Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Имена существительные и имена прилагательные



Стоит отметить, что имя в качестве субъекта и предиката обеспечивает большую часть поля экспрессивности [Дис.].

 

Для удобства расположения и анализа материала лексические экспрессивы-имена расположены в виде таблицы. Таблица состоит из нескольких разделов: личностные свойства человека (делятся на подгруппы), социализация человека, части тела человека, зооморфизмы, окружающий мир человека и соответственно колонка с примерами (см. Приложение 1).

 

Колонка «личностные свойства человека»:

 

К этой колонке относим экспрессивы, которые содержат характеристику человека со стороны говорящего. В анализируемом материале таких экспрессивов – 80.

 

Как говорилось выше, эта колонка делится на полгруппы. Первая подгруппа называется – «интеллектуальные свойства человека»; в качестве примера выступают следующие слова: болван, дура (дурак) – дурацкий, дуралей, идиот – идиотический (идиотский), полуидиот, простофиля.

 

Используя данные толковых словарей русского, по расположению компонентов значения того или иного экспрессива можно обусловить его наиболее общее значение, учитывая при этом и стилистические пометы.

Традиционно в словарях выделяются следующие пометы:

- разг. ( «разговорное») - слово свойственно разговорной, обиходной речи; оно не выходит из норм литературного употребления, но придает речи непринужденность);

Если в слове содержится эмоциональная, выразительная оценка того или иного явления действительности, то используются соответствующие пометы:

- презрит.( «презрительное»);

- неодобр. ( «неодобрительное»);

- пренебр. («пренебрежительное»);

- бран. («бранное»);

- груб. («грубое»);

- вульг. («вульгарное»);

- укор. («укорительное»);

- уничиж. («уничижительное»);

-ирон. («ироническое»);

-ласк. («ласковое»);

- шутл. («шутливое»);

-почтит. («почтительное»);

-одобр. («одобрительное»).

 

А также такие пометы:

-прост. («просторечное») – слово, из-за грубости содержания или резкости выражаемой оценки, стоит на границе литературного языка и употребляется в сниженном стиле, в обиходно-бытовой речи;

- книжн. («книжное») – слово не имеет широкого распространения и употребляется преимущественно для письменной, в частности научной или публицистической речи;

- высок. («высокое») – слово придает речи оттенок торжественности;

- трад.-поэт. – употребление таких слов характерно для поэзии;

- офиц. и офиц.-дел. («официальное» и «официально-деловое») – слово свойственно речи официальных отношений и канцелярско-административной речи;

- устар.(«устаревшее») – слово употребляется крайне редко в современном литературном языке и воспринимается как архаизм, и т.п.

 

Слова с пометой разг. находятся в пределах русского литературного языка. Как отмечает ученый Л.Г.Барлас, сниженность этих слов весьма незначительна, поэтому можно говорить о свободе и непринужденности их выражения, сопровождающейся повышением экспрессивности [Барлас 1968: 59].

 

Итак, болван – грубый человек, имеет помету бран. Дура (дурак) – может употребляться как и разговорное слово, обозначающее просто глупого человека, так и как бранное. Экспрессив дуралей имеет оттенок ласкательности, шутливости. Идиот – человек, страдающий идиотией (формой слабоумия), но может употребляться и как бранное. Простофиля – глупый, несообразительный человек, в толковых словарях имеет помету просторечное; как правило употребляется в фольклорных и поэтических текстах (у Пушкина: «Простофиля ты, дурачина!»).

Отсюда следует вывод, что экспрессивы рассмотренной группы различаются стилистически по дополнительной эмотивной и экспрессивной окраске, которая в толковых словарях русского языка выражается стилистическими пометами.

 

 

В качестве примера возьмем экспрессив идиот:

 

Но в то же мгновение блеснули стекла, тревожно промычала груша, затряслась земля, и большой белый автобус, еле удержавшись на колесах, резко осадил на средине мостовой. Одновременно с этим раздались два крика:

- Идиот! Автобуса не видит! - визжал Паниковский, выскочив из-под колеса и грозя провожатому сорванными с носа очками.

- Он не слепой! - удивленно вскричал Корейко.- Ворюга! (12 ст).

