Согласно толковому словарю В. И. Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью».1
«Основная черта древнерусской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого таинства, безусловное послушание воле Божией и безответно-кроткая покорность мужу, которая была мыслима только потому, что женская душа смирялась перед промыслом Божиим и принимала свою судьбу, счастливую или несчастливую, как благой дар свыше.
Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал православной Руси. Волшебный туман тонкого искусства любви, окутывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. Русская жена верна, тиха, милосердна, кротко-терпелива, всепрощающа.
Другая черта древнерусской женской праведности – особый «чин» вдовства. Вдовство – не случайное несчастье. Благоверные княгини второй раз замуж не выходили (хотя Церковь второй брак не запрещала). Многие вдовы постригались в монахини сейчас же после погребения мужа. Подвиг супружеской жизни увенчивался подвигом иноческим… «В глубине существа своего каждая представительница высшего круга Древней Руси таила в себе инокиню…», – так начинается сборник православных рассказов и воспоминаний о русских женщинах.2
В православной культуре верили, что «никто не может лучше научить нравственности, как мать». Но как этому помочь? Надобно прежде подготовить добрых матерей.
Гений и хранитель матушки Руси Константин Петрович Победоносцев, государственный деятель и примерный муж, отец и семьянин считал, что в воспитании отроковиц – будущих жен и матерей – должен преобладать не анализ, а синтез, так как аналитические методы воспитания противоречат природе женщины и пробуждают самоуверенность, гордость, заносчивость, разрушающие личность. И в современной православной литературе пишут о том, что в силу преобладания правополушарного, синтезирующего мышления у женщин, и женское образование должно быть соответствующим. Развитие же левополушарного аналитического мышления рвёт женскую психику на части и убивает веру. А без веры жена, мать – «злоносица».3
Таким образом, ценностями православной семьи являются: супружеская верность, нравственность и чистота, прежде всего, женщины. Традиционный взгляд на воспитание детей подразумевает чёткую дифференциацию по половому признаку с учётом природных врождённых качеств мужчин и женщин.
Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
В «Психологии» Дэвида Майерса, известном учебнике, по которому учатся студенты многих университетов мира, тоже говорится об эволюционной предрасположенности мужчин и женщин к специфическим гендерным (половым) ролям в обществе. Такая предрасположенность, по мнению учёных, не является жёсткой и варьирует в зависимости от культуры и времени. Однако речь здесь идёт, в основном, об общественном разделении труда. В кочевых обществах собирателей пищи существует минимальное разделение труда по половым признакам; в сельскохозяйственных, наоборот, отличия максимальные. В индустриальных обществах – больше вариантов, но они остаются! Наблюдения показывают, что даже там, где девочки и мальчики равны по закону и имеют возможность играть вместе, девочки всё-таки предпочитают куклы, а мальчики – машины. Вырастая, мужчины гораздо больше стремятся к лидерству, чем женщины.
В XXI веке западные психологи предъявили исследования, согласно которым психологически каждый мужчина – это немножко женщина, а каждая женщина – это немножко мужчина. Иными словами, в каждой женщине могут присутствовать какие-то мужские черты характера, а в каждом мужчине – женские. Казалось бы, звучит заманчиво. Но не признать того, что усреднённое бесполое воспитание детей привело общество в целом, и семью, в частности, к глубокому кризису, не возможно.