Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекционные занятия по дисциплине



Таблица 4

Темы лекционных занятий Часы Ссылки на цели
Модуль 1 НАУЧНЫЙ Стиль русского Литературного языка    
1. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль русского литературного языка как один из функциональных стилей. История возникновения научного стиля в России 1-2
2. Основные черты научного стиля. Подстили. Подъязыки
3 Язык науки. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Научная терминология. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Модуль 2. АНАЛИЗ научнОГО текстА    
4. Способы изложения в научном тексте
5. Структура научного текста. Типы связи предложений в абзаце. Типы сверхабзацев. 5-7
6. Композиционно-смысловая структура научного текста.
7. Основные свойства научного текста. Основные текстовые категории. 9,10
Модуль 3. Аннотирование и реферирование научной литературы    
8. Научные жанры. Аннотация. Реферат. Резюме. Рецензия. Курсовая работа. 22,23
Модуль 4. Особенности устной научной речи. реЦЕНЗИЯ. Доклад. ДИСКУССИЯ    
9. Требования к публичному выступлению. Оратор и его аудитория.

 

Таблица 5

Темы практических занятий Учебная деятельность Часы Ссылки на цели
1. Стартовый контроль Выполнение стартовой контрольной работы. 22,23
2. Научный стиль русского литературного языка как один из функциональных стилей. Выполнение заданий сравнительно-сопоставительного характера на выделение научного стиля среди других функциональных разновидностей. 1-2
3. Основные черты научного стиля. Подстили. Жанры. Подъязыки. Язык науки. Научная терминология. Выполнение заданий на выделение в текстах основных черт научного стиля, различение подстилей научного стиля и жанров научной прозы, выделение лексических и грамматических особенностей научных текстов, введение терминов в научный текст. 3-4,8
4.Научный текст Составление различных типов планов к тексту. 17-18, 26
5. Способы изложения в научном тексте. Абзац и сверхабзац. Композиционно-смысловая структура научного текста Система стандартных упражнений по обучению чтению научного текста 5-7, 11
6. Выделение общей и новой информации в текстах схожей тематики. Цитирование. Библиографическое описание. Сравнительный анализ текстов сходной тематики Введение цитат в текст. 13-16, 18-20
7. Вторичные научные жанры. Аннотация. Монографический реферат. Резюме. Реферат-обзор Выполнение заданий по образцам, работа с минитекстами (субжанрами). Составление реферата-обзора по двум-трем источникам. 22-23, 25, 27-28
8. Доклад как устный научный жанр. Выступление с сообщением на научную тему.
9.Итоговое занятие. Выполнение итоговой контрольной работы. 1-28

 

Структура и содержание курса

В соответствии с целями и задачами в структуре курса выделяются четыре тесно связанных модуля:

               
       
 
 

 


С

 

 

I. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

 

 
 

 


 

 

       
   
 
Научно-популярный
 

 


 

 

               
       
 
 

 


Цель1

Три ветви Литература для специалистов других областей знания

 

научно-

популярной Литература для широкого круга читателей

литературы

Литература для школьников

 
 
Цель 8. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ


 

 

       
   
 

 


 

 

Объективность
Точность

Строгость
Отвлеченно-обобщенность  

 

       
   
 
Терминологичность
 

 

       
   
 
 

 

 


Лексика

Словообразование

 

 

 


       
   
 
Общеупотребительная
 

 

 


 

 


 

II. НАУЧНАЯ РЕЧЬ

 

 

Цель 4 Жанры научной речи
       
   

 


Жанры письменной научной речи
Жанры устной научной речи

 

 

 
 

 

 


 

 

 

                           
   
     
     
         
 
 
 
 
   
 
 
   
 
   

 


 


               
 
Гипо-тетичность
   
Диалогичность
     
Оценочность
 
Акцентность
 
 
 
       
 
   
 

 

 


III. ПИСЬМЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ

 

Цель 5

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

       
 
 
   
  Цель 11 Типы научных текстов

 


 

       
   
 
 

 


Цели 6, 12

ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ТЕКСТА

 

Текст

 

Фрагмент (Сверхабзац)

 

Абзац

 

Предложение (высказывание)

 

 

Цели 6, 12

КЛАССИЧЕСКИЙ АБЗАЦ-ТЕМА

       
   
 
 

 

 


 

Цепочечная
Местоимен-ный повтор
Синтаксический повтор
Лексический повтор
Параллельная

 

 

Цель 6

Параллельная связь предложений в абзаце

 

Тема 1 Рема 1

Тема 1 Рема 2

Тема 1 Рема 3

 

Цепочечная связь предложений в абзаце

 

Тема 1 Рема 1

Тема 2 (Рема 1) Рема 2

Тема 3 (Рема 2) Рема 3

Цель 12

 

 
 

 

 


Цель 10

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НАУЧНОГО ТЕКСТА

 

Связность Цельность

 

Логичность

 

 

 

 

III. АННОТИРОВАНИЕ И РЕФЕРИРОВАНИЕ

 

 
 

 

 

 


Цель 22, 23

ВИДЫ РЕФЕРАТОВ

 
 


Библиографические Научно-учебные

       
 
   
 

 


Информативные Реферат- Реферат- Реферат- Реферат- - конспект резюме обзор доклад

Индикативные

 

 

 
 

 

 
 

 


         
 
Цель 22 СТРУКТУРА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА   1. Предметная рубрика. 2. Тема. 3. Выходные данные источника. 4. Главная мысль реферируемого материала. 5. Изложение содержания. 6. Выводы автора по реферируемому материалу.  
 
 
Цель 22 СТРУКТУРА УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА СТАТЬИ 1. Вступление. 2. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в статье. 3. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из перечисленных выше. 4. (Выводы автора статьи по реферируемому материалу).  
 
