Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспрессивы с уничижительно-пренебрежительными суффиксами



 

Экспрессивов с уничижительно-пренебрежительными суффиксами в исследуемом материале гораздо меньше, чем слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однако, степень их экспрессивности усиливается. Это связано с тем, что отрицательные эмоции человек, как правило, выражает сильнее, чем положительные. Внутри этой группы можно выделить несколько групп суффиксов по частотности их употребления.

 

Существительные с суффиксами –ишк/-яшк: армяшка, воришка, городишко, делишки, домишко, кадетишка, капиталишко, людишки, мыслишка, светишко, торговлишка, чемоданишко.

Пример:

 

Мог ли он думать, что жалкий бронзовый свет-ишк-о восьмисвечовой лампы вызовет в соседях такое большое чувство?

Существительные с суффиксами –ец/-иц/-ц: братец, девица, дельце, книжица, пальтецо, товарец, учрежденьице.

Пример:

 

Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товар-ец может найти сбыт.

Существительные с суффиксами –уг/-ю/-ыг/-яг: ворюга, деляга, забулдыга, пьянчуга.

Пример:

 

-Он не слепой! – удивленно вскричал Корейко. – Вор-юг-а!

Существительные с суффиксом онк: бумажонка, лавчонка, рубашонка.

Пример:

 

Железная коробочка от папирос «Кавказ» перекочевала из левого кармана в руки Паниковского. Из другого кармана посыпались на землю бумаж-онк-и и членские книжечки.

Существительное «бумажонка» характеризует незначительную деловую бумагу и несет в себе уменьшительно-уничижительное значение (бумага-бумажонка).

 

 

Существительные с суффиксом – ин: купчина, собачина.

Пример:

 

Начальник станции не брал под козырек, что в былые времена проделывал перед любым купч-ин-ой с капиталишком в пятьдесят тысяч, отцы города не приезжали в гостиницу представляться, пресса не торопилась брать интервью.

Существительные с суффиком – л: кутила, ловчила.

Пример:

 

 

-Можете вы назвать фамилию и точный адрес хотя бы одного советского миллионера? А ведь они есть, они должны быть. Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много. Но как найти такого ловчи-л-у?

 

В данном контексте чувствуется негативное отношение Остапа к другому лицу, поэтому существительное «ловчила»имеет оттенок неодобрения.

 

Также в анализируемом материале есть ряд существительных с единичными случаями употребления уничижительно-пренебрежительных суффиков: брательник, богаделка, парниша, солдатня, стишата. Все эти существительные являются более экспрессивными, чем слова, представленные выше.

Пример:

 

Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. …. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.

— Хамите, парниша, — лукаво сказала Эллочка.

В этом контексте существительное «парниша» приобретает наибольшую экспрессивность благодаря речевой характеристики героини, ее диалогу с Остапом.

 

Таким образом, в романах употребляется большое количество словообразовательных экспрессивных средств. Доминируют уничижительно-пренебрежительные суффиксы; они являются языковыми средствами выражения экспрессивности. Нередко встречаются и окказиональные словообразования.

 

Анализируемый материал также позволяется выделить комбинированные экспрессивные средства, которые можно разделить на группы:

 

1) Слова с суффиксами -ество/-ство: варварство, головотяпство, жульничество, лавочничество, мародерство, нахальство, отшельничество, пижонство, подхалимство, пьянство, разгильдяйство, рвачество, свинство, сутяжничество, хулиганство, шалопайство.

 

Все эти экспрессивы - отвлеченные существительные, которые образованы от конкретных существительных, например: варвар-варварство, свинья-свинство.

Пример:

 

- Вы опять про оклад жалованья? Придется поставить вопрос о рвач-ест-ве.

Слово «рвачество» образовано от существительного «рвач», и оно имеет стилистическую помету – неодобр., то есть, это человек, которые стремится извлечь как можно больше выгоды в тех или иных обстоятельствах.

 

2) Слова с суффиксами – еж/-яж: кобеляж, кутеж, охмуреж.

Данный словообразовательный тип продуктивен в разговорной речи и просторечиях, является ярким экспрессивом [Гр-80]. Все эти слова – типичные примеры комбинированных средств выражения экспрессивности. Суффикс –еж/-яж усиливает экспрессивность в словах.

Пример:

 

Великий комбинатор дернул дверь, но она не поддалась. Изнутри неслись кроткие звуки фисгармонии.

-Охмуряют! – крикнул Остап, спускаясь с лестницы. – самый охмур-еж идет! Под сладкий лепет мандолины.

Слово «охмуреж» образовано от глагола «охмурять», который встречается в том же самом контексте и имеет контекстуальное значение – ‘склонять к другой вере’. Существительное охмуреж образовано от указанного глагола с помощью экспрессивного суффикса –еж.

