Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правила аттестации студентов по учебной дисциплине



 

В целях определения качества усвоения дисциплины «Научная речь» учебным планом предусмотрены:

1. Сообщение на научную тему.

2. Выполнение заданий творческого характера.

3. Выполнение итоговой контрольной работы.

4. Зачет.

При определении итоговой оценки по курсу используется и модульно-рейтинговаясистема. Баллы, набранные в течение семестра студентом при выполнении отдельных видов учебной деятельности и по результатам текущего контроля усвоения материала, суммируются и предоставляют возможность преподавателю выставить зачет на последнем занятии.

 

Рейтинговая система оценки работы студента по результатам выполнения самостоятельной работы и отдельных видов деятельности:

 

Вид деятельности Максимальный рейтинг Срок выполнения Рейтинг, достаточный для допуска к зачету
1. Выполнение стартового теста февраль
2. Посещение лекционных занятий и ведение конспекта В течение семестра
3. Посещение практических занятий и выполнение аудиторных заданий В течение семестра
4. Выполнение всех домашних заданий (в т.ч. творческих видов работ) В течение семестра
5. Активность на занятиях В течение семестра
6. Выполнение итогового теста май
Итого:   75*
Зачет   Зачетное занятие

 

Список литературы

7.1. Основная литература

1. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.-2-е изд. -М.:Флинта: Наука, 2003.-288 с.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997.- 315 с.

3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.М., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб.пособие.- М.: Флинта, 1997.–256 с.

 

7.2. Дополнительная литература

4. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов».- Ростов-н/Д: Феникс - 2001. – 128 с.

5. Гойхман О.Я., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В. – Теория и практика референтской деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 272 с.

6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учеб. пособие. - М.: Рус. яз., 1991.-201 с.

7. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практ. пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1998 – 304 с.

8. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В.Быстрых, С.А.Вишнякова и др.; Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой.- СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.–272 с.

 

Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине

 

Текущий контроль

Образцы учебных заданий

Задание. Определите тип ошибок (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенных в следующих предложениях, исправьте их. В случае необходимости измените порядок слов:

• Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Монтажный стол» можно использовать тогда, где необходимо подготовить какие-либо файлы в формате RTF для Windows.

• Она ответственна взаимодействием подсистем всех уровней в процессе выбора, строит план вычислений, управляет решением задач и обеспечивает продвижение данных.

• На ее выходе текст задания уже содержит некоторые исходные данные до построения математической модели и формализации постановки задачи.

• В настоящее время исследователи могут обсуждать перспективы, открывающиеся из-за миллиарда транзисторов, расположенных на кристалле.

• В 2001 году из-за развития микропроцессорной техники даже 700-долларовые компьютеры были более мощными, чем лучшие машины 1998 года.

• Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза.

• Режим приема: установите принимающий компьютер, определив новое имя файлу, который будет передаваться, если это необходимо.

• В меню File имеется команда Place, вследствие которой можно легко поместить изображение, приготовленное в векторных программах (Adobe Illustrator и пр.) как новый слой к обрабатываемому изображению формата Photoshop.

• Ввиду квантовых устройств можно будет решать такие математические задачи, как разложение на множители тысячезначных чисел.

• В результате достаточного количества данных можно было бы прийти к определенному выводу относительно хода реакции.

• Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений в частных производных на замкнутых и открытых многомерных пространствах.

 

Задание. Прочитайте текст. Определите информативный центр в предложениях. Составьте с опорой на информативные центры вопросы к каждому предложению, запишите их.

 

В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание.

Если вы хотите, чтобы ваше наблюдение вошло в науку, - окрестите его, дайте ему имя, название. Вводя в науку свое детище, представьте его обществу ученых, а для этого назовите его и ничто не оставляйте безымянным. Но не делайте это слишком часто... В деле своей жизни ученому достаточно создать всего два-три новых термина для значительных явлений, им открытых.

Ньютон не столько открыл закон земного тяготения (все и до него знали, что вещи падают на землю, а чтобы оторвать их от земли, требуется некоторое усилие), сколько создал термин, обозначение всем известного явления, и именно этим заставил «заметить» его в науке (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985).

 

Задание. Прочитайте абзац. Выделите в нем главную и дополнительную информацию.

Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто умел убедить в ней других, показал ее достоверность и сделал ее применимою в науке. Научные открытия редко делаются сразу, обыкновенно первые провозвестники не успевают убедить в истине найденного, время вызывает действительного творца, обладающего всеми средствами для проведения истины во всеобщее сознание; однако не должно забывать, что он может являться только благодаря труду многих и накопившейся сумме данных (Д.И. Менделеев).

 

Задание. Перед вами текст из двух «рассыпавшихся» абзацев. Прочитайте предложения и расположите их в логической последовательности, так, как они должны находиться в тексте. Скажите, где, по вашему мнению, может проходить граница между абзацами.

 

ПРИМЕР

 

  1. Естественно, что все числа делятся без остатка на единицу или на самоё себя.
  2. Со временем слово «примус» превратилось в п р и м е р и стало означать задачу с числами.
  3. Греческие математики очень любили поиграть с числами, эти игры занимают умы математиков и по сей день.
  4. Но есть такие числа, которые не имеют других множителей, кроме единицы и самого себя.
  5. Так, многие числа можно разделить на меньшие, то есть разложить на множители. Например, 24=2хЗх4.
  6. Например, числа 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29 и т. д. не делятся ни на какое другое число.
  7. А затем приобрело более широкий смысл.
  8. Этот ряд продолжается до бесконечности, и вопросы теории таких чисел занимают математиков до сих пор.
  9. Такие натуральные числа называются простыми числами.
  10. [Еще в 50-е годы были составлены таблицы простых чисел, доведенные до 10 млн].
  11. По-латыни их называли «нумерус примус» - первое число.

 

Задание. Найдите в тексте следующие речевые фрагменты: объяснение нового понятия (слова), установление причинно-следственных связей, формулировка закона, объяснение закона, вывод и пр.

 

НЕ КАТИТЕСЬ ПО ИНЕРЦИИ!

 

В Древней Греции высоко ценили гармоничное развитие умственных и физических способностей человека. Человек непременно должен был что-то делать, создавать, творить, овладевать каким-то ремеслом. Более поздние цивилизации почти не унаследовали такого подхода к оценке человека, но память об этом сохранилась в слове и н е р ц и я. Это слово происходит от латинского слова «арс» (ars) - искусство, дар и отрицательной частицы. Древние считали, что инертный человек, то есть человек, лишенный «арса», «искры», существует, а не живет. Поэтому слово «инертный» со временем стали применять ко всему безжизненному, бесталанному, не наделенному живой душой. У древних римлян слово инертиа (inertia) употреблялось, когда речь шла о неподвижности, бездеятельности.

В 1687 г. английский математик Исаак Ньютон представил миру три простых закона, на которых зиждется вся нынешняя механика. Первый закон гласил: «Тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока какая-либо внешняя сила не выведет его из этого состояния».

Это означает, что покоящийся камень спокойно пролежит целую вечность, пока какой-нибудь толчок не заставит его двигаться. Но сам он никогда не сдвинется ни на миллиметр. Первый закон подчеркивал инертность тел, поднимал ее до статуса естественного закона. Поэтому Первый закон Ньютона называют еще принципом инерции.

Конечно, согласно этому закону, двигающийся в пространстве по прямой кирпич не остановится до тех пор, пока какая-нибудь внешняя сила не помешает его движению. Таким образом, сопротивление изменению состояния - это тоже в своем роде инерция.

Задание. Познакомьтесь с группами глаголов, употребляемых при реферировании. Выберите в каждой группе три глагола. Подберите к ним существительные.

1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье: Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает.. что; останавливается на чем, говорит о чем.
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье: Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что. Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства…
3.Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором: (Кроме того) автор касается чего; затрагивает, замечает что; упоминает о чем.  
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами событий, положенияи т.п.: Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты экспериментаит.д.): Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором: . Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ...к чему Автор обращает внимание... на что; уделяетвнимание чему; сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует… внимание ... на чем?
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов: Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ...что. Можно сделать вывод…
  8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:   а) Глаголы, передающие позитивное отношение автора: Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться ... с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) мнение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого. б) Глаголы, передающие негативное отношение автора к обсуждаемому: Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу), отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.  

 

Задание (предтекстовое). Определите, какие особенности нижеприведенной статьи указывают на принадлежность текста к научным.

 

Задание (предтекстовое). Охарактеризуйте выделенные в тексте слова с точки зрения принадлежности к следующим группам лексики:

1. Термины.

2. Книжная лексика.

3. Клише.

4. Глаголы, указывающие на связь объектов описания научного текста.

