Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основное мероприятие 3.2 Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала



Особенности управления органами и учреждениями ФСИН России состоят в:

- сочетании ряда функций социального характера (реализация требований уголовно-исполнительного законодательства, Гражданского кодекса и Трудового кодекса Российской Федерации в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также требований
в отношении персонала подразделений УИС) с финансово-хозяйственными функциями по организации деятельности и в обеспечении стабильного функционирования подразделений;

- значительном количестве функций, выполняемых учреждениями
и органами УИС (безопасность, охрана, оперативная работа, социальная, психологическая и воспитательная работа, трудозанятость, медицинское обеспечение, тыловое обеспечение и т. п.);

- наличии большого количества объектов управления в составе УИС (около 4 тысяч единиц);

- удаленности административных зданий территориальных органов
и учреждений УИС от объектов взаимоувязанной сети связи Российской Федерации;

- необходимости информационного и телекоммуникационного обеспечения населения, проживающего компактно в местах дислокации учреждений УИС, удаленных от административных центров;

- весьма крупных объемах производства промышленной продукции, выполнении работ и оказании услуг подразделениями УИС;

- сосредоточении в учреждениях УИС значительных ресурсов федерального имущества, которые необходимо эффективно использовать
в интересах наиболее полного и качественного исполнения задач и функций, возложенных на УИС.

В целях реализации полномочий, предоставленных директору ФСИН России Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2010 г. № 552
«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», осуществляется подготовка нормативных актов
по утверждению типовых структур аппаратов территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных территориальным органам ФСИН России, и методики расчета их штатной численности.

Проект типовой структуры предусматривает возможность создания
в уголовно-исполнительной системе трех видов территориальных органов ФСИН России: главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту Российской Федерации (ГУФСИН России), управление Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту Российской Федерации (УФСИН России) и отдел Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту Российской Федерации (ОФСИН России). Реализация данного проекта нормативного акта позволит оптимизировать численность аппаратов территориальных органов ФСИН России, при этом высвободившееся численность будет направлена для обеспечения ввода
в эксплуатацию вновь открываемых исправительных учреждений (общежитий для размещения осужденных) и следственных изоляторов.

Также указанным проектом предусматривается возможность создания в подчинении территориального органа ФСИН России не более 9 видов подчиненных подразделений в статусе самостоятельного юридического лица, обеспечивающих деятельность аппарата территориального органа ФСИН России, исправительных учреждений и следственных изоляторов.
В настоящее время в ряде территориальных органов ФСИН России количество указанных видов подразделений достигает шестнадцати. Реализацию данного проекта предполагается осуществить в первом квартале 2012 года.

В рамках реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в части создания новых видов учреждений, осуществляющих исполнения наказаний в виде лишения свободы, с учетом предполагаемого внедрения в них инновационных технологий, включающих переход на прогрессивные методы осуществления охраны, внедрения интегрированных систем безопасности предполагается разработка нормативного акта, утверждающего типовую структуру исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также методику расчета их штатной численности. Разработку и утверждение указанного нормативного акта планируется завершить к концу 2012 года.

В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации
от 5 июля 2010 г. № Пр–1946 Федеральной службой исполнения наказаний подготовлены и направлены в Министерство финансов Российской Федерации предложения по реформированию денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы. Указанными предложениями предусматривается сокращение к 2014 году численности начальствующего состава уголовно-исполнительной системы на 15%
(39 755 ед.) путем замены отдельных должностей начальствующего состава должностями федеральной государственной гражданской службы.

Также в рамках реализации данного поручения Президента Российской Федерации подготовлен и реализован приказ Минюста России
от 19 сентября 2011 г. № 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе
и соответствующих этим должностям специальных званий».

Указанный приказ предусматривает сокращение количества должностей среднего и старшего начальствующего состава УИС.

Специфические особенности управленческой деятельности в УИС предопределяют необходимость приоритетного использования интенсивных путей ее совершенствования за счет широкого и планомерного внедрения новых информационных технологий, современных средств компьютеризации и коммуникации.

Несмотря на улучшение в последние годы финансирования деятельности уголовно-исполнительной системы, работа по внедрению автоматизации в деятельности подразделений УИС все еще сдерживается
из-за нехватки средств. В 2005-2011 годах с целью автоматизации персональных учетов подследственных и осужденных полностью оснащены комплектами компьютерной техники, сетевым оборудованием и программным обеспечением 226 СИЗО, 501 ИК из 573 ИК (ВК) и 1022 уголовно- исполнительных инспекций из 2442. В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета бухгалтерским службам ФСИН России необходима 100% обеспеченность компьютерной техникой, фактически
на 11,4 тыс. сотрудников бухгалтерских служб приходится 7,3 тыс. компьютеров.

