Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социокультурная динамика глобализации



Робертсон вводит понятие «глокализация». Важнейшей особенностью, сопровождающей современные глобальные изменения, является их связь с локальными событиями, когда глобальные тенденции трансформируются на местном уровне, порождая явление глокализации: глобальная культура принимается локальными сообществами, но с существенными местными видоизменениями. Локальное втягивается в глобальное, подвергается унификации, изменениям, но и влияет на формирующееся глобальное – и через него на другое локальное. То есть глокализация – это диалектический процесс взаимодействия локального и глобального, который означает не только локальное преломление глобальных тенденций, но и влияние специфики локальных и региональных систем на мировые процессы. Локальные изменения диктуются событиями, развивающимися на очень большом расстоянии от места локальных событий. И наоборот – процесс или событие локального масштаба могут породить необратимые глобальные последствия, так называемый «эффект бабочки».

Вопрос национально-культурной идентификации приобрел для Беларуси на данном этапе развития исключительно высокую значимость. Национально-культурная идентичность означает признание сообществом исторически выработанных основополагающих ценностей, придающих ему специфический облик.Вот и нынешняя Беларусь уникальна. Но уникальность состоит отнюдь не в попытке изобретения того, чего мир еще не знал, не в попытке повернуть ход истории вспять и не в особом стратегическом курсе, а в конкретном способе достижения четко поставленной на ближайшую и отдаленную перспективу цели – построения суверенного (в подлинном смысле этого слова), т.е. экономически и политически самодостаточного, высокоразвитого в научно-техническом и культурном плане государства, обеспечивающего достойную жизнь и необходимую защиту своим гражданам.

Размывание ценностей культуры подрывает возможности общества в освоении природы , жизнеобеспечении людей и преодолении кризисных явлений. Это особенно опасно в критические моменты истории, когда происходит девальвация старых жизненных принциповиз-за радикально изменившихся обстоятельств или когда национальные элиты не могут выдвинуть новые идеалы, адекватные сложившейся ситуации, или когда внешнее вмешательство разрушает образ жизни народа.

Место национальных ценностей в аксиосфере современного общества определяется тем, что оно вступило в полосу крупномасштабных социальных перемен. Корни этого следует искать в той мутации , которую претерпела новоевропейская культура и результатом которой стала высокая оценка человеческой индивидуальности, гражданского общества, научно обоснованных знаний и эффективных действий по обустройству жизненной среды. Возникшие ценности придали самой культуре про- ективный характер, устремив общество по пути постоянного самообновления . Именно им обязан Запад своими успехами в развитии естествознания, создании демократических институтов и повышении качества жизни, к нашему времени ценности техногенной цивилизации стали доминирующими, они давно вышли за ареал своего зарождения , активно внедряясь в жизнь народов разных континентов . Между тем национальные ценности изначально выполняли функцию сохранения идентичности человеческих сообществ. Достигалось это через стабилизацию и даже консервацию сложившихся форм жизнедеятельности.Со временем, однако, произошел разрыв между техническим могуществом индустриального общества и ценностями, регулирующими внутрисоциальные отношения и взаимодействие людей с природой . Ужеясно, что инструментальное отношение к миру и возведение комфорта в ранг высшей ценности не выдержали испытания временем. Небывало истребительные войны и революции ХХ века, резко обострившиеся сырьевая, энергетическая и экологическая проблемы, ускоренный вне всякого контроля рост народонаселения стали тревожными знаками нарастания деструктивных процессов в современном обществе. Но и противоположная ориентация на сверхстабильность социума то ли в форме сохранения незаблемыми национальных традиций, то ли в виде жесткого государственного контроля за всеми сторонами жизнедеятельности как отдельных индивидов, так и целых национальных общнос- тей, их возможности выбора и самостоятельного принятия решений , также оказалась несостоятельной. Она обрекает народы на нищету и экономическую отсталость. А при особо драматическом развертывании событий происходит даже распад социальных систем. В этом убеждает трагический финал новейшей истории у народов Советского Союза. Как в первом , так и во втором случаях совершенно очевидна необходимость перехода к новому способу жизнедеятельности , адекватному нынешнему положению дел в системе антропосоциоприродных отношений . Логика новейшей истории придала ситуации социального транзита глобальный масштаб , втянув в нее и народы индустриально развитых государств, и страны Восточной Европы, и постсоветские республики, и население южного полушария планеты , сохраняющее архаические нормы социальных отношений и древние принципы природопользования .

