Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика текущего состояния сферы профессиональных юридических услуг, основные проблемы в указанной сфере.



 

Современный рынок юридических услуг представляет собой разрозненную структуру, включающую в себя такие профессиональные сообщества как адвокатура, нотариат, а также частный юридический консалтинг. При этом сферы деятельности адвокатуры и нотариата
на сегодняшний день имеют нормативно-правовое регулирование, в то время как иная часть остается вне рамок государственного регулирования.

Адвокатура является профессиональным сообществом, построенным на основе обязательного членства адвокатов в адвокатских палатах, работающим в рамках общих этических правил, исполняющим важную публично-правовую функцию по оказанию бесплатной юридической помощи, в том числе в виде судебного представительства. Современная адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Наиболее близко к адвокатской деятельности примыкает деятельность юридических фирм, созданных в форме коммерческих предприятий либо организованных индивидуальными предпринимателями. Такие субъекты
в качестве основного вида деятельности занимаются оказанием услуг правового характера на коммерческой основе.

С момента принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре выявило определенные недостатки правового регулирования адвокатской деятельности. Часть из них относится к недостаточному регулированию рынка квалифицированной помощи, выражающемуся в слабой конкурентной позиции адвокатуры
по сравнению с консультантами, стремящимися доминировать в области оказания услуг бизнесу.

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации
и особенности существующего регулирования сферы юридических услуг привели к возникновению параллельной с адвокатурой системы юридического консалтинга, в том числе качественно нового вида юридической деятельности – сопровождение бизнеса. В результате современная адвокатура утратила традиционно сформировавшуюся
в советское время монополию на оказание юридических услуг, в том числе
в виде судебного представительства.

Основной проблемой российского рынка юридических услуг является недостаточно высокий общий уровень профессионализма лиц, оказывающих
на постоянной основе юридические услуги гражданам и организациям.
За исключением адвокатов и нотариусов, лица, оказывающие юридические услуги, не обязаны подтверждать свою квалификацию в области знания российского права. В настоящее время представительство в суде вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц, как обладающих, так
и не обладающих необходимыми знаниями и опытом в области права.

Не менее серьезной проблемой является деятельность недобросовестных лиц на рынке юридических услуг, вовлеченных
в совершение преступных (в том числе, коррупционных) деяний. Лица, исключенные из адвокатского или нотариального сообщества за совершение аморальных и противоправных поступков, имеют возможность продолжать заниматься юридической деятельностью в качестве частнопрактикующего юриста или работника организации. В настоящее время отсутствует эффективный законодательный механизм, позволяющий исключить таких недобросовестных лиц из юридического сообщества

Действующее законодательство в сфере юридической помощи регулирует порядок допуска к профессии и квалификационные требования лишь к незначительной части от общего числа представителей юридических профессий (адвокаты и нотариусы). Предоставление профессиональных юридических услуг большинством юристов, а также стандартизация качества этих услуг по-прежнему остаются за рамками правового регулирования.

Сбалансированность рынка юридических услуг и системы адвокатуры зависит от эффективного законодательного регулирования, которое должно осуществляться с учетом государственной политики в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в целом.

Ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день в России отсутствует какой-либо эффективный механизм контроля качества оказываемой юридической помощи. Исключение составляет дисциплинарная ответственность адвокатов, но она является механизмом последующего контроля, не позволяющим в полной мере обеспечить надлежащее качество работы адвокатов.

Большая часть указанных выше проблем не только не решается
в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений.

Реформирование российской адвокатуры требует четкого определения места адвокатского сообщества в системе правовой помощи. В частности, необходимо разграничить сферу ответственности адвокатов и всех иных юридических консультантов. Повышение качества работы адвокатского корпуса станет возможным только в том случае, если лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общий юридический консалтинг. Это может быть обеспечено предоставлением адвокатуре таких процессуальных преимуществ, которые сделают ее предпочтительной,
а по некоторым видам юридических услуг – единственной формой предоставления юридических услуг. Только тогда, когда экономические стимулы привлекут в адвокатуры тех специалистов, которые сегодня выбирают юридические отделы корпораций и консалтинговые компании, станет возможным предъявлять к адвокатам реальные требования
по квалификации и осуществить в адвокатском сообществе необходимую «чистку рядов». До тех пор, пока адвокатура остается периферийной областью юридического консультирования, любая попытка обновить кадровый состав адвокатуры повлечет только внутренние последствия для адвокатской корпорации, а не реальные изменения в качестве услуг для общества.

Индивидуальный характер правоотношений между адвокатом
и доверителем при оказании последнему квалифицированной юридической помощи; в отсутствии установленных в законе дополнительных гарантий возмещения имущественного вреда доверителю, причиненного адвокатом, лишают адвоката конкурентоспособности в борьбе с юридическими фирмами, оказывающими юридические услуги на коммерческой основе.

Таким образом, общей целью реформирования адвокатуры в нашей стране должно стать создание корпорации профессиональных юридических консультантов, имеющих монополию на осуществление значимых видов юридического консультирования и обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты, удовлетворяющих для его приобретения и удержания высоким этическим и профессиональным требованиям и дорожащих этим статусом. Иными словами, суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление
им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг.