Существующее положение сети связи ФСИН России характеризуется
в целом недостаточной и неравномерной оснащенностью управлений, подразделений и учреждений средствами и системами связи, наличием
в эксплуатации существенной доли устаревшего морально и физически телекоммуникационного оборудования, широким использованием ресурсов сети общего пользования, арендуемых каналов и трактов, что не позволяет
на сегодняшний день обеспечить современные и перспективные требования по составу, уровню и качеству предоставляемых услуг.

Этим обуславливается необходимость создания и развития сети связи на основе современных инфокоммуникационных технологий с учетом существующих требований по информационной безопасности.

Без использования программно-целевого метода при решении вышеуказанных задач в условиях роста численности спецконтингента невозможно обеспечить их решение в полном объеме, что в свою очередь
не позволит повысить управляемость уголовно-исполнительной системой
и скажется на выполнении основной задачи УИС по исполнению наказаний
с соблюдением всех требований законодательства.

Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала предполагают:

совершенствование ведомственного контроля, создание
и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

регулярное проведение мониторинга состава осужденных и персонала в целях получения объективных данных для принятия решений
о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы;

интеграцию автоматизированных систем уголовно-исполнительной системы с автоматизированными системами судебных
и правоохранительных органов;

внедрение электронного делопроизводства, включая оснащение всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы автоматизированными рабочими местами, формирование и ведение регистра унифицированной системы электронных документов, перевод в цифровой формат 100 процентов документов информационных фондов и архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к 2020 году;

совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования
и развития системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации;

создание резервного центра управления сетевыми ресурсами, позволяющего повысить надежность работы информационно-телекоммуникационной сети, хранения и защиты информации;

обеспечение пользователям информационными ресурсами уголовно-исполнительной системы возможности доступа к сети связи общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти на основе межведомственных регламентов
и соглашений;

интегрирование средств связи и передачи данных
в телекоммуникационную инфраструктуру органов исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов с учетом проблем труднодоступных районов России;

предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видеоконференцсвязи, электронной почты и др.;

дальнейшее развитие сети специальной связи в целях обеспечения информационной безопасности уголовно-исполнительной системы, участие
в создании и развитии межведомственных сетей передачи шифрованной информации органов государственной власти, организация на их основе межведомственного электронного документооборота, комплексов информационного взаимодействия;

активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, повышение требований к контролю качества образования;

проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе лабораторий, научных центров и других подразделений, сформированных
по предусмотренным Концепцией направлениям развития уголовно-исполнительной системы.

Основное мероприятие 3.3 «Повышение социального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, престижа службы
в исправительных учреждениях»

Направленность и содержание кадровой работы в УИС обусловлены следующими факторами:

изменением качественных характеристик кандидатов на службу
в учреждения и органы ФСИН России;

жесткими ресурсными, в том числе и финансовыми, ограничениями проводимого реформирования учреждений и органов ФСИН России;

сложной криминогенной обстановкой и изменением качественных
и количественных характеристик преступности;

невысоким престижем службы в учреждениях и органах УИС;

недостаточным уровнем материального обеспечения и социальной защищенности сотрудников учреждений и органов ФСИН России, а также лиц, уволенных со службы, членов их семей и лиц гражданского персонала ФСИН России;

необходимостью повышения профессионального уровня личного состава учреждений и органов ФСИН России;

процессом формирования новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений и органов УИС.

Указанные факторы оказали негативное влияние на кадровое обеспечение органов и учреждений УИС, привели к ухудшению в ряде регионов положения дел с комплектованием кадров, к оттоку кадров из УИС, ослаблению их профессионального ядра.

По состоянию на 1 января 2011 года штатная численность персонала УИС (без учета переменного состава образовательных учреждений) составила 346 341 ед. (аналогичный период прошлого года – 356 895), из них рядового и начальствующего состава -257 089 ед. (аналогичный период прошлого года – 266 489), гражданского персонала – 89 252 ед. (аналогичный период прошлого года – 90 406).

На службу в УИС за истекший период принято 23 603 сотрудника (аналогичный период прошлого года -27 295), уволено 26 878 (аналогичный период прошлого года – 20 121). По отрицательным мотивам уволено 272 сотрудника (аналогичный период прошлого года - 264).

Количество вакантных должностей всего персонала УИС (без учета переменного состава образовательных учреждений) составило 10995 ед.
или 3,17% от штатной численности (аналогичный период прошлого года – 10 108 или 2,89%).

Показатель деятельности ФСИН России «количество вакантных должностей персонала - 5,4%» на 2010 год выполнен.

