Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы практического определения эффективности социальной



работы включают в себя:

• статистический анализ, когда на основе статистических данных

устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;

• сравнительный анализ как сопоставление однотипных данных

для определения степени достижения цели;

• социально-демографический анализ динамики смертности и

рождаемости, изменения уровня и качества жизни и др., что позволяет

судить об эффективности социальной политики;

• целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении

клиента в результате проводимой с ним работы;

• социологические исследования, выявляющие мнение клиентов

о результативности социальной работы;

• математическое моделирование способствует выявлению наиболее

эффективных моделей социальной работы и др.

Наиболее плодотворный путь — это определение эффективности

социальной работы путем сравнения получаемых результатов с ранее

выдвигающимися целями и сложившимися социальными нормами.

Все большее распространение получают требования гарантировать

качество услуг. Существует устойчивая тенденция рассматривать

работу в указанном направлении скорее как функцию каждого профессионала

— соцработника, чем как санкцию только управленцев.

Эффективность существующих программ повышается в результате

двухступенчатого процесса: регулярного наблюдения за ходом работы

по оказанию услуг с использованием доступных данных и углубленного,

детального исследования на основе специализированной

информации.

В настоящее время можно выделить три подхода к оценке эффективности

целевых социальных программ: прикладное научное исследование;

управляемое изменение в становлении и развитии социального

обслуживания семьи и детей; результативность межведомственного

взаимодействия в совершенствовании социального обслуживания

различных категорий населения.

В США все шире признается ценность обратной связи персонала

с клиентами в качестве неформальных методов выявления и разрешения

проблем.

Однако некоторые вопросы остаются нерешенными и по сей день.

Во-первых, насколько допустимо при оценке качества делать акцент

на процессе оказания услуг в ущерб конечному результату? Когда в

центре внимания находится процесс, то отнюдь не исключается вероятность

того, что итог окажется неудовлетворительным, даже если

все делалось на самом высоком уровне современных знаний о социальной

работе. Неудачный результат может быть отнесен за счет пробелов

в этих знаниях или многих других факторов, которые обычно

мешают добиваться желаемого результата, эффекта для клиента.

В связи с этим возникает дилемма: правильно ли считать главной

организацию социальных услуг при достижении конечного результата,

который может и не зависеть от нее? Может быть, следует учитывать

не только оказание услуг в соответствии с общепринятыми

нормами в практике? Ведь если услуга предоставляется в соответствии

с нормативами, следует ожидать запланированного результата

и таким образом оценить ее качество. С другой стороны, необходимо

усилить контроль за качеством услуг.

Процесс обеспечения гарантий качества включает наблюдение,

углубленный анализ и корректирующие действия — и в целом способствует

самоусовершенствованию организации.

Наблюдение является основным компонентом гарантий.

В наиболее типичных случаях выделяются ключевые показатели,

подлежащие постоянному контролю и сравнению с нормативами или

желательным уровнем качества. Нормативы могут основываться на

экспертных заключениях, исследованиях, ранее достигнутых результатов

других данных.

При реализации программ гарантий качества услуг необходимо

решить ряд вопросов: оказываются ли услуги достаточно квалифицированным

персоналом, соответствуют ли требованиям; оказывают

ли желаемое воздействие на клиента; достаточно ли количество услуг

именно нуждающимся.

Хотя изучение эффективности социальной работы еще не привело

к созданию всеобъемлющего набора алгоритмов в такой роботе,

тем не менее налицо положительные результаты. Важную роль в современных

условиях играет не только метод эксперимента (по индивидуальной

схеме — как средства оценки эффективности вмешательства

при работе с одиночным клиентом), но и рост его роли в направлении,

которое можно назвать «практик-исследователь». По

мнению его сторонников, практические работники должны активно

участвовать в оценке эффективности своей деятельности и совершенствовании

методики путем прикладных исследований.

Растущее применение компьютеров и прогресс в компьютерной

технологии в течение последних десятилетий стимулировали развитие

количественного анализа. Например, совершенные методы многовариантного

анализа (анализ факторов, кратная регрессия) стали

повседневными в научной практике. Компьютеры облегчили применение

статистических методов, исключив трудоемкие расчеты, позволив

обрабатывать данные более оперативно и точно. Так, путем

многовариантного анализа устанавливаются закономерности взаимосвязей

большого числа переменных величин и прослеживается их

причинная зависимость.

Компьютерная система накоплений данных, поступающих от

агентств, обладает огромным потенциалом в смысле создания новых

форм исследования контингента клиентов, набора услуг, а в итоге —

повышения эффективности социальной работы.

Таким образом, критерии эффективности социальной работы находят

выражение прежде всего в нормативах и стандартах, на основании

которых производится оценка результатов социальной работы

по достижению целей.

В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение

социальных потребностей человека, правомерно признать

главным критерием эффективности социальной работы, как и

определяющим критерием гуманности общества, полноту удовлетворения

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.