 

В данном контексте существительное идиот имеет значение «глупый человек, болван, тупица, дурак» и сопровождается стилистическими пометами разг., бран. Хочется отметить также и стилистическую однородность лов для создания речевой характеристики персонажей (идиот – визжать – ворюга). Повествователь хочет вызвать у читателя негативное отношение к определенному действующему лицу [дис].

 

Кроме экспрессивов, характеризующих интеллектуальные свойства человека можно выделить следующие подгруппы экспрессивов:

- психические свойства человека: псих, психопат;

-личностные свойства человека: болтливость (трепач, трепло), подлость (гад, гадюка, гнида, мерзавец, негодяй - негодяйка, подлец, сволота, сволочь, скотина, стерва, сукин сын), жуликоватость и склонность к преступной деятельности (аферист, бандит, варвар, головорез, душегуб, жулик, ловкач, мародер, мошенник, налетчик, пройдоха, проныра, проходимец), жестокость (мучитель, тиран), наглость и грубость (грубиян, мужлан, нахал – нахальный, хам-хамский, хулиган), склонность в ссорам и интригам (интриган, скандалист, склочник, склочная натура), безответственность (головотяп, халтурщик), живущий за чужой счет (альфонс, нахлебник, паразит, сутенер), скупость (сквалыжник, скряга, стяжатель, скаредный), франтоватость/неряшливость (пижон, франт/ неряха), незначительность и безынициативность (мелкая сошка, мелюзга, недотепа, шляпа, шушера).

 

Существительное паразит употребляется здесь в переносном значении ‘человек, который живет чужим трудом’, шляпа – ‘безынициативный, вялый человек’, сошка (мелкая сошка) - ‘о незначительном, невлиятельном человеке’.

Ряд изображенных выше экспрессивов: аферист, скандалист, трепач, трепло, халтурщик – можно рассматривать как комбинированные экспрессивы. В этих словах наблюдается сочетание средств лексического и морфолого-словообразовательного уровней.

Например:

 

 

- Что за трепло! - воскликнул Остап, не скрывая досады. - Этот негодяй сорвал нам спектакль.(12 ст)

— Вам повезло, — говорил Остап своему спутнику. — Вы присутствуете при смешном событии — Остап Бендер идет по горячему следу. Учитесь! Мелкаяуголовная сошка, вроде Паниковского, написала бы Корейко письмо… (з.т.)

 

Также можно выделить подгруппу индивидуально-авторских бранных экспрессивов, которые характеризуют человека: взбесившийся самец, гадюка семибатюшная, гангрена проклятая, сигуранца проклятая, симулянт проклятый, старая калоша, старый матрац, сучья лапа. Такие экспрессивы способствуют созданию речевого портрета персонажа.(дис.)

Например:

 

Варвара молча швырнула мешок на пол, поспешно стащила с головы соломенный капор и, бормоча: «Взбесившийся самец!», «тиран» и «собственник», торопливо сделала бутерброд с баклажанной икрой.(12 ст)

 

— Сигуранца проклятая! — закричал Остап, поднимая босую ногу. — Паразиты!(з.т.)

 

Вторая колонка называется «социализация человека». К ней отнесены экспрессивы, которые характеризуют социальное положение человека.

В анализируемом материале 12 подобных экспрессивов: аристократ, богатей, босяк – босяцкий, буржуй, бюрократ, крепостник, лабазник, лишенец, оборванец, середняк, собственник.

Экспрессивы аристократ, крепостник, лабазник, середняк, собственник являются примерами речевых экспрессивных средств, всех их отличает иронический оттенок в контексте.

Примеры:

 

— Полюбуйся, Сашук! — закричала Варвара, хватая его за руку и подталкивая к дивану. — Вот он! Лежит! Самец! Подлый собственник! Понимаешь, этот крепостник объявил голодовку из-за того, что я хочу от него уйти! (з.т.)

Жалуется, лабазник, на кризис жанра.

— А где ателье этого деляги? — полюбопытствовал Остап. — Хочется бросить взгляд.(з.т.)

Решительно вздохнув, Бендер втиснулся в толпу.