Численность рядового и младшего начсостава в УИС продолжает снижается и движется в направлении противоположном росту преступности. Поэтому одной из насущных проблем укрепления кадрового ресурса учреждений, исполняющих наказания, является оптимизация штатной численности ведущих служб УИС с учетом состояния, динамики и прогноза численности осужденных, увеличения объема работы, обусловленного состоянием криминологической ситуации, а также ввода в действие новых или реконструкции действующих учреждений УИС.

Недостаточная численность персонала осложняет выполнение задач
с надлежащим качеством, увеличивает нагрузку на сотрудников, что способствует оттоку кадров из УИС.

В течение 2010 года проводилась значительная организационная
и практическая работа по замещению должностей начальников территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России,
в том числе и в связи с достижением ими установленного предельного возраста.

Всего на указанные должности было назначено 35 руководителей,
в том числе указами Президента Российской Федерации назначены
15 начальников территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России (Республики Мордовия, Татарстан и Коми, Алтайский
и Краснодарский края, Воронежский, Кузбасский и Пермский институты ФСИН России, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская и Свердловская области, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область), приказами Минюста России - 4 (Камчатский край, Ивановская
и Тюменская области, г. Москва), приказами ФСИН России - 16 (Республики Адыгея (Адыгея) и Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский край, Вологодская, Воронежская, Мурманская, Московская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Сахалинская, Томская, Тульская
и Ярославская области, Еврейская автономная область).

Из состава федерального кадрового резерва ФСИН России назначено на руководящие должности 12 сотрудников.

Продолжалась работа по комплектованию должностей заместителей начальников территориальных органов и образовательных учреждений,
в результате чего прошли согласование и приказами ФСИН России были назначены 65 заместителей начальников территориальных органов
и образовательных учреждений ФСИН России, а также 17 начальников оперативных управлений.

В 2010 году уволено 25 начальников и 59 заместителей начальников территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России.

В течение 2010 года срок службы сверх установленного предельного возраста продлен 22 руководителям территориальных органов УИС, в том числе правами Президента Российской Федерации 13 руководителям, правами директора ФСИН России 9 начальникам и 62 заместителям начальников территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России.

В целях изучения передового опыта работы в ГУФСИН России
по Красноярскому краю командировано 13 вновь назначенных начальников территориальных органов ФСИН России.

На Высших академических курсах Академии ФСИН России обеспечено обучение по программе профессиональной переподготовки
14 сотрудников, состоящих в резерве на должности начальников территориальных органов УИС, в том числе 2 сотрудников из состава федерального кадрового резерва ФСИН России.

На Центральной аттестационной комиссии ФСИН России рассмотрено 28 материалов по вопросу приема на службу, из которых по 23 принято положительное решение, проведена аттестация 78 руководителей, в том числе 20 начальников территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России и 58 их заместителей. Из них: плановая аттестация - 38 руководителей; в связи с выдвижением на вышестоящую должность - 18; ввиду продления срока службы - 12; продление контракта - 3; внеочередная аттестация - 7.

По результатам аттестации: 4 руководителя (начальники - Мурманская область, ХМАО-Югра и 2 заместителя начальника территориального органа - Москва и Омск) признаны не соответствующими замещаемой должности;
в отношении 5 руководителей (2 начальника Ингушетия, ВЮИ ФСИН России и 3 заместителя начальника территориального органа) принято решение о проведении повторной аттестации после устранения недостатков
в их служебной деятельности.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими
на замещение должностей федеральной государственной службы,
и федеральными государственными служащими сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера»
и от 18 мая 2009 г. № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»
на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний размещены сведения на лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации.

В отчетном периоде осуществлялась работа по своевременной подготовке проектов указов Президента Российской Федерации
о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава, приказов Министерства юстиции Российской Федерации и ФСИН России
о присвоении специальных званий среднего и старшего начальствующего состава и зачислении в кадры уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации
(от 19 февраля 2010 г. № 220, от 10 июня 2010 г. № 698, от 12 декабря 2010 г. № 1536) руководителям уголовно-исполнительной системы присвоены специальные звания высшего начальствующего состава.

В прошедшем году рассмотрено 13 268 представлений к присвоению специальных званий и зачислению в кадры уголовно-исполнительной системы, из которых реализовано 11 788 представлений.

Объем и сложность стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач, в том числе по ее реформированию, требуют улучшения качества подготовки сотрудников, привлечения на службу квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний и навыков правовой культуры и морально-нравственных качеств.

Проведена большая работа по закреплению специализации
в ведомственных образовательных учреждениях, с учетом характера соответствующей службы УИС, определены новые подходы к организации
и проведению практик курсантов, созданы учебные рабочие места, подготовлен ряд эффективных решений по совершенствованию подготовки кадрового резерва УИС, продолжается переработка и разработка новой нормативной базы с учетом реформирования УИС, которая направлена
на укрепление практической составляющей учебно-воспитательного процесса.

