Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕХНИКИ ВНИМАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ



Изучая приведенные примеры профессионального и непро­фессионального использования языка мимики и жестов, вы просто имели небольшой тренинг навыков, который привел нас к центральной концепции наблюдательности. Если вы собрались консультировать клиента, то очевидно, что вам необходимо смотреть на него и поддерживать визуальный контакт. Далее, ваша поза должна говорить об интересе к нему. Раньше полага­ли, что психология — в основном вербальный процесс, но с появлением видеозаписей и фильмов по психологическому тре­нингу стало ясно, что невербальное общение также играет ог­ромную роль в процессе консультации. Визуальный контакт и язык жестов являются физическим основанием внимательного поведения. Третьим аспектом внимательного поведения является тон голоса. Что выражает ваш голос: тепло души, интерес, либо скуку и отсутствие заботы? Голос может выдавать степень вашей доброжелательности и заинтересованности.

Далее, если вы хотите быть внимательны по-настоящему, вы должны до конца выслушивать клиента. Квалифицированный терапевт не только своей позой демонстрирует внимание к кли­енту, но и не желает ему изложить свою историю, редко меняет направление разговора или прерывает его. Главной ошибкой не­умелого психолога является изменение темы разговора и неуме­ние слышать то, что клиент старается ему передать. Например:

Клиент: Сегодня днем я был в центре города и чувствовал себя тре­вожно, я даже хотел убежать, когда я увидел своего приятеля. Мне не хотелось ни с кем встречаться.

Невнимательный психолог: Хорошо, а на второй курс вы перешли?

Внимательный психолог: Вы сказали, что вам хотелось скрыться, когда вы увидели приятеля. Не могли бы вы рассказать об этом под­робнее.

Редко возникает необходимость вмешиваться в рассказ кли­ента. Обращайтесь с ним бережно, и клиент сам расскажет все, что вам надо. Однако модель внимательного поведения неоди­накова в разных культурах. Не думайте, что ваша манера внима­тельного выслушивания или воздействия подойдет для любого индивида, с которым вам придется иметь дело. Посмотрите на табл. 3.1, которая иллюстрирует это положение.

 

    Таблица 3.1
  СТИЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СРАВНЕНИИ СО СТИЛЯМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР
 
 
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК СРЕДНИЙ КЛАСС ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ СТРУКТУР
Визуальный контакт Слушая клиента, желательно поддерживать прямой визуальный контакт. При разговоре визуальный контакт должен быть реже. У некоторых представителей черной расы будет наоборот — больше визуального контакта при разговоре и меньше при слушании.
Язык жестов Корпус слегка наклонен впе- ред, лицом к клиенту. Руко- пожатие говорит о доброже- лательности. У некоторых эскимосских и других народностей Севера люди сидят рядом при обсуждении личных проблем. Рукопожатием мужчина показывает женщине знак сексуального приглашения.
Тон голоса Предпочтителен меняющийся тон голоса с некоторой эмо- циональностью. Средняя скорость речи. Многие испаноязычные группы имеют экспансивную и эмоциональную речь. Могут рассматривать американскую манеру как скучную и невыразительную. Для этих групп темп речи —более высокий.
 
 
 
 
 
Физическое расстояние Обычно во время разговора расстояние между людьми (для комфорта) — на длину руки или больше. Обычное расстояние при разговоре для представителей арабской куль­туры и культур Среднего Востока —30—50 см., т. е. расстояние, которое американцы считают некомфортным.
Время Сильно структурирован взгляд на время. Обычно придерживаются точного времени встреч. В некоторых южноамериканских странах распространен несколько другой взгляд на время и считается необязательным придерживаться заранее оговоренного времени встречи.
       

 

Замечания: Эта схема должна дать обзор некоторых ключевых невер­бальных стереотипов поведения представителей американского среднего класса и дать примеры поведения представителей других культур, чтобы продемонстрировать существенные различия. Очень рекомендуется в дальнейшем изучить стереотипы Других культур. Стоит помнить, что индивиды внутри одной культурной группы также могут различаться.

