Робертсон вводит понятие «глокализация». Важнейшей особенностью, сопровождающей современные глобальные изменения, является их связь с локальными событиями, когда глобальные тенденции трансформируются на местном уровне, порождая явление глокализации: глобальная культура принимается локальными сообществами, но с существенными местными видоизменениями. Локальное втягивается в глобальное, подвергается унификации, изменениям, но и влияет на формирующееся глобальное – и через него на другое локальное. То есть глокализация – это диалектический процесс взаимодействия локального и глобального, который означает не только локальное преломление глобальных тенденций, но и влияние специфики локальных и региональных систем на мировые процессы. Локальные изменения диктуются событиями, развивающимися на очень большом расстоянии от места локальных событий. И наоборот – процесс или событие локального масштаба могут породить необратимые глобальные последствия, так называемый «эффект бабочки».
Вопрос национально-культурной идентификации приобрел для Беларуси на данном этапе развития исключительно высокую значимость. Национально-культурная идентичность означает признание сообществом исторически выработанных основополагающих ценностей, придающих ему специфический облик.Вот и нынешняя Беларусь уникальна. Но уникальность состоит отнюдь не в попытке изобретения того, чего мир еще не знал, не в попытке повернуть ход истории вспять и не в особом стратегическом курсе, а в конкретном способе достижения четко поставленной на ближайшую и отдаленную перспективу цели – построения суверенного (в подлинном смысле этого слова), т.е. экономически и политически самодостаточного, высокоразвитого в научно-техническом и культурном плане государства, обеспечивающего достойную жизнь и необходимую защиту своим гражданам.
Размывание ценностей культуры подрывает возможности общества в освоении природы , жизнеобеспечении людей и преодолении кризисных явлений. Это особенно опасно в критические моменты истории, когда происходит девальвация старых жизненных принциповиз-за радикально изменившихся обстоятельств или когда национальные элиты не могут выдвинуть новые идеалы, адекватные сложившейся ситуации, или когда внешнее вмешательство разрушает образ жизни народа.
Место национальных ценностей в аксиосфере современного общества определяется тем, что оно вступило в полосу крупномасштабных социальных перемен. Корни этого следует искать в той мутации , которую претерпела новоевропейская культура и результатом которой стала высокая оценка человеческой индивидуальности, гражданского общества, научно обоснованных знаний и эффективных действий по обустройству жизненной среды. Возникшие ценности придали самой культуре про- ективный характер, устремив общество по пути постоянного самообновления . Именно им обязан Запад своими успехами в развитии естествознания, создании демократических институтов и повышении качества жизни, к нашему времени ценности техногенной цивилизации стали доминирующими, они давно вышли за ареал своего зарождения , активно внедряясь в жизнь народов разных континентов . Между тем национальные ценности изначально выполняли функцию сохранения идентичности человеческих сообществ. Достигалось это через стабилизацию и даже консервацию сложившихся форм жизнедеятельности.Со временем, однако, произошел разрыв между техническим могуществом индустриального общества и ценностями, регулирующими внутрисоциальные отношения и взаимодействие людей с природой . Ужеясно, что инструментальное отношение к миру и возведение комфорта в ранг высшей ценности не выдержали испытания временем. Небывало истребительные войны и революции ХХ века, резко обострившиеся сырьевая, энергетическая и экологическая проблемы, ускоренный вне всякого контроля рост народонаселения стали тревожными знаками нарастания деструктивных процессов в современном обществе. Но и противоположная ориентация на сверхстабильность социума то ли в форме сохранения незаблемыми национальных традиций, то ли в виде жесткого государственного контроля за всеми сторонами жизнедеятельности как отдельных индивидов, так и целых национальных общнос- тей, их возможности выбора и самостоятельного принятия решений , также оказалась несостоятельной. Она обрекает народы на нищету и экономическую отсталость. А при особо драматическом развертывании событий происходит даже распад социальных систем. В этом убеждает трагический финал новейшей истории у народов Советского Союза. Как в первом , так и во втором случаях совершенно очевидна необходимость перехода к новому способу жизнедеятельности , адекватному нынешнему положению дел в системе антропосоциоприродных отношений . Логика новейшей истории придала ситуации социального транзита глобальный масштаб , втянув в нее и народы индустриально развитых государств, и страны Восточной Европы, и постсоветские республики, и население южного полушария планеты , сохраняющее архаические нормы социальных отношений и древние принципы природопользования .