Несложно увидеть противоречие между потенциальными ценностями техногенной цивилизации и актуальными ценностями нацио - нальных общностей . Абсолютизация первых привела к идее обще - ственного прогресса и однолинейного развития общества , которая наиболее полное воплощение нашла в работах Гегеля и Маркса. При этом для всех народов допускается только одна магистральная линия развития с заранее известными вехами, обозначающими отдельные этапы движения. Вполне логично отсюда следует вывод, что некоторые народы уже прошли значительную часть пути, другие поотстали, а третьи пока еще находятся в самом его начале. Парадигма однолинейного развития общества делает вполне понятным деление народов на развитые и неразвитые . Позиция чревата отрывом нацеленных в будущее потенциальных ценностей , сформированных в специфичес - ких условиях новоевропейской культуры , от актуальных ценностей национальных общностей , призванных обеспечить устойчивость со - циума. Однако игнорирование национальных стратегий жизнедеятель- ности , выработанных народами для выживания в особых географи - ческих условиях со своеобразным растительным миром и животным населением , с уникальной историей , далеко не безобидно .

Признание руководством Советского Союза модели индустриаль- ного общества с преобладанием потенциальных ценностей, где инно- вационным действиям придается самый высокий статус , в качестве непререкаемого и абсолютного образца в проведении национальной политики послужило в 30- е годы прошлого века основой курса на быстрое устранение этнических различий и формирование единого советского народа. Был выдвинут тезис о необходимости подтягива- ния способа жизнедеятельности « отсталых » народов до уровня « пе - редовых» наций. Он стал идеологическим оправданием для волюнта- ристского подстегивания социальных процессов , авантюрных попы - ток заставить народы одним скачком «впрыгнуть» в совершенно но- вую культуно - цивилизационную эпоху . Однако коллективизация земель и природных ресурсов , которые всегда принадлежали народам Севера и Дальнего Востока , при одновременно проводимой индуст - риализации разрушили традиционный способ их хозяйственной дея - тельности , лишили людей привычного уклада жизни и вызвали дег - радацию природной среды , что стало подлинной антропологической катастрофой .

Участившееся в наш бурный век волюнтаристское вторжение в жизнь народов с навязыванием им своих ценностей вполне закономер- но рождает вопросы: «кому, как и почему дозволено безответственно, безрассудно и безнаказанно «двигать» социальное время других людей?

Ценности традиционного общества нацелены на сохранение соци- ума и его приспособление к естественным условиям бытия, на соучас- тие людей в биогеофизических процессах. Этим прежде всего объясняется статичность традиционных общностей. В нынешних условиях ценностной конфронтации и духовного вакуума для нас чрезвычайно важно бережное отношение к тем традициям , которые еще сохранились и возрождение тех , реставрация которых еще возможна. В творчестве А.Мицкевича, В. Дунина-Мартинкевича выделяется несколько основополага - ющих факторов , сформировавших культуру нашего народа – уни - кальная история, особая жизненная среда, характер труда и отдыха и собственные нормы морали. Обращаясь к прошлому, эти писатели обычно затрагивают судьбоносные для белорусского народа моменты: возникновение ВКЛ, борьба с Тевтонским орденом, отражение швед- ского нашествия, строительство городов и храмов, верования и убеж- дения людей. Особое внимание они уделяют художественно-образному воспроизведению процесса становления и формирования цивили- зационных основ жизнеустройства общества: утверждение элементов государственности , организация экономики , регуляция бытовых отношений и т.п. Все это позволило не просто нарисовать картинки прошлого, но и воссоздать глубинный смысл исторического пути народа. Писатели отмечали чрезвычайно большое значение традиции для формирования и сохранения национальной культуры. Ими показано , что освоение традиций имеет ряд существенно важных след - ствий : включение молодежи в систему культуры , формирование духовных предпосылок для коллективных действий людей и пр. В литературе решительно осуждалось забвение выработанных многовековой практикой народа обычаев.

Следует заметить, что традиция предполагает повторяемость определенных социальных действий и процессов, а также форм социальной организации. Еще одна ее важная черта – это кооперирование усилий разных социальных субъектов. Не менее важен психологический эффект. Актуальные ценности создают условия для появления чувства сопричастности к делам общества и ощущение цель- ности социального мира.