5. Абстрактная лексика.

6. Средства выражения авторской позиции.

7. Средства связности текста.

 

Задание (предтекстовое). Укажите, какие средства связности текста {союзы, предлоги, частицы, вводно-модальные слова) использовали его авторы. Для чего использовали каждое из этих средств?

 

Задание (предтекстовое). Найдите в тексте языковые средства выражения авторской позиции (согласия или несогласия с оппонентами, убежденности или неуверенности в истинности излагаемого).

 


 

Итоговый контроль

8.2.1. итоговая конТрольная работа к курсу «Научная речь для будущих магистрантов и аспирантов»

Паспорт контролирующих материалов

Предлагаемый вариант предназначен для итоговой проверки студентов по курсу «Научная речь». Контролирующие задания составлены в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, изложенным в программе курса. Контролирующие материалы содержат 30 заданий, требующих точных и однозначных ответов. Выполнение каждого задания оценивается баллами 0 (неверно) и 1 (верно).

Студентам также предлагается выполнить 6 заданий творческого характера. Выполнение каждого задания оценивается баллами 0 (неверно), 1 (достаточно), 2 (хорошо), 3 (отлично).

Подсчитывается суммарный балл (рейтинг) студента. Время на выполнение итоговой контрольной работы – 120 минут.

 

№ зад № цели № зад № цели № зад № цели № зад № цели
2-3 2-3 4, 22, 23
6-7, 18
4, 23 7, 11 17,26
1,4 13, 16, 19,20, 22-27
3, 15 4, 22, 23 13, 16, 19, 20, 22-27
1, 12 13, 16, 19, 20, 22-27
6-7 4, 23 13,16, 19,25, 28

 

 

Вопросы Место для Ответа
Закончите предложение. Официально-деловой, публицистический научный, разговорно-бытовой, художественный – так именуются……   _________________
Дополните классификацию ПОДСТИЛИ научного стиля 1 Собственно-научный;   2_____________________ 3_____________________ 4_____________________ 5______________________
Дополните схему Подъязыки
  1. Подъязык химии
 
2. ____________________ 3. ____________________ 4. ____________________  
Определите, каким стилям соответствуют данные характеристики. Запишите названия стилей под цифрами 1-2. 1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания. 2. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.     1___________________________ 2____________________________
Отметьте (Х) порядковые номера жанров, относящихся к научной речи: 1. Указ; 2. Реферат; 3. Отчет; 4. Роман; 5. Рассказ; 6. Репортаж; 7. Поэма; 8. Заявление; 9. Повестка; 10. Акт; 11. Открытое письмо; 12. Конспект; 13. Доверенность; 14. Сопроводительное письмо; 15. Диалог.    

 

Отметьте (Х) порядковые номера лексических единиц, НЕхарактерных для научной речи: 1. Термины; 2. Канцеляризмы; 3. Абстрактные; 4. Просторечные; 5. Книжные; 6. Диалектные; 7. Жаргонные; 8. Междометные.    

 

Назовите подстиль научного стиля, имеющий следующие характеристики: Использование терминов, широко известных читателю; максимально доступное и наглядное объяснение; введение новых терминов, необходимых при объяснении сложных научных явлений.   ______________________________-
Назовите еще один тип связи предложений в абзаце/тексте. 1. Параллельный   2_____________________________
Закончите предложение. Большинство русских предложений интонационно делится на две части, из которых первая – это данное, известное = ТЕМА, а вторая – новое, неизвестное = ________________________________
Закончите предложение. С информативным центром предложения обычно совпадает…   _____________________________
Дополните классификацию Терминология
  1. Общенаучная
  2. Межнаучная
 
  1. ________________________
 

Отметьте (Х) правильный вариант ответа

Это схема расположения информативного центра в …1. предложении

2. абзаце

  ИЦ

 

 

Дополните классификацию Планы к тексту бывают: 1. Вопросный; 2. Назывной; 3 Тезисный;   4_____________________________
Дополните список Научно-учебные жанры: 1 Учебный реферат ______________________________________________________________ _______________________________  
Разделите данные документы на 3 группы. 1.Организационные документы. 2.Справочные документы 3.Распорядительные документы Отметьте (Х) их порядковые номера в таблице. 1) Приказ; 2) инструкция; 3) служебное письмо; 4) докладная записка; 5) положение; 6) устав; 7) отчет; 8) указание; 9) решение.    
1
2
3

