Цель № 1 «Повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития»
Выбор данной цели обусловлен необходимостью преобразования уголовно-исполнительной системы в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» одной из основных задач ФСИН России является создание подследственным и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Решение данной цели обусловлено требованиями Парламентской ассамблеи Совета Европы (далее – ПАСЕ), предъявленными России при вступлении в Совет Европы. В течение ряда лет ПАСЕ осуществляет мониторинг выполнения Российской Федерацией обязательств, принятых ею в 1996 году при вступлении в данную организацию.
Одними из основных факторов, определяющих реформирование уголовно-исполнительной системы, выступают международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. В указанных документах содержатся основные права человека и международные стандарты обращения с различными категориями осужденных, а в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Предписания международных договоров уже сегодня являются частью российской правовой системы и требуют неизменного продолжения курса на оптимальную гуманизацию исполнения наказаний.
В среднесрочной перспективе реализация данной цели связана с реализацией комплекса мероприятий по пяти направлениям деятельности, требующим бюджетного финансирования.
В целях реализации первого этапа (2010-2012 годы) Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, планируется подготовка проектов федеральных законов, направленных на гуманизацию назначения и исполнения уголовных наказаний, изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы:
«О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
№ 73983-5 «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации», предусматривает установление повышающих коэффициентов при зачете времени содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок лишения свободы;
№ 373723-5 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающий расширение перечня лиц, имеющих право без специального разрешения посещать места содержания под стражей для осуществления контроля;
№ 385603-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части первоочередного предоставления мест в общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях детям сотрудников органов внутренних дел, УИС и Государственной противопожарной службы;
№ 388893-5 «О внесении изменения в статью 185 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривается приравнять доверенности лиц, содержащихся под стражей, удостоверенные начальником соответствующего места содержания под стражей, к нотариально удостоверенным доверенностям;
№ 241727-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста». Направлен на исключение из законодательных актов Российской Федерации положений о наказании в виде ареста;
№ 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
№ 597884-5 «О внесении изменения в статьи 76 и 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» предусматривает отнесение организации осужденными групповых отказов от приема пищи либо актов членовредительства, а равно активное участие в них к злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания;
№ 571703-5 «О внесении изменений в статью 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», направленный на совершенствование института условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания.
В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:
совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;
поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;
дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;
дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);
закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей;
оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.
Основное мероприятие 3.1 «Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения»
В 2010-2011 годах особое внимание уделялось поддержанию в исправном техническом состоянии зданий и сооружений УИС, улучшению условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных, созданию дополнительных мест в СИЗО и ИК, а также концентрации средств на вводных объектах.
В соответствии с утвержденными Программами на проведение ремонта объектов предназначенных для содержания спецконтингента направлено 1857,7 млн. рублей, в том числе более 680 млн. рублей на ремонт следственных изоляторов и тюрем, 245,2 млн. рублей - на ремонт воспитательных колоний, 728,8 млн. рублей - исправительных колоний, объектов охраны - 120,7 млн. рублей.
На ремонт зданий административно-технического персонала - 651,0 млн. рублей, высших учебных заведений - 105,4 млн. рублей, санаториев - 47,4 млн. рублей.
Проведен ремонт 2 690 объектов, в том числе 400 зданий общежитий ИУ и режимных корпусов в СИЗО, 90 зданий ПКТ и ШИЗО, более 170 столовых, около 80 банно-прачечных комплексов, более 10 продовольственных и вещевых складов, 90 овощехранилищ, около 83 км водопроводных и канализационных сетей.
За счет перепрофилирования помещений различного назначения дополнительно создано более 600 мест в ИУ и СИЗО, в том числе завершены комплексные ремонты 2 СИЗО и 1 тюрьмы.
В 2010-2011 годах собственными подрядными организациями уголовно-исполнительной системы выполнены ремонтно-строительные работы в объеме 35% от общего лимита финансирования по строительству и ремонту объектов УИС, введено 8 объектов строительства, отремонтировано более 12 900 объектов УИС.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года:
проводится работа по внесению изменений в нормы проектирования пенитенциарных учреждений;
завершена разработка пилотных проектных решений по перепрофилированию исправительной колонии в тюрьму на 1 000 человек и в колонию-поселение с усиленным наблюдением на 400 человек, по созданию исправительных центров на 100 и 200 человек.
организована работа по внедрению пилотных проектов по перепрофилированию исправительных учреждений в другие виды режима.
В целях совершенствования механизма предоставления медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей и планом основных мероприятий по подготовке и реализации эксперимента по созданию медико-санитарных частей на базе медицинских подразделений учреждений УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и УФСИН России по Тверской области завершен ремонт 11 медицинских частей.