Вторая причина, которая по значимости представляется наиболее важной, состоит в отсутствии законодательного регулирования правоотношений в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Сегодня законодатель к квалифицированной юридической помощи отнес адвокатскую и нотариальную деятельность, но не определил само понятие конституционного термина «квалифицированная юридическая помощь». Поэтому на рынке оказания юридической помощи (юридических услуг) идет игра без правил для огромной армии юристов-предпринимателей и даже не юристов, желающих заработать на оказании юридической помощи.

Нотариат в Российской Федерации – это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом в области нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г.

В настоящее время нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (38 человек) и занимающиеся частной практикой (7497 человека). При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

На должность нотариуса в Российской Федерации на конкурсной основе назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, состоят в трудовых отношениях с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются членами нотариальных палат субъектов Российской Федерации, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные
на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальная палата субъекта Российской Федерации представляет
и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие
в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации осуществляют деятельность 82 нотариальные палаты. Федеральная нотариальная палата представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Российской Федерации, основанное на их обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата осуществляет координацию деятельности нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат
в международных организациях.

Ряд правоприменительных и контрольных функций в сфере нотариата возложен на органы государственной власти.

Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрен судебный контроль за совершением нотариальных действий. Контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства Российской Федерации осуществляет Федеральная налоговая служба.

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также правоприменительные функции
и функции по контролю и надзору в данной сфере.

Большинство из указанных полномочий (принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов в сфере нотариата, решение вопросов
о наделении лица полномочиями нотариуса, обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций) Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет совместно с нотариальным сообществом.

Деятельность нотариусов, осуществляемая от имени государства, направлена на развитие гражданских правоотношений, облегчение
и упрощение судебной процедуры. Однако наличие множества пробелов
и коллизий в правовом регулировании нотариальной деятельности
не позволяет использовать потенциал нотариата в полном объеме.

Реализация любой государственной программы, направленной
на социально-экономическое развитие Российской Федерации, подвержена социальным и финансово-экономическим рискам – таким как, нерегулярное финансирование длительности и сложность ведомственных согласований, зачастую связанных с ротацией кадров на всех уровнях.

Данные риски необходимо учитывать при планировании сроков создания государственной программы.

Утверждение рациональных сроков для разработки, согласования, внедрения государственной программы с учетом кадровой ситуации
в органах государственной власти и оценка реальных возможностей бюджета и финансирования должны повлиять на снижение рисков реализации государственной программы.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
№ 1313 от 13.10.2004 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется в специальном порядке, установленном статьей 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
и статьей 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях», статьей 21 Федерального закона
от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести
и о религиозных объединениях», статьей 15 Федерального закона
от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другими федеральными законами, регулирующими деятельность отдельных видов некоммерческих организаций.

По состоянию на 1 октября 2011 года в Российской Федерации зарегистрировано 219 777 некоммерческих организаций, из которых:

- 101 276 (50,2%) общественных объединений;

- 24 371 (11,1%) религиозных организаций и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации;

- 85 123 (38,7%) - некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм;

- 7 политических партий, 565 их региональных и 20 местных отделений.

По состоянию на 01.10.2011 в Реестре филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций содержатся сведения о 243 структурных подразделениях (уменьшение за год на 4%), в том числе
о 188 представительствах и 55 филиалах.

В период с 01.01.2011 по 01.10.2011 в Минюст России и его территориальные органы поступило на рассмотрение 49 992 заявления
о государственной регистрации некоммерческих организаций, из них: заявлений общественных объединений – 18 998, религиозных организаций – 5 856, некоммерческих организаций – 25 138 (по сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество поступивших заявлений уменьшилось
на 1 168, -2,3%).

Создано и зарегистрировано 12 257 новых некоммерческих организаций, в том числе 4 529 общественных объединений;
936 религиозных организаций; 6 792 некоммерческие организации.

В рамках осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также
за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, за 9 месяцев
2011 года Минюстом России и его территориальными органами проведено 4 964 проверок деятельности некоммерческих организаций, что на 11% меньше, чем за аналогичный период 2010 года.

По результатам контрольных мероприятий в адрес руководящих органов некоммерческих организаций вынесено 36 745 письменных предупреждений о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, принято 28 решений о приостановлении деятельности общественных объединений, в отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 4 749 протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 8 055 исковых заявлений о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» упрощенны формы отчетности некоммерческих организаций.

Во исполнение требований законодательства Российской Федерации
в целях обеспечения публичной открытости финансовой деятельности некоммерческих организаций Минюстом России утвержден приказ
от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов
о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

С 2010 года начал функционировать Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации для некоммерческих организаций «Портал НКО» (http://unro.minjust.ru/), который предназначен для представления в режиме «он-лайн» информации о зарегистрированных некоммерческих организациях в электронном виде, нормативно-справочной информации для некоммерческих организаций и формирования отчетов
о деятельности некоммерческих организаций для публичного доступа.

Основным фактором, негативно влияющим на правовое регулирование создания, государственной регистрации и осуществления контроля
за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству, является множество организационно-правовых форм, предусмотренных помимо Гражданского кодекса Российской Федерации специальными законами об отдельных видах некоммерческих организаций (их насчитывается около 40). Это порождает несогласованность общих и специальных норм, пробелы и противоречия в правовом регулировании.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.