 

3) Слова с суффиксом –изм: альфонсизм, бюрократизм.

В этих экспрессивах основа и суффикс слова контрастны по своей стилевой принадлежности, поэтому производное слово является экспрессивно окрашенным.

Пример:

 

Как вам понравится этот альфонс-изм? Три месяца живет на мой счет. Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он…Ну! Довольно, товарищ!

Существительное «альфонсизм» имеет двойную экспрессивность. Оно образовано от слова «альфонс», которое тоже обладает экспрессивностью (мужчина, живущий за чужой счет) и выступает в этом же контексте, при помощи суффикса –изм, придающего новому словообразованию еще более экспрессивность.

4) Слова с суффиксами –ье: жранье, жулье.

Суффикс –ье является просторечным и употребляется в существительных со значением собирательности. Рассматриваемые слова имеют двойную экспрессивность. Например, слово «жранье» образовано от экспрессивно окрашенного глагола «жрать» (ср. «есть» )при помощи суффикса -ье, и поэтому его экспрессивность максимально усиливается.

Пример:

 

Как раз в моем номере есть камин. Сжечь его в камине! Это величественно! Поступок Клеопатры! В огонь! Хотя нет, глупо. Жечь деньги - пижонство! Гусарство! А что я могу на них сделать, кроме нэпманского жран-ья? Дурацкое положение!

Как мы видим из контекста, слово жранье (жрать – есть) употребляется в переносном значении и является экспрессивным. Суффикс – ье придает словам оттенок пренебрежительности.

 

5) Слова с суффиксами – есть/-ость: вонючесть, гадливость, скаредность.

Пример:

 

-Помню я Москву, Елизавета Петровна, не такой. Сейчас во всем скаредн-ость чувствуется. А мы, в свое время, денег не жалели.

Экспрессивное слово «скаредность» образовано от экспрессивного существительного «скареда» в значении ‘скряга, скупой человек’. Такая словообразовательная модель довольно продуктивная в русском языке.

 

6) Слова с суффиксом – щин: уголовщина, чертовщина.

Все эти существительные имеет значение отвлеченности, образованы при помощи суффикса –щин и имеет неодобрительный оттенок. Такая модель словообразования весьма продуктивна в русском языке; особенно часто встречаются слова такого типа в публицистике, художественной и разговорной речи.

Пример:

 

…Надоели грязные стены, трещины, моль, вся эта чертов-щин-а.

7) Слова с суффиксом –отня: беготня, трескотня.

Стилистически нейтральное слово при соединении с суффиксом

– отня приобретает экспрессивность. Значение новообразований с таким суффиксом - интенсивное/частое проявление действия, преимущественно неприятного.

Пример:

 

…На углу Охотного и Тверской бег-отня экипажей, как механических, так и приводимых в движение конной тягой, была особенно бурной.

8) Слова с суффиксами – чик/-щик: растратчик, самогонщик.

Существительные с суффиксами –чик/-щик не обозначают действующее лицо, а лишь указывают на свойства человека, которые сопровождают этого человека в связи с его деятельностью. Слова с этими суффиксами носят уничижительный или ироничный характер [Родимкина 1978: 67].

Пример:

 

- Поверите ли, на меня стали бросаться: расскажи да расскажи им секрет самогона. А я не самогон-щик. Я член союза работников просвещения…

 

Таким образом, в исследуемом материале можно выделить различные комбинированные экспрессивные средства. Среди них наиболее частотными являются сочетания средств лексического и морфолого-словообразовательного уровней (лавочничество, кобеляж, уголовщина и т.п.). Часты случаи сочетания экспрессивного суффикса с экспрессивной основой: в результате такого симбиоза новое словообразование является экспрессивным вдвойне.

 

 

Глаголы и причастия

Рассмотрение экспрессивной глагольной лексики также позволило представить ее в виде таблицы, в которой глаголы объединены общим семантическим признаком категориально-лексического характера (см. Приложение 3). Учитывается прямое и переносное значение глаголов. Большинство глаголов выступает в своем прямом значении – случаи языковой экспрессивности. Но встречается ряд глаголов, которые имеют переносное контекстуальное значение – это случаи речевой экспрессивности.

Вместе с глаголами рассматриваются и причастия как особая форма глагола.

На базе принципов классификации глаголов в словаре-справочнике «Лексико-семантические группы русских глаголов» и в «Толковом словаре русских глаголов» выделено три семантические группы: действие, состояние и отношение. В рамках каждой группы выделены подгруппы.

 

Первая группа - действие,она включает в себя подгруппы: перемещение, помещение объекта/субъекта куда-либо, физическое воздействие, созидательная деятельность, интеллектуальная деятельность, речевая деятельность, социальная деятельность, физиологическая деятельность, звучание, зрительное восприятие.