Переход образовательных учреждений ФСИН России
на двухуровневое образование в соответствии с положениями Болонской декларации предполагает проведение комплекса мероприятий по повышению качества образовательного процесса и обеспечению конкурентоспособности вузов.

В текущем году планируется введение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, которыми устанавливаются более высокие требования
к современной учебной и материально-технической базе, библиотечному фонду, кадровому обеспечению, лабораторному и мультимедийному оборудованию, учебным полигонам, для создания которых необходимо дополнительное финансирование из средств федерального бюджета.

С учетом изменения государственной политики в сфере образования, направленной на ужесточение требований к организации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, работа
по оптимизации численности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования,
а так же их филиалов проведена МВД России и Минобороны России,
в результате которой были ликвидированы неперспективные образовательные учреждения и филиалы.

В этой связи ФСИН России принято решение о преобразовании Ивановского, Казанского, Краснодарского, Липецкого, Дальневосточного филиалов в межрегиональные учебные центры в период до 2014 года.

Реорганизация филиалов не повлечет за собой сокращения количества обучаемых для территориальных органов ФСИН России, позволит оптимизировать штатную численность ведомственных вузов, более рационально использовать средства федерального бюджета.

Важная роль в системе профессиональной подготовки кадров отводится образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования. Указанными образовательными учреждениями ежегодно осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации более 39 тысяч сотрудников уголовно-исполнительной системы. В том числе профессиональная подготовка - более 21 тыс. чел., повышение квалификации
по 175 должностным категориям (18 тыс. чел.) и профессиональная переподготовка по 4 должностным категориям (100 чел.).

В связи с реформированием УИС прогнозируется увеличение потребности в переподготовке и повышению квалификации сотрудников ФСИН России. В настоящее время она составляет: в повышении квалификации около 34 тыс. чел., в профессиональной переподготовке -
1,5 тыс. чел. ежегодно и удовлетворяется на 42% и 10% соответственно.

Основную нагрузку по реализации программ дополнительного профессионального образования осуществляет Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, на базе которого проходит профессиональную подготовку более 500 человек,
а повышение квалификации более 1 300 человек в год. Финансовые затраты на командировочные расходы в связи с географическим расположением института не позволяют в полном объеме удовлетворить потребность ФСИН России в переподготовке и повышению квалификации сотрудников УИС. Количественные показатели реализации данных программ на базе образовательных учреждений высшего профессионального ФСИН России являются незначительными.

Анализ сложившейся ситуации предполагает, что наиболее перспективным направлением развития дополнительного профессионального образования будет преобразование Кировского филиала Академии права
и управления ФСИН России и Томского филиала Кузбасского института ФСИН России в самостоятельные институты повышения квалификации работников ФСИН России, которые имеют соответствующую необходимую учебно-материальную базу, кадровое обеспечение и опыт работы
в организации учебно-воспитательного процесса по программам повышения квалификации и переподготовки. Решение данной проблемы позволит обеспечить переподготовку и повышение квалификации сотрудников УИС
в Приволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском и частично
в Дальневосточном федеральных округах, а также уменьшит нагрузку
на Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России. Выделение дополнительной штатной численности и финансовых средств для организации образовательной деятельности вновь созданным институтам повышения квалификации работников ФСИН России не потребуется.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы состоит – 21 213 семей работников и пенсионеров УИС, из них семей сотрудников - 10 916, гражданского персонала - 4 355, пенсионеров - 5 942. Из состоящих
на жилищном учете по месту службы не имеет жилья для постоянного проживания - 8 708 семей.

Состоят на учете свыше 10 лет 30% сотрудников. Как показывает практика, сотрудник, вставший на улучшение жилищных условий сегодня, может рассчитывать на получение жилого помещения лишь через
20 лет службы. Уровень денежного содержания сотрудников не позволяет
им воспользоваться системой ипотечного кредитования. После вступления
в силу с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса Российской Федерации прекращена постановка на учет по месту работы сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередность сохранена лишь за теми, кто состоял на учёте
до 1 марта 2005 г.

В 2010 году введено в эксплуатацию 3 жилых дома общей площадью
5 730,65 кв. метров (76 квартир) и приобретено 10 квартир общей площадью 736,3 кв. метра.

В результате проведенной работы в федеральных органах исполнительной власти, увеличены объемы финансирования на жилищное строительство в 2011 - 2013 годах на 1 043 млн. рублей, что позволит дополнительно ввести в эксплуатацию более 30 тыс. кв. метров общей жилой площади и обеспечить жильем более 550 сотрудников.

