Трансформируется внутрифирменное управление за счет структурных изменений на предприятии.

• Оценивается, как стейкхолдеры реагируют на воздействие на них.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.