Методы практического определения эффективности социальной
работы включают в себя:
• статистический анализ, когда на основе статистических данных
устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;
• сравнительный анализ как сопоставление однотипных данных
для определения степени достижения цели;
• социально-демографический анализ динамики смертности и
рождаемости, изменения уровня и качества жизни и др., что позволяет
судить об эффективности социальной политики;
• целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении
клиента в результате проводимой с ним работы;
• социологические исследования, выявляющие мнение клиентов
о результативности социальной работы;
• математическое моделирование способствует выявлению наиболее
эффективных моделей социальной работы и др.
Наиболее плодотворный путь — это определение эффективности
социальной работы путем сравнения получаемых результатов с ранее
выдвигающимися целями и сложившимися социальными нормами.
Все большее распространение получают требования гарантировать
качество услуг. Существует устойчивая тенденция рассматривать
работу в указанном направлении скорее как функцию каждого профессионала
— соцработника, чем как санкцию только управленцев.
Эффективность существующих программ повышается в результате
двухступенчатого процесса: регулярного наблюдения за ходом работы
по оказанию услуг с использованием доступных данных и углубленного,
детального исследования на основе специализированной
информации.
В настоящее время можно выделить три подхода к оценке эффективности
целевых социальных программ: прикладное научное исследование;
управляемое изменение в становлении и развитии социального
обслуживания семьи и детей; результативность межведомственного
взаимодействия в совершенствовании социального обслуживания
различных категорий населения.
В США все шире признается ценность обратной связи персонала
с клиентами в качестве неформальных методов выявления и разрешения
проблем.
Однако некоторые вопросы остаются нерешенными и по сей день.
Во-первых, насколько допустимо при оценке качества делать акцент
на процессе оказания услуг в ущерб конечному результату? Когда в
центре внимания находится процесс, то отнюдь не исключается вероятность
того, что итог окажется неудовлетворительным, даже если
все делалось на самом высоком уровне современных знаний о социальной
работе. Неудачный результат может быть отнесен за счет пробелов
в этих знаниях или многих других факторов, которые обычно
мешают добиваться желаемого результата, эффекта для клиента.
В связи с этим возникает дилемма: правильно ли считать главной
организацию социальных услуг при достижении конечного результата,
который может и не зависеть от нее? Может быть, следует учитывать
не только оказание услуг в соответствии с общепринятыми
нормами в практике? Ведь если услуга предоставляется в соответствии
с нормативами, следует ожидать запланированного результата
и таким образом оценить ее качество. С другой стороны, необходимо
усилить контроль за качеством услуг.
Процесс обеспечения гарантий качества включает наблюдение,
углубленный анализ и корректирующие действия — и в целом способствует
самоусовершенствованию организации.
Наблюдение является основным компонентом гарантий.
В наиболее типичных случаях выделяются ключевые показатели,
подлежащие постоянному контролю и сравнению с нормативами или
желательным уровнем качества. Нормативы могут основываться на
экспертных заключениях, исследованиях, ранее достигнутых результатов
других данных.
При реализации программ гарантий качества услуг необходимо
решить ряд вопросов: оказываются ли услуги достаточно квалифицированным
персоналом, соответствуют ли требованиям; оказывают
ли желаемое воздействие на клиента; достаточно ли количество услуг
именно нуждающимся.
Хотя изучение эффективности социальной работы еще не привело
к созданию всеобъемлющего набора алгоритмов в такой роботе,
тем не менее налицо положительные результаты. Важную роль в современных
условиях играет не только метод эксперимента (по индивидуальной
схеме — как средства оценки эффективности вмешательства
при работе с одиночным клиентом), но и рост его роли в направлении,
которое можно назвать «практик-исследователь». По
мнению его сторонников, практические работники должны активно
участвовать в оценке эффективности своей деятельности и совершенствовании
методики путем прикладных исследований.
Растущее применение компьютеров и прогресс в компьютерной
технологии в течение последних десятилетий стимулировали развитие
количественного анализа. Например, совершенные методы многовариантного
анализа (анализ факторов, кратная регрессия) стали
повседневными в научной практике. Компьютеры облегчили применение
статистических методов, исключив трудоемкие расчеты, позволив
обрабатывать данные более оперативно и точно. Так, путем
многовариантного анализа устанавливаются закономерности взаимосвязей
большого числа переменных величин и прослеживается их
причинная зависимость.
Компьютерная система накоплений данных, поступающих от
агентств, обладает огромным потенциалом в смысле создания новых
форм исследования контингента клиентов, набора услуг, а в итоге —
повышения эффективности социальной работы.
Таким образом, критерии эффективности социальной работы находят
выражение прежде всего в нормативах и стандартах, на основании
которых производится оценка результатов социальной работы
по достижению целей.
В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение
социальных потребностей человека, правомерно признать
главным критерием эффективности социальной работы, как и
определяющим критерием гуманности общества, полноту удовлетворения
Поиск по сайту:
|