Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Я стадия: Сбор информации.



Легко заметить, что границы между двумя стадиями доволь­но условны, ведь клиент с психологом идут от стадии к стадии, Возобновляя, если это необходимо, сбор информации. В данном разделе вам следует обратить внимание на то, что Джоан уделяет большое внимание не только проблемам клиента, но и его обод­рению, используя позитивную обратную связь. Для определения Проблемы она использует навыки внимательного выслушивания.

10. С: К примеру, я стал больше общаться в последнее время. Когда жена умерла, я вообще ни с кем не виделся. Сейчас я немного опра­вился и чувствую себя получше — особенно когда действую без при­нуждения. Но те люди, с которыми я общаюсь, заставляют меня де­лать больше, чем я хочу. А я не знаю, как им отказать. Они слишком много от меня хотят, и я, пожалуй, перестану следовать их советам только для того, чтобы отвлечься от мыслей об умершей жене... Хо­тя я так одинок.

Комментарий Д: Здесь клиент в сжатой форме обобщает сущность проблемы. Его жена умерла, он чувствует себя одино­ким. Люди приходят к нему на помощь, но у него двойственное отношение к ним: с одной стороны, он хочет жить сам по себе, с другой — быть с людьми, чем-то занятым. В конце концов, он не может решиться ни на что. Дальше можно идти разными путями, но Д. решила остановиться на чувствах.

11. Д: Как я вас поняла, вы сейчас чувствуете себя одиноким. (рефлексия чувств)

12. С: Да!

13. Д: ...И что вы подумываете о то, что вся ваша деятельность за последнее время помогает вам забыться и не чувствовать себя оди­ноким. Как же так? Какой в этом смысл? (пересказ, проверка в виде скрытого вопроса)

14. С: Да..., здесь что-то не так. Новые друзья думают, что помо­гают мне и действуют мне на благо. Они действительно помогают мне, но в то же время я лишен возможности выбора. Другие выбирают за меня.

15. Д: Друзья думают, что помогают вам. Похоже, вы любите бы­вать на людях и им приятно общаться с вами. Но если бы они еще понимали, что вам необходимо иметь право выбора! (пересказ, конфронтация)

16. С: И когда я все-таки хочу это сделать, мне нужно набраться храбрости просто сказать НЕТ, но я всегда поджидаю подходящего момента. (смеется)

17. Д: Вы смеетесь, но я по тону чувствую, что вам совсем не до смеха, (рефлексия чувств, конфронтация)

Комментарий: Джоан использует навыки выслушивания в виде интерпретации и отражения чувств, чтобы выяснить про­блему. Пункт 17 дает удачный пример того, как она обострила противоречие между тем, что говорит м-р С. и тем, как он это говорит. В этом месте м-ру С. не хватает искренности. Неумение наблюдать и выявлять внутренние противоречия клиента могут привести к поверхностному ведению интервью. Но сначала сле­дует достичь прочного взаимопонимания, чтобы позволить себе раскрыть несоответствия в словах клиента. Слова и поза м-ра С. отражают противоречия из п. 15. 18.

С: Да, действительно, тут не до смеха.

19. Д: Похоже, вы рассердились, (рефлексия чувств)

20. С: Да, это тревожит меня... (пауза)

21. Д: тревожит вас... (пауза) (подталкивание)

22. С: Когда была жива жена, у меня не было такой проблемы, я все время был занят ею, а в последние три месяца я столкнулся с одино­чеством...

Анализ Джоан: В последних фразах м-р С. близко подо­шел к сути его проблемы. Когда м-р С. ухаживал за женой, он чувствовал, что она “всегда с ним”, куда бы он не направлялся. Я заметила, что в моей последней реплике у меня не хватило внимательности, и мы отклонились от нужной цели. Может быть, это связано с моим собственным стремлением представ­лять вещи приятнее, чем они есть на самом деле и избегать конфликтов? Пожалуй, конфронтация в пункте 17 прояснилась даже быстрее, чем я привыкла. Часто случается, что подталкивание и переформирование дают нам в руки ключевую проблему.

23. Д: Насколько я вас поняла, ваши друзья посягают на ваше время. И вы чувствуете, что вас увлекают в направлении, для вас нежела­тельном, так?

24. С: Да, это так.

Комментарий: Клиенты часто восклицают “Это так”, если психолог дает четкую формулировку проблемы.

25. Д: И вы чувствуете свою подконтрольность, вам это не по душе. Вы бы хотели дать волю чувствам и делать то, что вам хочется. Мне тоже не нравится, когда другие меня контролируют. Я очень сержусь и расстраиваюсь, если другие пытаются планировать мою деятельность. (интерпретация, самораскрытие)

26. С: Я бы хотел вырваться из этого, чтобы я сам определял свое времяпровождение и делал все только когда сочту нужным. Я не хочу испытывать давление: сделай это, сделай то.

27. Д: Ммм... Давление... Когда вы говорите про него, то я понимаю, что вы можете его чувствовать сейчас. Как вы реагируете на давле­ние? (рефлексия чувств, открытый вопрос)

28. С: Я становлюсь мрачным. Я плохо сплю, и вся ситуация у меня в голове. Я еще не спал крепко, с тех пор, как умерла жена.

29. Д: Итак, вы вечером ложитесь спать и обдумываете свои про­блемы, становитесь подавленным и снова начинается порочный круг. И вместо того, чтобы смотреть вперед, вы утешаетесь всякими “хорошо бы...” (интерпретация, самораскрытие, конфронтация)

Мистер С: Это все от обязательств перед другими людьми, мы все как на привязи. Мы все попадаем в эти ловушки. Но когда мы берем на себя бремя обязательств, надо думать и о себе.

Комментарий: В этом резюме Джоан завершает этап сбора информации. Она ставит задачи и проясняет главную проблему. Последнее определение проблемы построено на позитивной оценке и сильных сторонах личности мистера С. Джоан перехо­дит к третьей стадии интервью, начиная с открытого вопроса.

Д: А что случится, если вы на один день вдруг отбросите все обяза­тельства перед другими?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.