Внимательное поведение — это центральный аспект интер­вьюирования, консультирования и терапии. Оно включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жес­тов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента.

Селективное внимание. Это понятие тесно связано с внима­тельным поведением. Наблюдая за психологом, можно обнару­жить, что он селективно обращает внимание или избирательно игнорирует некоторые фрагменты речи клиента. Здесь для при­мера приводится длинный монолог клиента, в котором, очевид­но, трудно сразу разобраться и дать однозначный ответ. Прочи­тайте его высказывания, выделите идеи, которые на ваш взгляд важны.

Клиент: Дела шли довольно хорошо. Но вот возникла проблема: похо­же, кто-то из жуликов нас надул. Но я не могу выяснить, как и кто. Отношения с женой у меня улучшаются — на прошлой неделе даже дошло до секса. Но она вступила в феминистскую организацию. И что тут поделать — не знаю. Я получил письмо от матери, она пишет, что отец болен, и ночью мне приснился ужасный сон, будто отец курит сломанную сигару... (пауза). Я должен... (пауза). На сле­дующей неделе приезжает из колледжа дочь. Я был бы рад ее уви­деть, может быть тогда атмосфера разрядится.

Запишите, что вы поняли из этого пространного отрывка. Очень часто клиенты в своих рассказах скачут с одной темы на другую, и все темы привлекают внимание психолога. В приве­денном примере клиент дал несколько потенциально важных тем (бизнес, жульничество, сексуальность, феминистское дви­жение, родители, сон, семейные отношения).

В зависимости от ваших взглядов на то, что является наибо­лее важным, вы выбираете одну из альтернатив. Очевидно, раз­ные теории подчеркивают важность разной информации и, из-за селективности внимания, определяют, о чем же все-таки гово­рит клиент. Терапевты обычно очень субъективно отбирают и сортируют информацию клиента, и стереотип селективного внимания, как правило, говорит больше о психологе, чем о кли­енте. Терапевт психодинамической ориентации чаще откликает­ся на сексуальную проблематику, психолог-бихевиорист конкре­тизирует проблемы, требующие разрешения, а психолог экзистенционального направления выделяет проблемы отношений. Когда вы начнете анализировать свой стиль работы, то вы обна­ружите, что в жизни клиента есть стороны, которые интересуют вас больше, чем остальные. Нельзя сказать, что это плохо, но совершенно необходимо сознавать свои стереотипы восприятия и помнить о них. У некоторых психологов клиенты говорят только о сексе (о снах, отношениях полов, о женских пробле­мах), в то время, как у других психологов могут быть клиенты, которые вообще не говорят о сексе. И причины этого надо ис­кать не в клиенте, а в психологе.

Воздействие есть активное вовлечение терапевта в процесс личностного изменения клиента. Внимательность психолога в этом процессе очень важна, но если в работе используется толь­ко она, то рост будет медленным и трудным. Когда же терапевт активно действует во время консультации, то изменения могут произойти быстрее. Так или иначе, все теории базируются на идее того, что психолог выступает как агент изменения и личностного роста. Самим своим присутствием психолог уже оказыва­ет воздействие на клиента.

Стиль воздействия тесно связан со стилем внимания. Если вы оказываете воздействие на другого, то следует смотреть на него и поддерживать визуальный контакт. Поза воздействующего психолога — слегка наклоненный вперед корпус, жесты скорее иллюстрируют советы, пожелания, указания, чем внима­ние. Словесное сопровождение очень важно, но предмет разго­вора всегда определяется терапевтом.

Методы влияния и воздействия — или, что то же самое, ме­тоды выслушивания и беседы — далее подразделяются на серию микротехник коммуникативной практики, таких, как вопросы, пересказ, интерпретация и самораскрытие. Эти специальные словесные методы образуют основное содержание данной главы. Но прежде чем перейти к этим определениям, нам кажется уме­стным сначала представить упражнения для получения навыков Внимания и воздействия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.