Несложно увидеть противоречие между потенциальными ценностями техногенной цивилизации и актуальными ценностями нацио - нальных общностей . Абсолютизация первых привела к идее обще - ственного прогресса и однолинейного развития общества , которая наиболее полное воплощение нашла в работах Гегеля и Маркса. При этом для всех народов допускается только одна магистральная линия развития с заранее известными вехами, обозначающими отдельные этапы движения. Вполне логично отсюда следует вывод, что некоторые народы уже прошли значительную часть пути, другие поотстали, а третьи пока еще находятся в самом его начале. Парадигма однолинейного развития общества делает вполне понятным деление народов на развитые и неразвитые . Позиция чревата отрывом нацеленных в будущее потенциальных ценностей , сформированных в специфичес - ких условиях новоевропейской культуры , от актуальных ценностей национальных общностей , призванных обеспечить устойчивость со - циума. Однако игнорирование национальных стратегий жизнедеятель- ности , выработанных народами для выживания в особых географи - ческих условиях со своеобразным растительным миром и животным населением , с уникальной историей , далеко не безобидно .
Признание руководством Советского Союза модели индустриаль- ного общества с преобладанием потенциальных ценностей, где инно- вационным действиям придается самый высокий статус , в качестве непререкаемого и абсолютного образца в проведении национальной политики послужило в 30- е годы прошлого века основой курса на быстрое устранение этнических различий и формирование единого советского народа. Был выдвинут тезис о необходимости подтягива- ния способа жизнедеятельности « отсталых » народов до уровня « пе - редовых» наций. Он стал идеологическим оправданием для волюнта- ристского подстегивания социальных процессов , авантюрных попы - ток заставить народы одним скачком «впрыгнуть» в совершенно но- вую культуно - цивилизационную эпоху . Однако коллективизация земель и природных ресурсов , которые всегда принадлежали народам Севера и Дальнего Востока , при одновременно проводимой индуст - риализации разрушили традиционный способ их хозяйственной дея - тельности , лишили людей привычного уклада жизни и вызвали дег - радацию природной среды , что стало подлинной антропологической катастрофой .
Участившееся в наш бурный век волюнтаристское вторжение в жизнь народов с навязыванием им своих ценностей вполне закономер- но рождает вопросы: «кому, как и почему дозволено безответственно, безрассудно и безнаказанно «двигать» социальное время других людей?
Ценности традиционного общества нацелены на сохранение соци- ума и его приспособление к естественным условиям бытия, на соучас- тие людей в биогеофизических процессах. Этим прежде всего объясняется статичность традиционных общностей. В нынешних условиях ценностной конфронтации и духовного вакуума для нас чрезвычайно важно бережное отношение к тем традициям , которые еще сохранились и возрождение тех , реставрация которых еще возможна. В творчестве А.Мицкевича, В. Дунина-Мартинкевича выделяется несколько основополага - ющих факторов , сформировавших культуру нашего народа – уни - кальная история, особая жизненная среда, характер труда и отдыха и собственные нормы морали. Обращаясь к прошлому, эти писатели обычно затрагивают судьбоносные для белорусского народа моменты: возникновение ВКЛ, борьба с Тевтонским орденом, отражение швед- ского нашествия, строительство городов и храмов, верования и убеж- дения людей. Особое внимание они уделяют художественно-образному воспроизведению процесса становления и формирования цивили- зационных основ жизнеустройства общества: утверждение элементов государственности , организация экономики , регуляция бытовых отношений и т.п. Все это позволило не просто нарисовать картинки прошлого, но и воссоздать глубинный смысл исторического пути народа. Писатели отмечали чрезвычайно большое значение традиции для формирования и сохранения национальной культуры. Ими показано , что освоение традиций имеет ряд существенно важных след - ствий : включение молодежи в систему культуры , формирование духовных предпосылок для коллективных действий людей и пр. В литературе решительно осуждалось забвение выработанных многовековой практикой народа обычаев.
Следует заметить, что традиция предполагает повторяемость определенных социальных действий и процессов, а также форм социальной организации. Еще одна ее важная черта – это кооперирование усилий разных социальных субъектов. Не менее важен психологический эффект. Актуальные ценности создают условия для появления чувства сопричастности к делам общества и ощущение цель- ности социального мира.
