Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фонетические средства выражения экспрессивности



Глава 2

Средства выражения экспрессивности в романах И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»

План:

2.1. Особенности индивидуального стиля И.Ильфа и Е.Петрова

2.2. Фонетические средства выражения экспрессивности

2.3. Лексические средства выражения экспрессивности

2.3.1. Имена существительные и имена прилагательные

2.3.2. Глаголы и причастия

2.4. Синтаксические средства выражения экспрессивности

Выводы по 2 главе

Особенности индивидуального стиля И.Ильфа и Е.Петрова

Объект рассмотрения в этом разделе – индивидуальный стиль И.Ильфа и Е. Петрова. Проблема индивидуального стиля писателя связана с выделением той системы средств выражения, которая неизменно присутствует в произведениях этого автора, поскольку принципы построения словесных образов обнаруживают резкое различие в стилистических системах разных индивидуальных стилей.

Удачно найденное слово создает верный и точный образ. Поэтому прежде чем овладеть системой оригинальных и выразительных образов, необходимо полностью овладеть словарем родного языка, всеми его возможностями.

Важно отметить, что романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» являются сатирическими. Жанр сатиры известен еще со времен античности и представляет собой резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и т.п. Сатира Ильфа и Петрова опирается прежде всего на традиции отечественной литературы. В момент написания этих романов, а это 20-30 гг. 20 века, произведения этих авторов вызвали шквал эмоций у читателей: сатирические интонации романов не смогли остаться незамеченными, произведения обладали задорным, веселым, радостным звучанием.

Чтобы достичь эффекта комического, Ильф и Петров использовали в своих произведениях различные средства экспрессивности. Подробнее об этом будет представлено в следующих разделах.[курс.]

 

 

Фонетические средства выражения экспрессивности

 

В качестве примера фонетических средств экспрессивности в первую очередь можно привести звукосимволичные слова.Звукосимволизм бывает двух типов: первичный, основывающийся на синтетической связи звука и значения, и вторичный (контекстуальный), который включает звучание в окказиональную фоносемантическую структуру текста. [Любимова и др. 1996: 20].

 

По мнению некоторых исследователей, звукосимволизм это – «имитация акустического облика явлений природы/животного мира звуками человеческой речи и закрепление того или иного сочетания звуков в качестве языкового символа определенных явлений действительности» [Газов-Гинзберг 1965: 15].

С точки зрения В.В.Левицкого, звукосимволизм – такое отношение между звуковой оболочкой слова и его значением, когда связь между тем и другим непроизвольна. [Левицкий 1969: 123].

Лингвист Т.В.Матвеева считает, что звукосимволизм создает лексическую единицу необычной фонетики. Звукосимволичные слова осмысляются как необычные, экспрессивные на фоне всего экспрессивно нейтрального лексикона [Матвеева 1986: 45].

Оригинальность звучания может быть не только признаком звукового символизма, но и самостоятельным средством экспрессивности; причем эта оригинальность достигается по-разному. Она может выражаться звукоподражанием.Оно может быть передано как при помощи слов-ономатопов(звукоподражательных слов – существительных и глаголов, мотивированных междометиями и своим звучанием напоминающие те звуковые впечатления, которые сопровождают определенные действия, например: бу-бу – бубнить, фыр – фыркать, ух – ухать и т.д.), так и с помощью звукового повтора – имитатива,например: улюлюкать, хохотать, шушкаться. Эти слова можно отнести к примерам речевой экспрессивности.

Звукоподражательные слова копируют в основном различные способы произношения – балаболить, мямлить. Звукоподражательные лексемы часто принадлежат к стилистически сниженной лексики и рассматриваются как средства реализации экспрессивности и на основе игры стилистического регистра. Слова с утраченной внутренней формой создают эмоциональный эффект из-за экзотического звучания и повышают экспрессивность высказывания [Сандомирская 1991: 122].

 

Звукоподражание:

Треухов открыл рот и, запинаясь, заговорил:

- Товарищи! Международное положение нашего государства...

И дальше замямлил такие прописные истины, что толпа, слушавшая уже шестую международную речь, похолодела.(12 ст)

Желтое японское солнце светило в упор, затрачивая всю свою силу на освещение такой мелочишки, как граненая пробочка от пузырька с одеколоном «Турандот». Клеенчатый диван был пуст. Варвара повела очами и увидела Васисуалия. Он стоял у открытой дверцы буфета, спиной к кровати, и громко чавкал.(з.т.)

Звуковой повтор:

Отец Федор не стал медлить. Повинуясь благодетельному инстинкту, он схватил концессионную колбасу и хлеб и побежал прочь.

— Бейте его, товарищ Бендер! — кричал с земли отдышавшийся Ипполит Матвеевич.

— Лови его! Держи! Остап засвистал и заулюлюкал.(12 ст).

 

Другим фонетическим средством реализации экспрессивности является фонетическая необычность слова,которые являются окказионализмами, например:болбочить, гукаться, колдобиться, рассупониться и т.д.Такие слова относят к примерам языковой экспрессивности.

 

Фонетическая необычность слова:

 

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

— Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

— Я — человек маленький. Скажут: «гигнулсяБезенчук». А больше ничего не скажут. (12 ст)

На фонетическом уровне средствами выражения экспрессивности также являются изменение длительности звукови звуковая деформация слов. Здесь определенную роль при выражении экспрессивности играет интонация.

Изменение длительности звуков:

— Эпполе-эт, — прогремела она [Клавдия Ивановна], — сегодня я видела дурной сон. (12 ст)

 

Лиза решительно встала из-за стола:

— Я пойду. А вы оставайтесь. Я сама дойду.

— Нет, зачем же? Как дворянин, не могу допустить! Сеньор! Счет! Ха-мы!..(з.т.)

Звуковая деформация слова:

 

-… Живем мы, знаете, как на вулкане… все может произойти… Кинутся тогда люди искать свои мебеля, а где они, мебеля? Вот они где! Здесь они! В шкафу.(12 ст)

Сторож был очень стар, румян и, как видно, добр.

- Ходют и ходют, - общительно говорил старик, которому надоело ночное одиночество, - и вы тоже, товарищ, интересуетесь.(12 ст)

— Что? Общее собрание будет? — спросил Васисуалий Андреевич тоненьким голосом.

— Будет, будет, — сказал Никита Пряхин, приближаясь к Лоханкину. — Все тебе будет. Кофе тебе будет, какава.(з.т.)

Как мы видим, в исследуемом материале присутствуют все основные виды фонетических экспрессивов, хотя их употребление носит единичный характер.

 

Таким образом, пространство двух романов практически подтвердило относительную непродуктивность использования фонетических средств выражения экспрессивности. Чаще всего они употребляются в создании образа персонажа и в прямой речи.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.