Научная речь для будущих магистрантов и аспирантов
ООП: 510200 - прикладная математика и информатика, бакалавриат.
Бакалавр прикладной математики и информатики
Факультет прикладной математики и информатики
Курс 3, семестр 5
Лекции 36 час.
Практические работы 18 час.
Самостоятельная работа – 36 час.
РГР (реферат)
Зачет 5 семестр
Всего 90 часов
Новосибирск
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) [510200 - ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА].
Степень выпускника - бакалавр прикладной математики и информатики
Шифр дисциплины в ГОС ГЭВ.06
Утверждена Ученым Советом ФПМИ (протокол №4 от 28.06.2005 г.) как дисциплина по выбору учащихся.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, протокол № 8 от 31.08. 2005.
Программу разработал_________________________Н.И. Колесникова, канд. пед. наук, доцент
Заведующий кафедрой___________________Н.И. Колесникова, канд. пед. наук, доцент
Ответственный за основную
образовательную программу д-р ф.-м. наук, проф. Ю.Г.Соловейчик
Внешние требования
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ510200 - прикладная математика и информатика
Индекс
Наименование дисциплин и их основные разделы
Всего часов
ГСЭ.В.04
Научная речь для магистрантов и аспирантов
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль русского литературного языка как один из функциональных стилей. История возникновения научного стиля в России. Основные черты научного стиля. Подстили. Подъязыки. Язык науки. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Научная терминология. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Способы изложения в научном тексте. Структура научного текста. Типы связи предложений в абзаце. Типы сверхабзацев. Композиционно-смысловая структура научного текста. Основные свойства научного текста. Основные текстовые категории. Научные жанры. Аннотация. Реферат. Резюме. Рецензия. Курсовая работа. Требования к публичному выступлению. Оратор и его аудитория.
Особенности (принципы) построения дисциплины
Таблица 2
Особенность (принцип)
Содержание
Основание для введения курса
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению (специальности) [510200 - ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА].
Решение Ученого Совета ФПМИ (протокол №4 от 28.06.2005 г.)
Адресат курса
Студенты 3 курса ФПМИ
Главная цель
Создание профессионально значимых устных и письменных жанров (аннотация, рефераты разных жанров, резюме, рецензия, доклад и пр.), подготовка к обучению в магистратуре.
Ядро курса
Модули 1-4
I. НАУЧНЫЙ Стиль русского Литературного языка
II. АНАЛИЗ научнОГО текстА
III. Аннотирование и реферирование научной литературы
IV. Особенности устной научной речи. реЦЕНЗИЯ. Доклад. ДИСКУССИЯ.
Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения дисциплины
Желательно предварительное прохождение курса «Речевые коммуникации»
Уровень требований по сравнению с ГОС
Углубленное изучение раздела дисциплины «Речевые коммуникации», важного для коммуникативной компетенции учащихся
Объём курса в часах
Общий объем — 90 часов:
Теоретическая часть (лекции) —18 часов,
Практическая часть — 36 часов,
Самостоятельная работа — 36 часов.
Основные понятия курса
Научный стиль. Структура научного текста. Вторичные жанры. Реферат-обзор.
Направленность курса на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений, обладающих свойством переноса
Курс учит свертывать (сжимать, конденсировать) информацию, что в настоящее время (ввиду резкого увеличения ее объема) является особенно важным и актуальным.
Использование мыслительных задач стимулирует умственную деятельность учащихся, способствует выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и убедительной системы аргументации.
Обеспечение последующих дисциплин
Курс помогает обучению чтению и реферированию научной литературы на иностранном языке.
Практическая часть курса
Курс позволяет учащимся практически овладеть основами научного стиля русского языка.
Предлагаемые в курсе задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, требуют «интеллектуальной гимнастики» (полное и частичное изменение конструкции, замена частей речи и членов предложения, добавление и опущение слов, трансформация сложного предложения в простое и простого в сложное, замена подчинения сочинением и сочинения подчинением и др.).
Учёт индивидуальных особенностей студентов
Ряд заданий и текстов, входящих в методическое обеспечение курса, предлагается студентам на выбор.
Особая технология организации учебного процесса
Многие учебно-методические материалы представлены автором в удобной для восприятия форме - в виде схем и таблиц, образующих иерархическую и сетевую структуры, позволяющие увидеть внутренние связи между отдельными темами; в виде текстовых моделей и планов написания вторичных текстов (аннотация, реферат и т.п.).
Области применений полученных знаний и умений
В курсе использованы собственно научные и научно-публицистические тексты, а также научно-популярные тексты, имеющие воспитательное значение и представляющие интерес для каждого образованного человека.
Курс помогает будущему специалисту свободно строить свое речевое поведение в обществе.
Описание основных "точек"
Стартовый контроль. Для оценки первоначального уровня знаний слушателей проводится стартовый контроль, цель которого - подтверждение актуальности проведения данного курса и формирование у студентов чувства нехватки знаний. Учащимся предлагается написать аннотацию и реферат к тексту (объем текста - 1 стр.).
Промежуточный контроль: письменные контрольные работы, домашние задания, составление четырех типов планов, аннотаций, учебных рефератов, реферата-обзора, резюме
Итоговый контроль: зачет в виде письменной контрольной работы. Цель (наряду с контролем) - продемонстрировать повышение языковой компетенции учащихся в результате прохождения курса.
Дисциплина и современные информационные технологии
Материал курса может быть востребован при составлении технических заданий на разработку программного обеспечения, при составлении сопутствующей документации к разрабатываемому программному обеспечению, для написания различных файлов справки и помощи.
Дисциплина и современное состояние науки и практики
Курс построен на материале отечественной и зарубежной литературы (статей, монографий и учебников) по современному научному стилю.
Теоретический материал, адресованный лингвистам, переработан и адаптирован для студентов-нефилологов.