Территория и население.В начале XX в. Россия оставалась аграрно-индустриальной страной. Ее население составляло 130 млн человек, из которых около 75% проживало в сельской местности. Петербург и Москва имели более 1 млн жителей. Россия была разделена на 97 губерний. На территории империи проживало более ста народов, которые отличались духовными традициями, исповедуемой религией, уровнем просвещения.
Для экономики характерна была многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством. Имелись резкие диспропорции и по отраслям экономики: промышленность переживала бурный рост, сельское хозяйство продолжало оставаться застойным. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открывало дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.
В основной сфере экономики — аграрном секторе капиталистические преобразования происходили медленно. Но в стране шел процесс перераспределения земельной собственности. Многие помещики разорялись, часть их земель скупала сельская буржуазия.
Сельское хозяйствопродолжало развиваться по экстенсивному пути. Рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся в основном за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Но некоторые хозяйства осваивали основные приемы интенсификации труда: использовали передовую сельскохозяйственную технику, повышали агротехнический уровень. Это способствовало превращению аграрного сектора в товарную отрасль производства. Но незавершенность капиталистического преобразования сельского хозяйства сохраняла напряженность между крестьянами и помещиками. Это создавало предпосылки для будущих социальных потрясений.
Аграрный сектор.Очень много феодальных пережитков сохранялось в деревне: 1) крестьянская община, чересполосица, регулярные земельные переделы, которые сковывали хозяйственную инициативу крестьян; 2) крестьянское хозяйство истощали бесконечные поборы, продолжали взиматься недоимки по выкупным платежам реформы 1861т.
СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ 1906-1911ГГ.
3 июня 1907 г. царь распустил II Государственную думу.Одновременно был изменен избирательный закон. Этот акт был прямым нарушением Манифеста 17 октября, по которому ни один новый закон не мог быть принят царем без санкции Думы. Июньские события стали называть государственным переворотом.
После событий 3 июня 1907 г. в стране возникла новая система политической организации государства, получившая название третье-июньской монархии.
После революции уже стало нельзя не считаться с ее уроками, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти.
Но, продолжая проводить реформы, правительство при этом значительно урезало права общества.
Выборы в III Государственную думубыли невсеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непрямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований. Ill Государственная дума просуществовала весь положенный по закону срок.
Ее председателями были Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко.
11.За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч законодательных актов. В основном это были законы, регулировавшие текущие проблемы. Но Дума занималась и важными вопросами, поставленными революцией 1905—1907 гг.: рабочим, национальным и аграрным.
Главным архитектором третьиюньской политической системы был П. А. Столыпин. В 1906 г. он получил портфель министра внутренних дел, позднее возглавил Совет министров.
П. А. Столыпинбыл сторонником сильной монархии, выступал за беспощадное подавление революции.
Вместе с тем он понимал, что в стране необходимы глубокие преобразования. Став во главе царского правительства, он стремился учесть интересы как имущих классов — помещиков и буржуазии, так и погасить недовольство рабочих и крестьян. Эта тактика получила название октябристского маятника.
При ГГ. А. Столыпине более сурово и жестко проводились контрреволюционные мероприятия (военно-полевые суды, внедрение агентов в ряды революционных организаций). После революции были сильно урезаны права избирателей окраин империи.
Но П. А. Столыпин более известен как инициатор обширной программы реформ. Он предлагал укрепить основы местного самоуправления в стране, планировал ввести всеобщее начальное обучение. Он также предлагал ввести государственное страхование рабочих.
Но главные свои усилия П. А. Столыпин сосредоточил на продолжении реформирования аграрной сферы страны.
Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крестьян было главной гарантией против повторения революции, залогом хозяйственного укрепления страны. П. А. Столыпин пытался решить аграрный вопрос, не затрагивая интересов помещиков. Выход он видел в замене общинного крестьянского землевладения индивидуальным, частным. (Данную идею высказывал в свое время С. Ю. Витте.)
Реформа осуществлялась по таким направлениям, как:
1) разрушение общины;
2) оказание крестьянам финансовой поддержки;
3) переселение безземельных крестьян из центра на окраины.
В 1906 г. был издан Указ (ставший в 1910 г. законом) о передаче крестьянину его надела в частную собственность. По закону крестьянин мог свести свои участки в единый отруб, мог выселиться за пределы деревни на отведенную ему землю и основать хутор. Но такое было по силам только зажиточным крестьянам. Большинство крестьян не видели выгод от реформы.
Составной частью реформы стала переселенческая политика. Для крестьян, желающих переселиться, правительство установило многочисленные льготы (в том числе освобождение от налогов, беспроцентные ссуды). Не все крестьяне сумели закрепиться на новых местах.
Но в результате данной политики посевные площади за Уралом значительно увеличились.
12.Аграрная реформа не была реализована полностью. Ее дальнейшей реализации помешала начавшаяся мировая война. Реформа способствовала капитализации аграрного сектора, но не уничтожила помещичье землевладение.