В 2010 году в соответствии с Графиком выпуска и распределения
в 2010 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 101-р, ФСИН России были выделены бюджетные средства в размере 2 627,5 млн. рублей, что позволило выдать 1 486 государственных жилищных сертификатов. При этом потребность
в сертификатах в 2010 году составила 21 833,36 млн. рублей (11 650 сертификатов).

В 2011 году для реализации подпрограммы ФСИН России планируется выделить 485,0 млн. рублей (309 сертификатов), при потребности 16 682,5 млн. рублей (10 580 сертификатов).

В 2012 году планируется выделить 970,0 млн. рублей, 2013 году -
2 268,0 млн. рублей. Принимая во внимание, что распределение между федеральными органами исполнительной власти бюджетных средств осуществляется пропорционально ежегодно представляемой ими заявке, сумма бюджетных средств, которые планируется выделить ФСИН России
на реализацию подпрограммы, может изменяться.

В 2010 году в соответствии с бюджетной росписью ФСИН России
на 2010 год по предметной статье 262 целевой статье 505 виду расходов 472 «Пособия по социальной помощи населению» были выделены денежные средства в размере 110,7 млн. рублей, предназначенные для оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья сотрудникам УИС. При этом потребность в бюджетных средствах составляла 412,1 млн. рублей.

В 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов на оказание безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья предусмотрено ежегодное выделение бюджетных средств в размере 102,0 млн. рублей.

При этом потребность в бюджетных средствах составляет в 2012 году - 225,1 млн. рублей, в 2013 году - 210,3 млн. рублей.

В 2010 году ФСИН России для выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы компенсации за наем (поднаем) жилого помещения были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 116,107 млн. рублей. Указанные средства согласно представленным учреждениями
и органами уголовно-исполнительной системы заявкам были распределены
и направлены в регионы для освоения.

В 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов для выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы компенсации за наем (поднаем) жилого помещения предусмотрено ежегодное выделение бюджетных средств в размере 89,1 млн. рублей.

При этом ежегодная потребность в бюджетных средствах составляет 188,3 млн. рублей.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 277-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации права
по осуществлению дополнительного финансирования учреждений уголовно-исполнительной системы и устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для персонала уголовно-исполнительной системы.

При проведении по поручению Президента Российской Федерации мероприятий по подготовке реформирования системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов ФСИН России проведены расчеты дополнительной потребности
в бюджетных ассигнованиях на реформирование системы денежного довольствия сотрудников УИС, которые направлены в Минфин России. Также в Минфин России направлены предложения по внесению изменений
в проект Федерального закона «О денежном довольствии и отдельных социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов государственной власти».

В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:

определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте
с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

выработка требований к служебному поведению работников уголовно-исполнительной системы, создание правовых и организационных условий для их соблюдения;

разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных
на предупреждение коррупции;

проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;

подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;

повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;

реализация политики сокращения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы за счет использования в работе инновационных технологий;

обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы;

широкое применение практики материального и морального стимулирования работников уголовно-исполнительной системы, дальнейшее развитие системы мер поощрения;

повышение качества службы и условий труда работников уголовно-исполнительной системы, соответствующих характеру работы и уровню условий труда работников пенитенциарных учреждений развитых европейских государств;

разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения
их профессиональной компетенции;

разработка и осуществление мер, направленных на предупреждение
и пресечение коррупции работниками уголовно-исполнительной системы;

ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной системы;

разработка и осуществление комплекса мер, направленных
на внедрение конкурсной системы замещения должностей правоохранительной службы, включая проведение конкурсных испытаний;

подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии
и пенитенциарной медицины;

подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками
и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;

совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность;

реализация в рамках ведомственного плана комплекса мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в уголовно-исполнительной системе, определение в качестве приоритета в работе
по предупреждению нарушений противодействия злоупотреблениям в сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной системы, незаконному содействию условно-досрочному освобождению и коррупционному содействию незаконному доступу в места лишения свободы предметов как разрешенных, так и запрещенных к использованию.

Основное мероприятие 3.4 «Развитие международного сотрудничества
с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями»

В 2010-2011 годах заключены соглашения и налажен обмен опытом
и наилучшими практиками в сфере исполнения уголовных наказаний для обеспечения прав и законных интересов граждан, использования новейших технологий в пенитенциарной системе для совершенствования механизмов доступа граждан к правосудию.

Расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза, государств - участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья предполагает:

развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей, совместную подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы, проведение научных исследований на основе реализации международных проектов;

участие в работе международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики, внедрение в деятельность уголовно-исполнительной системы международных стандартов обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

прохождение совместных стажировок, обучение персонала уголовно-исполнительной системы формам и методам работы с осужденными
и лицами, содержащимися под стражей.