 

 

Дополните классификацию К жанрам устной научной речи относятся: 1. Реферативное сообщение; 2. Доклад;   3.______________________________
Впишите в данную схему пропущенный этап. Этапы формирования научного знания Проблемная ситуация — Идея -—Гипотеза —…..?.....— Вывод     ________________________________    
Впишите в данную схему недостающие категории. Функциональные семантико-стилистические категории научной речи 1. ? 2. ? 3. Преемственность знания 4. Авторизация 5. Оценочность 6. Акцентность 7. Актуальное членение предложения   1_________________________________ 2_________________________________
Вставьте в схему недостающий элемент. Структура научного текста Текст Фрагмент (сверхабзац) ? Предложение (высказывание)   ______________________________-
Впишите вместо многоточия определяемое слово. … — это слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание.     _________________________________
Дополните классификацию Способы изложения в научных текстах: 1. Рассуждение; 2. Повествование;   3_________________________________ 4_________________________________
Отметьте (Х) правильный вариант ответа Для современной научной речи характерно употребление авторского 1. «Я». 2.«МЫ».    

 

Впишите в данную схему недостающий элемент. Типы сверхабзацев в тексте «рассуждение» 1. Линейно-рамочный сверхабзац 2 ?   2________________________________  
Впишите в схему не указанное свойство текста. Основные свойства научного текста Связность—Цельность —?—     _________________________________  
Отметьте (Х) номер приведенного справа жанра, которому соответствует данное определение: Краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи – это …  
Реферат
Конспект
Аннотация
Тезисы

 

Распределите предложенные заголовки статей на две группы: 1.Заголовки научных (учебно-научных) статей 2. Заголовки научно-популярных статей. Отметьте (Х) соответствующие номера в каждой группе заголовков. 1. «Вулканы Камчатки»; 2) «Разговор человека с компьютером»; 3) «Лучистое человечество»; 4) «О языковых стилях»; 5) «Научное знание и система языка»; 6) «Прошлое в настоящем?»; 7) «Пример»; 8) «Кто опроверг теорию относительности?»; 9) «Не катитесь по инерции».    
1
2

 

Закончите предложение По количеству использованных первоисточников рефераты делятся на монографический реферат и …   ________________________________
Впишите в данную схему недостающий элемент. Главные черты научного стиля 1.Отвлеченно-обобщенность 2.Подчеркнутая логичность 3. ?   3______________________________
Напишите заглавие жанра, имеющего следующую структуру. 1. Предметная рубрика. 2. Тема. 3. Выходные данные источника, 4. Сжатая характеристика материала. (Критическая оценка первоисточника)   __________________________________
Отметьте (Х) правильный вариант ответа Наиболее часто встречаются тезисы (1. глагольного; 2. номинативного) строя.  

 

 

8.2.2. Задания творческого характера

 

Задание 31. Передайте текст в виде прямой и косвенной цитат. Запишите возможные варианты.

 

Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией (М.Фарадей).

 

Задание 32. Прочитайте текст. Составьте вопросный, назывной или тезисный план к предложенному тексту.

 

Задание 33 - 35. Напишите аннотацию, реферат и резюме к тексту.

 

Задание 36. Напишите по материалам предложенных статей тезисы доклада на тему «Будущее человечества» (или любую другую тему по Вашему выбору).

 


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Подстили и подъязыки научного стиля.

2. История развития реферирования.

3. Отличительные особенности аннотации и реферата. Объем рефератов по техническим и гуманитарным наукам. Интеллектуальное реферирование.

4. Классификация рефератов.

5. Построение текста реферата. Поаспектное реферирование.

6. Библиографическое описание как часть реферата и аннотации.

7. Функциональное назначение рефератов.

8. Оценка качества рефератов.

9. Язык и стиль рефератов. Специфика использования лексико-грамматических форм. Специфика использования терминов, единиц измерения, географических названий, названий фирм и учреждений, иностранных фамилий, сокращений.

10. Требования к заглавию реферата.

11. Жанры реферата. Реферат-перевод. Реферат-рецензия. Реферат-иллюстрация. Реферат-таблица. Реферат-фрагмент первоисточника. Реферат телеграфного стиля. Обзорный реферат.

12. Структура и функции обзоров.

13. Реферативные журналы. Особенности реферативных журналов ИНИОН.

14. Структура аннотации

15. Виды аннотаций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.