Основанная на актуальных ценностях национально - культурная идентификация белорусов складывалась весьма непросто . Можно указать на несколько исторических факторов создавших трудности их самоидентификации . Во - первых , на разных этапах своей исто - рии они входили в различные государственные образования : ВКЛ , речь Посполитую , Россию и Советский Союз . Во - вторых , они по - стоянно находились в полиэтнической среде , где не было границ между этническими сообществами . В-третьих, на белорусской земле сложилась многоконфессиональная религиозная среда : здесь долго сохранялось язычество , реликты которого можно обнаружить еще и сегодня , действовали три христианские конфессии , иудаизм и ис - лам . В - четвертых , произошел раздел культуры по языку . В - пятых , в течение 30 – 70- х годов прошлого века произошла мгновенная по историческим меркам урбанизация с массовой миграцией сельских жителей в города . Большин - ство нынешних горожан таковыми являются лишь в первом или втором поколениях . Столь быстрая урбанизация сопровождалась разрушением многовекового уклада жизни крестьян . А новые прин - ципы и нормы поведения , соответствующие городской жизни в ус - ловиях индустриального хозяйства , складываются медленно . Такпоявились значительные массы маргинализированного населения ,
оторванного от своих исторических корней.Нельзя не отметить и такой фактор, как беспрецедентное ускоре- ние ритма жизни, начиная с середины прошлого века. Пишущую машинку, которая совсем недавно была необходимым орудием в канцелярском деле, сейчас уже трудно где-нибудь обнаружить. Многие уже не успевают приспособиться к таким темпам перемен. Они перестают понимать, что происходит в мире и какое место в нем принадлежит им самим. Происходит утрата людьми собственной иден- тичности. Оказавшись в подобной ситуации, человек легко поддается манипуляции со стороны властных структур, рекламы, моды. Его по- ведение утрачивает критическую компоненту , становится стереотип - ным, а сам он начинает напоминать веселого робота.
Все отмеченные факторы белорусской истории бимодальны. С од- ной стороны, их наличие позволяет освоить опыт других культур, ис- пользовать новые технические артефакты для более эффективной дея- тельности, поиска необходимой информации и организации досуга, но с другой стороны, возникает реальная опасность потери элементов соб- ственного опыта, упрощения вкусов и размывания своей идентичности.Культурная замкнутость национальных общностей в нынешних условиях обрекает народы на маргинализацию и резкое сокращение возможностей для самоопределения. Сложившаяся ситуация социального транзита предъявляет жесткое требование к движению народов в историческом времени: посте- пенно наращивать элементы нового на основе базовых национальныхценностей.
Разумеется , вхождение в посттехногенную цивилизацию предполагает отказ от некоторых прежних национальных ценностей, ресурс которых уже выработан. Этот процесс порой протекает очень болез- ненно . Такое вполне понятно – ведь происходит потеря жизненных смыслов, которые принимались как нечто естественное и само собой разумеющееся. Весьма убедительно в контексте осознанного пе - ревода мировой цивилизации в новый режим функционирования в ыглядит идеал коэволюции природы и общества , выдвинутый В . И .Вернадским , идеал глубинной экологии , обосновываемый А . Нейсом и некоторые другие идеалы .Очевидно , настоятельной необходимостью нашего времени ста - новится гибкое сочетание актуальных и потенциальных ценностей в процессе национального самоопределения и выбора стратегии жизне- деятельности . Такая аксиологическая позиция минимизирует межнациональные конфликты и открывает перед народами возможность найти свое место в трансформационном процессе общества . Она исходит из его многоплановости, когда линейно направленные и цикли- ческие изменения представляют лишь частные случаи многомерного полифонического преобразования общества. Уже сделаны первые шаги для его теоретического осмысления, результатом чего явилась волно- вая модель социальной эволюции , синтезирующая однолинейную и циклическую концепции . Новая парадигма показывает , что нацио - нальные ценности могут как самостоятельно генерировать волны социальных изменений , так и гасить или усиливать волны , порожденные иными ценностями.Проделанный анализ убеждает, что сохранение национально-культурной идентичности белорусским социумом вполне возможно. Глобализационные отношения носят многоярусный сетевой характер : в них вступают различные социальные системы ( цивилизации , госу - дарства , ТНК ), ценности которых отличаются , и различные субъекты , у каждого из которых имеются свои интересы . « На мегауровне межцивилизационные отношения в принципе не поддаются унифи - кации , ни в оппозиции « Восток – Запад », ни в оппозиции « Север – Юг », ни в оппозиции « христианский мир – исламский мир » прежде всего по причине разных систем ценностей и идеалов, определяющих разные уклады жизни, а сами названные цивилизационные образова- ния оказываются весьма неоднородными и полицентричными».