 

Цель № 2 «Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам»

Люди, которые действительно хотят возвратиться в общество, должны иметь возможность и должны быть простимулированы в своем желании искупить вину перед обществом и государством.

В 2010-2011 годах ФСИН России экспериментальным путем опробовались новые формы работы с осужденными, ориентированные
на выработку у лиц, помещенных в исправительные учреждения системы стимулов законопослушному поведению, активной социальной адаптации, основанных на выполнении осужденными определенных критериев поведения.

Целью внедрения новых форм является выработка устойчивого алгоритма, выполнение которого гарантировало бы осужденному возможность смягчения меры уголовной ответственности, замены ее более мягким видом наказания, вплоть до условно-досрочного освобождения.

Первые шаги, сделанные в рамках реализации системы «социальных лифтов», показали, что более 70% осужденных в местах лишения свободы пока не имеют стимулов для изменения линии поведения, являются социально пассивными, а воспитательное воздействие наказания при этом существенно снижается.

В 2010 году через систему аттестования «социальных лифтов» прошли 79 825 осужденных. Апробирование показало, что наличие четких критериев оценки, побудило 76 % аттестуемых встать на путь исправления.

Таким образом, положительный эффект реализации института «социальных лифтов» очевиден, и в 2011 году этот эксперимент распространен на все учреждения уголовно-исполнительной системы.

В течение 6 месяцев 2011 года комиссиями рассмотрено поведение более 200 тысяч осужденных.

В результате применения системы «социальных лифтов» за этот период: 23 814 осужденных переведены в облегченные условия содержания, 5 380 осужденных переведены из исправительных колоний в колонию-поселение, 36 осужденных переведены из тюрьмы в исправительную колонию, 443 осужденных переведены из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима.

Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким наказанием в отношении 3 540 осужденных, 22 316 осужденных досрочно освобождены из мест лишения свободы.

Повышению эффективности работы по подготовке осужденных
к жизни на свободе способствует создание общественных советов
по проблемам деятельности УИС при Федеральной службе исполнения наказаний и во всех территориальных органах.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в каждом субъекте Российской Федерации созданы на постоянной основе общественные наблюдательные комиссии, члены которых наделены полномочиями
без специального разрешения посещать места принудительного содержания и беседовать с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися
под стражей, по вопросам обеспечения их прав.

Расширяется конструктивное взаимодействие с общественными объединениями. В настоящее время учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают реальное содействие в работе
и в исправлении осужденных свыше 350 общественных формирований.

Приняты дополнительные меры по обеспечению беспрепятственного обращения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в органы государственной власти, правозащитные организации. В результате увеличилось число зарегистрированных обращений в различные инстанции. Этот процесс закономерен и свидетельствует не о росте напряженности,
а является результатом работы по устранению препятствий при отправке заявлений.

Направления деятельности ФСИН России, требующие бюджетного финансирования:

Основное мероприятие 3.5 «Обеспечение социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными»

В течение последних лет укрепляются и развиваются психологическая и социальная службы уголовно-исполнительной системы.

В 2001 году с осужденными работали 1,8 тыс. психологов и 1,1 тыс. социальных работников. Сегодня непосредственную работу с осужденными
в местах лишения свободы осуществляют 2,5 тыс. психологов, более одной тысячи социальных работников и 6,6 тыс. начальников отрядов.

В течение последних четырех лет количество пенитенциарных психологов увеличилось на 15%, они работают не только в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, но и в отделах специального назначения, охраны, конвоирования, уголовно-исполнительных инспекциях, созданы 12 межрегиональных психологических лабораторий, отделы психологического обеспечения в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.

Используя апробированные на практике надежные психодиагностические методики и современные психокоррекционные программы, психологи оказывают профессиональную помощь спецконтингенту и персоналу, обеспечивают работу по разрешению конфликтов, предотвращению нарушений порядка отбывания наказания.

Психологическая помощь осужденным осуществляется
на добровольной основе. Психологическое обследование ежегодно проходят 94% осужденных и до 80% подозреваемых и обвиняемых. Ежегодно
с участием психологов разрешается более 7 тысяч конфликтов. Благодаря целенаправленной психопрофилактической работе с личным составом количество суицидов за прошедшие три года сократилось на 9%.

Для повышения эффективности работы уголовно-исполнительной системы требуется доведение численности психологов и социальных работников в местах лишения свободы до 5 тыс. сотрудников в каждой
из вышеуказанной служб.

