интересов отдельного человека или различных сообществ
людей во всех сферах жизни. Следует отметить, что социальные
интересы проявляют себя в разных сферах общественной
жизни: экономике, политике, культуре, быту, праве и т.д. Кроме
того, они могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми,
национальными или характеризовать все общество в целом.
Исходя из этих особенностей, следует подходить к определению
эффективности социальной работы.
Методика определения
Эффективности социальной работы
Насущной задачей современной социальной работы выступает
определение ее эффективности.
Рассматривая эффективность как соотношение между достигнутыми
результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением
этих результатов, следует измерить (описать) как результаты,
так и эффекты от социальной работы, их соотношение. «Ситуации
соотношения» бывают разными. Может случиться так, что при сохранении
уровня затрат будут достигнуты равные или более высокие
результаты, а может, наоборот, качественные или количественные
результаты будут достигнуты при меньших затратах труда и средств.
Или при возрастании затрат результаты снизятся. На практике приходится
считаться с так называемыми предельными результатами,
когда их количественные и качественные характеристики не возрастают
из-за ограничивающего воздействия целого ряда факторов, зависящих
от специфики социальной службы.
Если определять эффективность социальной работы степенью достигнутых
и необходимых результатов, то ключевой задачей становится
измерение (описание) результатов.
Другими важными проблемами становятся методы измерения,
выбор предметов оценки эффективности, оценивающих субъектов,
влияющие на эффективность факторы, а также методики оценки
эффективности.
Методика — это описание некоего порядка, в частности оценки
эффективности социальной работы. В основе методики лежит тот
или иной оценочный метод или группа методов.
Параметрический метод предполагает сопоставление двух
к люче вых параме тров:
• каким было состояние клиента (пациента, обслуживаемого)
раньше;
• как изменилось и каким стало нынешнее положение клиента
(пациента, обслуживаемого).
Данный метод предполагает описание состояния клиента социальной
службы «на входе» (например, до психологического консультирования
в Центре социального обслуживания) и на «выходе» (по
завершении консультации). Например, можно оценить состояние
несовершеннолетнего беспризорника до помещения его в детский
приют и через 3 месяца после пребывания его в приюте.
Разница между этими двумя параметрами представляет собой социальный
(реабилитационный, психологический) эффект или результат,
свидетельствующий об эффективности деятельности психолога
или социального педагога, их квалификации и умения применить
социальные методики.
Главной проблемой разработки параметрических методик становятся
разработка и описание параметров на «входе» и «выходе». Сложность
состоит в том, что аналитик вынужден обращаться за оценкой
к самому клиенту. Клиент субъективен в оценках своего состояния
как с точки зрения промежуточных, так и конечных параметров.
Следующим методом оценки эффективности можно считать метод,
Основанный на удовлетворении потребностей обслуживаемого
Клиента.
При этом можно применить:
1) прямой оценочный метод — проведение регулярных устных или
письменных опросов клиентов;
2) сравнительный метод, когда производится сопоставление того,
что положено клиенту по нормам или нормативам, и того, что он
фактически получил от социальной службы;
3) сочетание первого и второго методов.
Для повышения эффективности деятельности социальных служб
следует вести постоянный мониторинг удовлетворения просьб, жалоб
и потребностей клиентов. При этом требуется анализировать
причины неудовлетворения просьб клиентов для последующего их
устранения. В то же время анализ должен подразумевать обоснованность
просьб и жалоб клиентов. В этом случае метод оценки эффективности/
неэффективности относится к весьма прагматичным, так
как позволяет систематизировать как факторы эффективности, так
и неэффективности. Эти факторы можно представить наглядно, в
виде таблиц, которые позволят совершенствовать деятельность социальной
службы.
При использовании указанного метода возможно д е л е н и е
ф а к т о р о в эффе к т и в н о с т и на три группы:
1) факторы, которые не зависят от возможностей социального
учреждения (например, низкий размер пенсии), — это так называемые
«чужие» факторы;
2) факторы, которые зависят от данного учреждения (например,
потребность в надомном социальном обслуживании);
3) факторы, находящиеся на границе «своих» и «чужих» (например,
предложение безработному подходящей работы).
Особенностью этого метода является не только его «оценочный
характер», но и направленность на решение практически значимых
проблем, входящих в перечень факторов неэффективности.
Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности,
так и неэффективности деятельности учреждений социальной
защиты и его работников.
Рассмотрим метод оценки затрат. Он предполагает стоимостную
оценку социального обслуживания (стоимость одного человекодня
обслуживания, одного клиента обслуживания или всего контингента
обслуживаемых). К сожалению, этот метод практически не
применяется в оценке эффективности социального обслуживания,
так как масса социальных служб создана и финансируется органами
власти, а критерии оценки социальных служб не содержат оценки
затратности их деятельности. В будущем метод оценки затрат, вероятно,
будет входить в практику деятельности системы все глубже.
В настоящее время в оценке деятельности системы социальной
работы и отдельных ее служб применяются все приведенные методы
с учетом видимых отчетных данных: ассортимент услуг и его расширение,
количество служб и число обслуживаемых, число отделений
и т. п. В государственной и муниципальной системах социальной работы
отсутствуют специальные контрольные службы, призванные
выявлять эффек__
Поиск по сайту:
|