— Пардон, — говорил он, — еще пардон! Простите, мадам, это не вы потеряли на углу талон на повидло? Скорее бегите, он еще там лежит. Пропустите экспертов, вы, мужчины! Пусти, тебе говорят, лишенец!(зт.)

 

Существительные-экспрессивы лабазник и лишенец являются устаревшими по отношению к современному литературному языку, но они были актуальными в определенный исторический период, в 20-30 гг. 20 в., т.е. во время написания романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

 

К третьей группе относим экспрессивы, характеризующий внешний вид человека. Эта группа называется «части тела человека».

Таких экспрессивов в анализируемом материале - 15: брюхо, вихры, глотка, зад, лапа, морда – красномордый, мордатый – толстомордый, мордасы, пасть, патлы, рожа, рыло, харя.

Как видим, некоторые экспрессивы способны создавать синонимические ряды (морда – рожа – рыло – харя) и (вихры – патлы). Все эти слова имеют нейтральные синонимы в литературном языке, например: брюхо – живот, харя – лицо и т.п.

Данные экспрессивы возможно различить по стилистической окраске. Морда, рыло, харя имеют пометы груб. и прост. Слово рожа может употребляться как бранное слово, а экспрессив харя имеет вульгарный оттенок. Вихры (‘короткие, торчащие вверх волосы’) и патлы (‘длинные, непричесанные пряди волос’) в толковых словарях русского языка имеют помету неодобр.

Примеры:

 

«За такие штуки надо морду бить», — решил Остап. Он бросился наверх.(12 ст)

 

Еще чаще раскрывалась дверь, стриженая служебная голова, просунувшись в комнату, растерянно поводила очами и исчезала, чтобы тотчас же дать место другой голове, но уже не стриженой, а поросшей жесткимипатлами или попросту голой и сиреневой, как луковица.(з.т.)

К четвертой группе отнесены метафорические существительные, содержащие эскпрессивную характеристику человека, сравнивая его с животным. Эта группа называется «зооморфизмы», т.е. уподобление животному. Зооморфизмы – это метафоры, образованные на базе прямого названия животного[дис.]. Специфической чертой зооморфизмов является целостность создаваемых ими образов, способность фиксировать наличие или отсутствие какого-либо свойства у конкретного лица, а также способность классифицировать данную личность в целом, выражая множество различных свойств и качеств [Черемисина, Рыжкина 1977: 19].

В анализируемом материале таких экспрессивов – 16: барбос, волчица, воробышек, жаба, журавль, козел, кот, мышонок, обезьяна, осел, паук, пчела, свинья, собака, тигр, щенок. Существительным-зооморфизмам присуща экспрессивность, так как они связаны с интенсивностью проявления признака. Характеризуя тот или другой тип, они оценивают его по шкале «плюс – минус». Из этого следует, что оценочность – их неотъемлемое свойство.

В исследуемом материале зооморфизмы можно разделить на узуальные (общепринятое употребление) и окказиональные (индивидуально-авторские слова). К узуальным относим: осел, свинья, собака, кот. К окказиональным: барбос, волчица, жаба, козел со значением ‘мерзкий, противный’, воробышек, обезьяна, пчела со значением ‘беспокойный’, журавль – ‘важный’, мышонок – ‘ничтожный’, паук – ‘подлый, лживый’, тигр – ‘хитрый’, щенок – ‘нахальный’.

Также зооморфизмы можно разделить на слова с положительной оценкой (собака, тигр) и с отрицательной (все остальные). В данном исследуемом материале слова с отрицательной отметкой преобладают.

Примеры:

 

Остап уселся на прохладный мраморный подоконник и, по-детски болтая ногами, принялся рассуждать:

— Девушка не в счет. Остаются трое: красномордый подхалим с белыми глазами, старичок боровичок в железных очках и толстый барбос серьезнейшего вида.(з.т.)

Изнуренков вился вокруг Остапа, как пчела. Таким манером оба очутились на улице.(12 ст)

Следующая группа(колонка) называется «окружающий мир человека»и она включает экспрессивы, которые характеризуют предметы и явления, окружающие человека. Таких экспрессивов – 55 штук.