Основанная на актуальных ценностях национально - культурная идентификация белорусов складывалась весьма непросто . Можно указать на несколько исторических факторов создавших трудности их самоидентификации . Во - первых , на разных этапах своей исто - рии они входили в различные государственные образования : ВКЛ , речь Посполитую , Россию и Советский Союз . Во - вторых , они по - стоянно находились в полиэтнической среде , где не было границ между этническими сообществами . В-третьих, на белорусской земле сложилась многоконфессиональная религиозная среда : здесь долго сохранялось язычество , реликты которого можно обнаружить еще и сегодня , действовали три христианские конфессии , иудаизм и ис - лам . В - четвертых , произошел раздел культуры по языку . В - пятых , в течение 30 – 70- х годов прошлого века произошла мгновенная по историческим меркам урбанизация с массовой миграцией сельских жителей в города . Большин - ство нынешних горожан таковыми являются лишь в первом или втором поколениях . Столь быстрая урбанизация сопровождалась разрушением многовекового уклада жизни крестьян . А новые прин - ципы и нормы поведения , соответствующие городской жизни в ус - ловиях индустриального хозяйства , складываются медленно . Такпоявились значительные массы маргинализированного населения ,

оторванного от своих исторических корней.Нельзя не отметить и такой фактор, как беспрецедентное ускоре- ние ритма жизни, начиная с середины прошлого века. Пишущую машинку, которая совсем недавно была необходимым орудием в канцелярском деле, сейчас уже трудно где-нибудь обнаружить. Многие уже не успевают приспособиться к таким темпам перемен. Они перестают понимать, что происходит в мире и какое место в нем принадлежит им самим. Происходит утрата людьми собственной иден- тичности. Оказавшись в подобной ситуации, человек легко поддается манипуляции со стороны властных структур, рекламы, моды. Его по- ведение утрачивает критическую компоненту , становится стереотип - ным, а сам он начинает напоминать веселого робота.

Все отмеченные факторы белорусской истории бимодальны. С од- ной стороны, их наличие позволяет освоить опыт других культур, ис- пользовать новые технические артефакты для более эффективной дея- тельности, поиска необходимой информации и организации досуга, но с другой стороны, возникает реальная опасность потери элементов соб- ственного опыта, упрощения вкусов и размывания своей идентичности.Культурная замкнутость национальных общностей в нынешних условиях обрекает народы на маргинализацию и резкое сокращение возможностей для самоопределения. Сложившаяся ситуация социального транзита предъявляет жесткое требование к движению народов в историческом времени: посте- пенно наращивать элементы нового на основе базовых национальныхценностей.

Разумеется , вхождение в посттехногенную цивилизацию предполагает отказ от некоторых прежних национальных ценностей, ресурс которых уже выработан. Этот процесс порой протекает очень болез- ненно . Такое вполне понятно – ведь происходит потеря жизненных смыслов, которые принимались как нечто естественное и само собой разумеющееся. Весьма убедительно в контексте осознанного пе - ревода мировой цивилизации в новый режим функционирования в ыглядит идеал коэволюции природы и общества , выдвинутый В . И .Вернадским , идеал глубинной экологии , обосновываемый А . Нейсом и некоторые другие идеалы .Очевидно , настоятельной необходимостью нашего времени ста - новится гибкое сочетание актуальных и потенциальных ценностей в процессе национального самоопределения и выбора стратегии жизне- деятельности . Такая аксиологическая позиция минимизирует межнациональные конфликты и открывает перед народами возможность найти свое место в трансформационном процессе общества . Она исходит из его многоплановости, когда линейно направленные и цикли- ческие изменения представляют лишь частные случаи многомерного полифонического преобразования общества. Уже сделаны первые шаги для его теоретического осмысления, результатом чего явилась волно- вая модель социальной эволюции , синтезирующая однолинейную и циклическую концепции . Новая парадигма показывает , что нацио - нальные ценности могут как самостоятельно генерировать волны социальных изменений , так и гасить или усиливать волны , порожденные иными ценностями.Проделанный анализ убеждает, что сохранение национально-культурной идентичности белорусским социумом вполне возможно. Глобализационные отношения носят многоярусный сетевой характер : в них вступают различные социальные системы ( цивилизации , госу - дарства , ТНК ), ценности которых отличаются , и различные субъекты , у каждого из которых имеются свои интересы . « На мегауровне межцивилизационные отношения в принципе не поддаются унифи - кации , ни в оппозиции « Восток – Запад », ни в оппозиции « Север – Юг », ни в оппозиции « христианский мир – исламский мир » прежде всего по причине разных систем ценностей и идеалов, определяющих разные уклады жизни, а сами названные цивилизационные образова- ния оказываются весьма неоднородными и полицентричными».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.