   
Цель 22 СТРУКТУРА УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА МОНОГРАФИИ   1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные). 2. Тема книги. 3. Композиция. 4. Основное содержание. 5. Наличие иллюстративного материала.  

 


 

 

 
 
Цель 13   СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ   Элементы библиографического описания 1. Заголовок описания - фамилия и инициалы автора. 2. Заглавие - название произведения. 3. Издание - сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения. 4. Выходные данные - место издания, наименование издательства и год издания. 5. Количественная характеристика данных - фактическое кол-во страниц (с.), листов (л.) 6. Надзаголовочные данные (необязательный элемент описания) - наименование учреждения, от имени которого публикуется произведение, название серии. Условные разделительные знаки. Последовательность расположения 1. Заголовок описания. Основное заглавие 2. : Другое заглавие 3. /Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы) 4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть 5. - Место издания 6.: Издательство (книга) 7., Год издания (книга) 8.. - Год издания (журнал) 9.. - Номер (журнал) 10..- Количество страниц (в книге:- 143 с.; на которых помещена составная часть: - С. 117 -125).

 


 

IV. НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ И НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ

 

 

 

Учебная деятельность

 

Курс строится с использованием коммуникативно-ориентированных педагогических технологий, позволяющих осуществлять обратную связь преподавателя со студентом на протяжении всего курса, а также развивающих у студентов навыки коллективной работы, навыки поиска, отбора и анализа информации.

На лекцияхстуденты обязательно выполняют различного рода задания, направленные на контроль понимания изучаемого материала, умения выделять нужную информацию, умение обобщать, сравнивать, применять теоретический материал на практике, формулировать вопросы по прослушанному материалу, давать оценку актуальности материала, степени приращения знаний и т.д.

На практических занятияхстуденты работают как индивидуально, так и в малых группах или в парах, выполняя следующие виды работ:

1) аналитическое чтение и обсуждение текстов, содержащих теоретический материал;

2) обсуждение поставленной проблемы с формулированием выводов, гипотез, вопросов, перспектив дальнейшей деятельности и т.д.;

3) осмысление теоретического материала (синтез, сравнение, обобщение и т.д.);

4) подготовка презентаций по конкретной проблеме в различной форме;

5) выступление с презентацией, результатами работы в группе;

6) поиск аргументов, подкрепляющих ту или иную позицию; оценка убедительности аргументов, найденных другими;

7) выявление различного рода речевых ошибок на всех уровнях языка, их классификация, определение возможных причин и последствий их появления.

 

Особое внимание в курсе уделяется формированию следующих практических навыков:

а) продуцирование связных, правильно построенных монологических на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

б) участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными и профессиональными отношениями.

 

Самостоятельная работа ( 36 часов. Цели 1-28) предполагает:

1. Составление различных типов планов к тексту.

2. Написание аннотации, реферата, резюме к одному тексту.

3. Составление минитекстов-субжанров на предложенную тему.

4. Написание обзорного реферата.

 

Для успешного изучения курса студент должен выполнить следующее:

w (Цель 17, 20, 21). Составить планы четырех видов (вопросный, тезисный, назывной, план-опорную схему) к предложенному тексту.

w (Цель 17, 20, 21). Объединить информацию двух текстов и составить к ней общий план – опорную схему.

w (Цель 22, 23, 27). Составить аннотации, рефераты, резюме к трем текстам различного объема.

w (Цель 16, 23). Сделать собственные выводы по содержанию текста «Разговор человека с компьютером» (по материалам учебного пособия «От конспекта к диссертации»).

w (Цель 1-25). Составить минитексты-субжанры на предложенную тему.

w (Цель 16, 23, 28). Написать реферат-обзор по текстам схожей тематики.

w (Цель 24, 25). Написать тезисы доклада (письменный вариант устного монологического высказывания) для выступления на семинарском занятии, конференции и пр.

w (Цель 15).Выступить с сообщением на научную тему.

w (Цель 1- 25).

Цель 11   СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ   1. Краткое изложение научного исследования. 2. Окончательная формулировка выводов. 3. Список авторских работ.    
Написать итоговую контрольную работу.

Каждый вид деятельности студента оценивается по пятибалльной системе.

Учебным планом предусмотрена подготовка и защита реферата в течение семестра каждым студентом.

Цель написания реферата:

· поиск, анализ, сопоставление различных научных концепций, школ и отдельных авторов по актуальным проблемам курсовой работы учащегося,

· расширение и углубление знаний по курсу «Научная речь для будущих магистрантов и аспирантов».

 

Работа над рефератом проводится в несколько этапов:

1. На первом (вводном) занятии студенты знакомятся с особенностями курса «Научная речь для будущих магистрантов и аспирантов», его проблематикой. Студенты определяют тему обзорного реферата в соответствии с темой курсовой работы или собственного научного исследования.

2. По выбранным темам в течение семестра студентами ведется работа под руководством преподавателя. Определяется структура работы (развернутый план): введение, основная часть, заключение список используемой литературы.

2.1. Вступление содержит следующие блоки:

· тема (ее актуальность, степень разработанности, история вопроса и др.);

· выходные данные статей (работ, монографий, посвященных данной теме);

· сведения об авторах.

В основную часть входят:

· параллельное изложение общих проблем, поднятых в разных работах,

с сопоставлением позиций авторов;

· изложение проблем, не являющихся общими для всех работ;

· указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах

рассмотрения проблемы.

Заключение включает:

· обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах;

· собственная оценка изложенных идей и концепций.

Объем реферата составляет 10-15 страниц.

3. Защита реферата проводится на текущих семинарах либо консультациях. На консультации защита проходит в форме собеседования с преподавателем по теме реферата.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.