Подвагонное оборудование размещают под вагоном потому что:
1. Оно токсично;
2. Шумно;
3. Работает под высоким напряжением;
4. Оно большое по габаритам.
Внутри вагона находятся потребители электроэнергии, аппаратура управления, защита и сигнализации.
Источники энергии (генератор, АКБ).
Генератор и АКБ работают синхронно обеспечивая автономную систему электроснабжения.
Генератор – это механический источник электроэнергии.
Принцип работы основан на преобразовании механической энергии вращения колес в электрическую энергию.
Генератор служит для питания потребителей (в том числе и АКБ) при движении поезда со скоростью более 30-40 км/ч.
Все потребители электроэнергии в вагоне работают от постоянного тока, в свою очередь генераторы бывают:
1. Переменного тока;
2. Постоянного тока.
Если под вагоном генератор переменного тока, то вместе с ним используют блок силовых выпрямителей преобразующий переменный ток в постоянный.
Напряжение вырабатываемое генератором в вагонах без кондиционирования воздуха – 54 - 60 В.
В вагонах с кондиционированием – 115 – 130 В.
Аккумуляторная батарея – это химический источник энергии.
Принцип работы – преобразование энергии химической реакции в электроэнергию.
АКБ служит для питания потребителей на стоянке и при движении со скоростью меньше 30-40 км/ч.
АКБ бывают 2-х видов:
1. Кислотные;
2. Щелочные.
Кислотные батареи более капризны в эксплуатации, более эффективны, встречаются реже.
Щелочные батареи по свойствам противоположны кислотным.
Показатель
Без кондиционирования
С кондиционированием
Кислотная батарея
Щелочная батарея
Кислотная батарея
Щелочная батарея
Напряжение АКБ, В.
1,2 - 1,3
1,2 – 1,3
Кол-во АКБ, шт.
38-40
83-86
Минимально допустимое напряжение АКБ, В.
Максимально допустимое напряжение АКБ, В.
130-135
130-135
На электро-щите имеются 2 прибора:
1. Вольтметр (V);
2. Амперметр (А).
При стоянке поезда амперметр показывает силу тока разрядки АКБ, а вольтметр показывает напряжение АКБ.
При движении поезда со скоростью более 30-40 км/ч – амперметр показывает силу тока идущего на зарядку АКБ, а вольт метр показывает напряжение на генераторе.
Обязанности проводника при приемке смены принимая смену проводник обязан проконтролировать исправность источников энергии и привода генератора располагающегося под вагоном.
У АКБ есть дефлектора предназначенные для удаления из АКБ продуктов хим. Реакций.
Неисправности АКБ:
1. Течь электролита;
2. Обрыв цепей АКБ (на стоянке поезда стрелка вольтметра показывает 0).
Войдя в вагон проводник, проверяет исправность АКБ по приборам:
1. Переводи тумблер вольтметра в состояние «батарея»;
2. Включаем несколько энергоемких потребителей;
3. Если батарея исправна и заряжена нормально, то стрелка вольтметра отклонится незначительно;
4. Если стрелка отклонилась значительно – АКБ либо сильно разряжена, либо неисправна.
Проводник обязан в пути следования фиксировать показания приборов в журнале «приложение к журналу формы ВУ-8А». не реже 4 раз в сутки во время движения поезда.
Для автономных систем электроснабжения принято 2 стандартных напряжения:
Стандартное напряжение для вагонов с кондиционером – 110 В., 50 В. – вагоны без кондиционера.
Проводник имеет II-ю группу по электробезопасности – в качестве электротехнического персонала с правом обслуживания электроустановок до 1000 В., без права их ремонта.
Привод генератора.
Функция – передача механической энергии колеса на генератор.
ТРКП – текстропно-редукторно-карданный привод.
ТКП – текстропно-карданный привод (нет редуктора в отличие от ТРКП, 5 плоских ремней, а не 4, ведущий шкив больше по диаметру)
РКП – редукторно-карданный привод (от торца осей).
Неисправности:
1. Течь смазки из редуктора;
2. Нагрев редуктора;
3. Ослабление натяжения ремней (ТРКП, ТКП);
4. Обрыв ремней (ТРКП, ТКП) (запрещается отправления из пункта формирования и оборота, если у ТРКП осталось 3 ремня из 4-х) (допускается с 3-мя ремнями при пониженной нагрузке на генератор).
Преобразователи.
Полупроводниковый преобразователь – служит для питания цепей электробритв. Находится внутри пульта управления (электрощита).
Электромашинный преобразователь – это оборудование находится в плацкартных вагонах в над потолочном пространстве, а в купейном и СВ – под вагоном. Этот преобразователь служит для питания цепей люминесцентного освещения.
Сигнализация.
СКНБ бывает:
1. СКНБ – не позисторная;
2. СКНБП – позисторная.
СКНБ срабатывает на постоянный сигнал в случае нагрева буксы или в случае неисправности самой системы.
СКНБП – на постоянный сигнал срабатывает только при нагреве букс, а прерывистый сигнал в случае неисправности.
Проводник принимая вагон обязан определить тип СКНБ путем нажатия кнопки СКНБ или переведения тумблера СКНБ в положение проверка.
Вызывная сигнализация – представляет собой кнопки расположенные у торцевых дверей и две лампочки на электрощите. При нажатии кнопки загорится соответствующая лампочка на электрощите и зазвучит сигнал.
Сигнализация утечки тока на корпус вагона – представляет собой две лампочки (+ и -) и два тумблера/кнопки (+ и -).
Если при отключении любого их тумблеров одна из лампочек останется гореть в пол накала, то это утечка тока на корпус вагона, если одна из лампочек стала гореть в полный накал – то это замыкание тока на корпус вагона.
Принимая смену проводник обязан проверить наличие утечки тока на корпус вагона.
УПС – представляет собой табло выведенное на лицевую панель электрощита, а так же датчики реагирующие на дым и температуру.
Устройства защиты – это:
1. Реле максимального напряжения (РМН) – предназначено для защиты электрооборудования от повышенного напряжения вырабатываемого генератором;
2. Рене пониженного напряжения (РПН) – срабатывает при разряде аккумуляторной батареи ниже минимально-допустимого значения, при этом в вагоне выключается все электрооборудование, нормальный режим работы электрооборудования восстанавливается после зарядки АКБ выше минимально-допустимого значения.
3. Автоматические выключатели, предназначенные для размыкания цепей электрооборудования в аварийных режимах;