Эта группа экспрессивов довольно обширная и ее можно разделить на подгруппы.

В первую подгруппу отнесем существительные, семантика которых несет в себе оценку чего-либо нелепого, бессмысленного: бред, галиматья, дребедень, ерунда, муть, сущие пустяки, чепуха.

Слова галиматья, дребедень, ерунда, чепуха являются стилистическими синонимами, их общее значение – ‘нелепость, бессмыслица’.

Примеры:

 

Уличные птички отщелкивали какую-то веселую дребедень. (з.т.)

 

Но они стояли сорок третьим номером, и в продажу поступала сначала обычная аукционная гиль и дичь: разрозненные гербовые сервизы, соусник, серебряный подстаканник, пейзаж художника Петунина, бисерный ридикюль, совершенно новая горелка от примуса, бюстик Наполеона, полотняные бюстгальтеры, гобелен «Охотник, стреляющий диких уток» и прочая галиматья.(12 ст)

Во вторую подгруппу мы отнесем экспрессивы со значением оценки чего-то старого, ненужного: барахло, дрянь – дрянной, рухлядь, труха, хлам. В основном они несут в себе отрицательную оценку.

Пример:

Сормовские заводы делают не танки, а барахло. (12 ст)

 

Третья подгруппа экспрессивов также несет в себе отрицательную оценку того, что вызывает неприятное чувство: гадость – гадкий, мерзость – мерзкий, скверный, омерзение – омерзительный.

Пример:

 

Спланировав в последний раз, Полесов заметил, что его держит за ногу и смеется гадким смехом не кто иной, как бывший предводитель Ипполит Матвеевич Воробьянинов. (12 ст)

 

В четвертой подгруппе содержатся слова-экспрессивы с оценкой чего-то необычного по своим свойствам: жуть, кошмар, мрак, ужас, блеск, красота.

Пример:

 

— Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...

— Мрак!

— Взяток не беру... Денег не краду и подделывать их не умею...

— Жуть!..(12 ст)

 

К пятой подгруппе отнесем экспрессивы, характеризующие ссору, драку или беспорядок: бедлам, ералаш, кавардак, кутерьма, перебранка, перепалка, свалка, свара, сверхбедлам, склока, содом, стычка, сумбур – сумбрный.

Пример:

 

…- Все остальное — это сверхбедлам. Нет, с большевиками я жить не могу. (з.т.)

 

Следующая подгруппа заключает слова-экспрессивы, обозначающие какое-либо безлюдное место: дыра, захолустье, крысиная нора.

Пример:

 

Сами всюду пишут: "Свобода, равенство и братство", а меня хотят заставить работать в этой крысиной норе.(з.т.)

 

Экспрессивы седьмой подгруппы обозначают громкий шум: галдеж, гам, гомон.

Пример:

Рабочие и представители общественных организаций с гомономстали рассаживаться по вагонам. (12 ст).

 

В восьмую подгруппу относятся транспортные средства: автотелега, корыто, лоханка, молотилка, тележка.

Пример:

 

Зачем же вы поставили на своей молотилке рекламное клеймо "Эх, прокачу!? " (з.т.)

 

Слова девятой подгруппы обозначают жилое помещение: кубатура, халупа, хоромы, шалаш.

Пример:

…Отлично устроимся, – сказал Остап, – приличная кубатура для Москвы. (12 ст)

 

Также в тексте романов встречаются иноязычные слова: антре, воленс-неволенс, маман, мосье, рандеву, статус-кво - и фразеологизмы: валять дурака, дать дуба, задать стрекача, лед тронулся, пить горькую, протянуть ноги, разинуть рот, скалить зубы, спятить с ума, сыграть в ящик, трещать без умолку; их можно отнести к экспрессивным лексическим средствам. В иноязычных словах экспрессивность передается благодаря отступления от норм употребления слов в русском языке. Фразеологизмам же всегда свойствен экспрессивный оттенок.

Пример:

 

— Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (12 ст)

 

…Шура, голубчик, восстановите, пожалуйста, статус-кво. (3.т.)

 

Материал романов сделал возможным выделить различные лексикосемантические группы экспрессивов-имен (существительных и прилагательных). Эти экспрессивы связаны друг с другом по общему семантическому признаку.