Рассмотрим каждую подгруппу более подробно.

 

1. Группа действие

1) Подгруппа перемещение.

В этой подгруппе можно выделить следующие типы глаголов.

А) Перемещение в пространстве: барахтаться, болтаться, выметаться, вынырнуть, выпорхнуть, вытурить, ерзать, ковылять, колыхаться, кувыркаться, маячить, метаться, мыкаться, перекочевать, переться, плестись, продираться, разбредаться, семенить, топтаться, трепыхаться, трусить, тыкаться, удрать, шататься, шляться, шнырять.

С грамматической точки зрения все глаголы (кроме вытурить) являются глаголами субъектного перемещения. В переносном значении употребляются глаголы: вынырнуть, выпорхнуть – внезапно появиться, перекочевать – куда перейти.

Пример:

 

При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

Б) Вертикальное перемещение: бухнуться, вывалиться, взгромоздиться, карабкаться, плюхаться, рухнуть, шлепнуться.

Все глаголы этой подгруппы также являются глаголами субъективного перемещения.

Пример:

 

-… Тело было предано земле, — закончил Бендер.

Паниковский шлепнулсяна землю, как жаба.

В толковых словарях русского языка глагол шлепнуться обозначает ‘упасть, ударившись обо что-либо, произведя шум, издав глухой звук’ с пометой разг.Интенсивность действияпридает этому глаголу экспрессивность.

 

2) Подгруппа помещение объекта/ субъекта куда-либо.

Эта группа также поделена на подгруппы.

А) Помещение объекта: впихивать, втаскивать, засадить;

Б) Избавление от объекта: сплавлять;

В) Помещение субъекта: примоститься, приткнуться;

Г) Проникновение субъекта: ввалиться, врезаться, втиснуться;

Д) Глаголы одевания (покрытие объекта): напялить, нацепить, нахлобучить - нахлобученный, облачиться, таскать.

Пример:

 

- Сигналы о бедствии! Сигналы о бедствии!

Одноглазый нахлобучил радионаушники и прислушался.

Глагол нахлобучить в толковых словарях имеет значение ‘надвинуть (головной убор) низко на лоб’. В данном контексте этот глагол имеет переносное контекстуальное значение ‘надеть что-то небрежно на голову (радионаушники)’.

 

3) Подгруппа физическое воздействие.

Здесь можно выделить четыре группы.

А) Глаголы нанесения удара: бодать, брыкаться, дубасить, колотить, лупить, огреть, пинать, полоснуть, треснуть, шлепать.

Пример:

 

Заворачивая за угол, концессионеры успели заметить, что дворник настиг Виктора Михайловича и принялся его дубасить.

Слово дубасить имеет значение ‘колотить, избивать с ожесточением’ с пометой прост. и является языковым экспрессивом.

 

Б) Глаголы прикосновения: пихать, тормошить.

В) Глаголы присоединения: присобачивать.

Пример:

 

К большим, табличкам человек с эспаньолкой присобачивалтаблички поменьше..

 

Г) Глаголы повреждения: расквасить.

4) Группа созидательная деятельность.

А) Глаголы создания объектов в результате физического труда: малевать, сварганить, состряпать – состряпанный.

Пример:

 

Все дело сварганил шурин. Он достал книжку о нравах и привычках душевнобольных, и, после долгих споров, из всех навязчивых идей был выбран бред величия.

Б) Глаголы графической передачи информации: накатать, накропать, нацарапать.

Все эти глаголы являются синонимами, употребляются в контексте в переносном значении ‘написать, начертить что-то неразборчиво, наспех’

Пример:

 

Лавуазьян,нацарапал десять строчек, бежал на телеграф, отправлял молнию и снова принимался записывать.

5) Подруппа интеллектуальная деятельность.

В этой группе выделена одна подгруппа глаголов со значением выяснения: выцеживать, провентилировать, пронюхать.

Слово выцеживать в контексте выступает в качестве экспрессива и имеет значение ‘получать какую-либо информацию медленно, по частям’.

 

6) Подгруппа речевая деятельность.

Эта группа делится на 4 подгруппы.

А) Глаголы произнесения речи: бормотать, буркнуть, галдеть – галдящий, гаркнуть, гнусить, гомонить, лепетать, лопотать, нести, рявкнуть, цедить, шамкать.

 

Все эти глаголы передают различный темп, манеру и способ речи. Глагол нести употребляется в переносном значении ‘говорить что-то вздорное, несерьезное’, обычно имеет отрицательный оттенок.

Экспрессивы буркнуть, галдеть, гаркнуть, гомонить, рявкунть относятся к просторечным словам.