В сфере социальной, психологической, воспитательной
и образовательной работы с осужденными предполагается:

создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим;

предоставление возможности в зависимости от поведения
и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также
по решению суда - изменения вида исправительных учреждений;

разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения (запрет на занятия спортом и на участие в культурных мероприятиях, запрет на пользование телевизором и прессой, литературой развлекательного характера и т.п.) и новых мер поощрения, применяемых
к осужденным, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся
в следственных изоляторах;

усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию;

развитие социальной, психологической и воспитательной работы
с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;

оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы
с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;

поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической
и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики;

совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных, планирование, организация и проведение
в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых
в обществе правил поведения;

использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов;

расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность
и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов;

повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы, разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы;

разработка новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них самих осужденных, совершенствование правового регулирования их деятельности;

закрепление в законодательстве Российской Федерации социальной
и психологической работы в качестве средств исправления осужденных, определение основных форм социальной работы с осужденными, разработка норматива штатной численности социальных работников, приведение
их численности в исправительных учреждениях в соответствие
с требованиями практики и научно обоснованными нормативами;

внедрение современных технологий социальной помощи, защиты
и поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания;

дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка
и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных;

повышение роли высших образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов уголовно-исполнительной системы
в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий психологической работы с осужденными, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы;

совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие;

разработка для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и другие), базовых (обязательных) программ психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество;

разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Основное мероприятие 3.6. «Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы»

Курс на гуманизацию уголовного законодательства приводит к более широкому применению наказаний, альтернативных лишению свободы.

В отчетном периоде учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества ФСИН России, работали над решением задач по повышению эффективности исполнения наказаний, оптимизации структуры управления, модернизации системы учета и контроля за осужденными, укреплению законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, организации исполнения наказания
в виде ограничения свободы, укреплению взаимодействия с органами внутренних дел с целью усиления профилактической работы с осужденными без лишения свободы, созданию условий для функционирования уголовно-исполнительных инспекций, укреплению их материально-технической базы.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, предусматривает дальнейшее развитие законодательства в области исполнения наказаний,
не связанных с изоляцией осужденных от общества, оптимизацию структуры уголовно-исполнительных инспекций, повышение эффективности контроля за поведением осужденных с целью предотвращения противоправных деяний с их стороны.

Планируется расширение функций УИИ. Подготовлены законопроекты, предусматривающие возложение на УИИ задач по контролю за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, осужденных, признанными больными наркоманией, в отношении которых суд принял решение об отсрочке отбывания наказания
и исполнению меры пресечения в виде домашнего ареста, увеличения
до 480 количества часов по обязательным работам. В связи с этим прогнозируется рост численности осужденных, состоящих на учетах УИИ,
на 400 тысяч человек, что потребует мобилизации имеющихся сил и средств, оптимизации деятельности и активной модернизации УИИ.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ
с 10 января 2010 года введено в действие наказание в виде ограничения свободы.

При этом в статье 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.

В целях реализации вышеуказанных положений закона в марте
2010 года изданы два постановления Правительства Российской Федерации:

от 28 марта 2010 г. № 190 «О внесении изменений в Положение
об уголовно-исполнительных инспекциях»;

от 31 марта 2010 г. № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора
за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы».

В настоящее время проводятся мероприятия по созданию системы электронного мониторинга поднадзорных лиц ФСИН России, развертывание которой позволит повысить эффективность контроля за поведением осужденных.

До конца 2011 года будут обеспечено функционирование системы электронного мониторинга в 60 территориальных органах ФСИН России.

Федеральным законом от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ предусмотрена возможность предоставления отсрочки отбывания наказания наряду
с женщинами также и осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющимся единственным родителем, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. По итогам 2010 года отсрочка предоставлена 136 осужденным мужчинам.

Расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, требует повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций, придания социальной направленности работе.

В целях оптимизации структуры уголовно-исполнительных инспекций, устранения дублирующих функций управления и контроля за
их деятельностью подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающий реорганизацию межрайонных уголовно-исполнительных инспекций путем их слияния в одно учреждение
в каждом субъекте Российской Федерации, что обеспечит единообразие
в решении возникающих вопросов за счет концентрации управленческих
и распорядительных функций в одном подразделении, позволит увеличить численность инспекторского состава, непосредственно исполняющего наказания, за счет высвобождающихся штатных единиц административного персонала.

Для улучшения профилактической работы с осужденными
в отдаленных населенных пунктах организовано функционирование
132 опорных пунктов УИИ на постоянной основе и 268 - на выездной.

Продолжалась работа территориальных органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальными управлениями Росимущества
по подбору помещений для размещения УИИ.

В деятельность уголовно-исполнительных инспекций внедряются психокоррекционные программы по изменению противоправного поведения осужденных и формированию у них мотивации к правопослушному поведению.

Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (занятости, здравоохранения, образования, социальной защиты и т.п.) проводится работа по оказанию адресной социальной помощи осужденным (в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, трудоустройстве).

В результате принимаемых мер по ряду показателей деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России прослеживается положительная динамика в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам 2010 года уровень привлечения к отбыванию наказания
в виде исправительных работ составил 93,2% (плановый - 91,5%), в виде обязательных работ - 97,23% (плановый - 95,5%, аналогичный период прошлого года - 96,88%), уровень отмены условного осуждения со снятием судимости (от числа условно осужденных, прошедших по учетам) - 8,37% (плановый - 7,5%), уровень несвоевременного привлечения к труду осужденных к исправительным работам - 1,7% (аналогичный период прошлого года - 1,79%), к обязательным работам - 0,82% (аналогичный период прошлого года -1,04%), уровень осужденных, снятых с учета УИИ
по положительным мотивам - 87,4% (аналогичный период прошлого
года - 86,7%).

Главной задачей остается активное вовлечение осужденных
в общественно-полезную деятельность, предупреждение преступлений
и иных правонарушений с их стороны.

При этом вопрос трудоустройства осужденных к исправительным работам стоит особенно остро.

В некоторых сельских поселениях Республики Дагестан, Чеченской Республики, Чукотского автономного округа, Амурской и Саратовской областей отсутствуют места для отбывания наказания в виде исправительных работ, в Кабардино-Балкарской Республике, Мурманской области отмечены факты отказов органов местного самоуправления от определения рабочих мест для осужденных к исправительным работам в пределах района
их проживания.

По итогам оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 28 января 2011 u/ «О мерах по предупреждению рецидивной преступности в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс нормативно-правовых
и организационных мер по стимулированию работодателей к организации рабочих мест для осужденных к исправительным работам, для этого необходимо подготовить законопроект о внесении изменений в статью 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающий возможность перечисления удержанных из заработной платы осужденных
к исправительным работам денежных средств в бюджет соответствующего муниципального образования, а также проработать вопрос по подготовке рамочного законопроекта о предоставлении налоговых льгот организациям, использующим труд осужденных к исправительным работам.

В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо:

обеспечение и внедрение в деятельность уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;

обеспечение уголовно-исполнительных инспекций аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля
в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества;

принятие межведомственного приказа, утверждающего Регламент взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций, органов внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной миграционной службы по предупреждению преступлений и других правонарушений среди лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества;

улучшение материально-технического обеспечения уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечение их собственными помещениями.

Реализация вышеуказанных задач позволит создать условия для перехода к принципиально новому качеству функционирования российской уголовно-исполнительной системы, изменению внутренней сути и идеологии учреждений УИС.

Основное мероприятие 3.7 «Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений»

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается около
300 тыс. осужденных.

202 центра социальной реабилитации эффективно работают
в Республике Карелия, Чувашской Республике, Чеченской Республике, Красноярском и Пермском краях, Архангельской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Тульской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге и Ленинградской области и других регионах. Среди бывших осужденных, которые получили соответствующую социальную помощь в таких центрах, уровень рецидивной преступности составляет 3,5-4%, что подтверждает эффективность их деятельности.

Полученный опыт доказывает необходимость создания целостной системы реабилитации для граждан, вышедших на свободу и закрепление этой инициативы в нормативно-правовом порядке.

Существует серьезная проблема постпенитенциарной адаптации освобождающихся осужденных. Имеющиеся в субъектах Российской Федерации центры социальной реабилитации, социальные приюты не могут охватить своим воздействием всех нуждающихся в социальной помощи. Сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание, отсутствие государственно-правового механизма социальной помощи и социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивает в полной мере реализацию прав и законных интересов указанной категории граждан.

В целях социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, будет проведен комплекс мероприятий, направленных на:

оказание им содействия в решении проблем трудового и бытового устройства после освобождения;

инициирование обращений территориальных органов ФСИН России
в органы государственной власти субъектов Российской Федерации
по расширению сети центров социальной реабилитации для освобождающихся из мест лишения свободы;

предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;

создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Основное мероприятие 3.8 «Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы»

В рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается:

обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция
на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;

принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;

взаимодействие с представителями средств массовой информации
в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности;

расширение практики размещения актуальной информации
на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;

повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;

активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры
и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;

содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося
из мест лишения свободы;

привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;

использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов.

Цель № 3 «Гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов»

Выбор третьей цели обусловлен необходимостью преобразования УИС в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии
и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан.

В местах лишения свободы содержится более 500 тыс. человек, склонных к различным формам деструктивного поведения, более 700 тыс. (или 92%) осужденных и содержащихся в следственных изоляторах состоят на

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.