 

Также можно выделить отдельно стилистически маркированную лексику в условиях употребления не своего контекста. Эту лексику можно выделить в отдельные группы: книжная лексика, традиционно-поэтическая лексика, устаревшая лексика.

 

Книжная лексика -это лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п., например: анахорест, врата, хулительный.

Пример:

 

У врат похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали.

 

Традиционно-поэтическая лексика – лексика, которая традиционно употребляется в поэзии: вежды, очи, выя, чело.

Пример:

 

Варвара повела очамии увидела Васисуалия.

Устаревшая лексика - слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивной лексике, например: вдовица, вертеп, залец, самоуправец, старец, чертог, чета.

Пример:

«Где он может быть? — думал Остап. — Это мне начинает не нравиться». И он решил не покидать туальденорового чертога до тех пор, пока не узнает все.

Здесь слово «чертог» употребляется в нетипичном для него окружении, что придает экспрессивность высказыванию.

 

Как мы видим выше, выделенные слова-экспрессивы несут на себе оттенок иронии, так как вступают в явное противоречие с языковыми нормами. Ярким примером экспрессивов является устаревшая лексика; эти слова выступают в несвойственном им контексте, придавая речи особую выразительность.

 

Приступая к описанию лексики, эспрессивное значение которой связано с помощью специальных формантов и относимой к морфолого-словообразовательным средствам, надо отметить следующее[дис].

При образовании нового слова, которое имеет экспрессивное значение, главную роль отводят морфолого-словообразовательным средствам – тем моделям и элементам, по которым создается экспрессивное слово. Многие лингвисты (Т.В.Матевеева, В.Н.Цоллер) считают, что наиболее частотными из них являются суффиксы субъективной оценки имен. Однако, это не совсем так: большинство производных экспрессивов образуется от нейтральных языковых единиц и являются примерами речевых средств реализации экспрессивности (воротник-воротничок). В исключительных случаях экспрессивы создаются на основе уже готовой экспрессивной единицы и относится к примерам языковых средств (обжора-обжорка). Лингвист В.Н.Цоллер считает, что морфологические экспрессивы делятся на узуальные и окказиональные.

М.Ф.Скорнякова выделяет следующий словообразовательные средства выражения экспрессивности:

1) уменьшительно-экпрессивные суффиксы (суффиксы объективной оценки). Используются независимо от категории лица.

2) суффиксы существительных общего рода;

3) использование суффиксов лица (-ун, -тель, -ан и т.п.)

 

С помощью определенной словообразовательной модели можно получить экспрессивность. Главенствующую роль при образовании слов-экспрессивов занимают суффиксы объективной оценки и увеличительные/уменьшительные суффиксы.

 

Лингвист С.С.Плямоватая обозначает три разряда существительных с экспрессивными суффиксами:

- уменьшительные (такое слово, которое непосредственно связано с отчетливым проявлением о количественных отношениях: величине, размере, качестве предмета, например: гвоздь-гвозд-ик, т.е. слово «гвоздик» можно заменить сочетанием «небольшой гвоздь»);

- ласкательные/уничижительные (такое слово выражает отношение говорящего к значению, заключенному в корне и не выражает представления о величине предмета или явления, например: годик, зятек);

- уменьшительно-ласкательные (такое слово, которой с одной стороны, вызывает у говорящего представление о размере предмета или явления, а с другой стороны, это представление о размере окрашено определенными чувствами – эмотивностью, например: кошечка, мордочка) [Плямоватая 1955: 11].

При этом Плямоватая не выделяет увеличительные суффиксы.

 

В русской грамматике 1980 г. Существительные с суффиксами субъективной оценки имеют следующие значения:

- уменьшительное;

- ласкательное;

- уменьшительно-ласкательное;

- уничижительно-пренебрежительное;

- увеличительное.

Опираясь на классификацию, представленную в грамматике 1980 г. (эта классификация считается традиционной) можно рассмотреть экспрессивы по разрядам (группам), указанным выше. Для удобства мы их разделили на группы и подгруппы (см. Приложение 2).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.