Пример:

 

Полесов вытянулся в струну.

-Россия вас не забудет! – рявкнул Остап.

Б) Глаголы речевого общения: калякать, судачить.

В) Глаголы речевого воздействия: вдалбливать, врать, долбить, журить, заливать, каркать, краснобайствовать, молоть, плести, сквернословить, трепаться.

Пример:

 

Остап ходил со своими новыми друзьями в жесткий вагон убеждать студентку Лиду Писаревскую прийти к ним в гости и при этом так краснобайствовал, что застенчивая Лида пришла и приняла участие в общем гаме.

Г) Глаголы речевого выражения эмоций: заклекотать, зашипеть, огрызаться, окрыситься, отбрехиваться, прокоротать, проскрежетать.

Пример:

 

- Да сядьте вы, идиот проклятый, навязался на мою голову! – зашипел Остап. – Сядьте, я вам говорю!

Глагол шипеть употребляется в данном контексте с переносном значении ‘говорить сдавленным от злости голосом’. Этот глагол является примером речевой экспрессивности.

 

7) Подруппа социальная деятельность.

Этот раздел также делиться на подгруппы.

А) Глаголы деяйтельности по достижению цели: всучить, выдоить, выкачивать, выколотить, загребать, содрать.

Б) Глаголы трудовой деятельности: подмолотить, халтурить.

В) Глаголы неудачной завершенности действия: лопнуть, прогореть.

Г) Глаголы поведения: беситься, бесноваться, гадить, горячиться, дурить, ехидствовать, избываться, кипятиться, кичиться, клянчить, кобениться, кутить, лебезить, линчевать, паясничать, путаться, пыжиться, разбазарить, хамить, хорохориться, хулиганничать.

Д) Глаголы образа жизни: миллионерствовать.

Е) Глаголы поступка: надуть, околпачить – околпаченный, пришить.

Пример:

 

- Вы неправильно коня поставили, товарищ гроссмейстер, - залебезил одноглазый..

8) Подруппа физиологическое действие.

А) Глаголы питания: жрать, лопать, обжираться, уписывать.

Б) Глаголы питья: лакать, нализаться.

 

9) Подруппа звучание.

В эту группу относим следующие экспрессивные глаголы: верещать, визжать, вопить, голосить, кряхтеть, мурлыкать, мычать, ныть, орать, пикнуть, пищать, прыснуть, пыхтеть, реветь, хныкать, чмокнуть.

Пример:

 

-Я устал, - хныкал Паниковский, тащась по обрывам за Александром и его дамой. – Я старый. Мне трудно.

10) Подгруппа зрительное восприятие.

В свою очередь включает в себя такие глаголы: глазеть, озираться, пялиться, рыскать, таращить – вытаращенный, шарить.

 

2. Группа состояние. Эта группа включает в себя 3 подгруппы.

 

1) Подгруппа глаголов бытия. Сюда мы может включить всего лишь два глагола: запропаститься, сгинуть, семантика которых означает ‘исчезновение’/. Эти глаголы – контекстуальные экспрессивы.

2) Подгруппа эмоциональное состояние.

 

В этой подгруппе глаголы и причастия обозначают эмоциональное или психическое состояние человека: обалдеть – обалдевший, опешить, осатанеть, остолбенеть – остолбеневший, осточертеть, торопеть, сконфузиться – сконфуженный, тронуться, взбаламученный, взбудораженный, ополоумевший, очумелый.

Пример:

 

…Все было на месте…, а Берингов пролив отсутствовал. И тут уже, у карты, старик тронулся.

Глагол тронуться употреблен в переносном значении,является речевым экспрессивом и обозначает ‘слегка помешаться; стать психически ненормальным’, то есть тронуться умом – лишить рассудка.

 

3) Подгруппа качественное состояние.

Сюда можно отнести причастия, которые выражают какое-либо качество: измочаленный, облезший, облупленный, обтерханный, обшарпанный, потасканный, потрепанный.

 

3. Группа межличностное отношение.

Эта группа также содержит подгруппы.

А) глаголы отрицательного отношения: задирать, заклевать, распекать.

Б) глаголы положительного отношения: приголубить.

В) Глаголы воздействия: огорошить, переполошить.

Пример:

 

Остановились концессионеры в меблированных комнатах «Сорбонна». Остап переполошил весь небольшой штат отдельной прислуги.

Таким образом, анализируемый материал позволяет выделить различные лексико-семантические группы экспрессивных глаголов и причастий, которые связаны между по собой по общему признаку. Структура лексического значения таких глаголов сложна и неоднородна. Также важна экспрессивная семантика глаголов, это позволяет различать стилистически нейтральный и экспрессивные глаголы, позволяет разделить глаголы на языковые или речевые экспрессивы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.