Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

интересов отдельного человека или различных сообществ



людей во всех сферах жизни. Следует отметить, что социальные

интересы проявляют себя в разных сферах общественной

жизни: экономике, политике, культуре, быту, праве и т.д. Кроме

того, они могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми,

национальными или характеризовать все общество в целом.

Исходя из этих особенностей, следует подходить к определению

эффективности социальной работы.

Методика определения

Эффективности социальной работы

Насущной задачей современной социальной работы выступает

определение ее эффективности.

Рассматривая эффективность как соотношение между достигнутыми

результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением

этих результатов, следует измерить (описать) как результаты,

так и эффекты от социальной работы, их соотношение. «Ситуации

соотношения» бывают разными. Может случиться так, что при сохранении

уровня затрат будут достигнуты равные или более высокие

результаты, а может, наоборот, качественные или количественные

результаты будут достигнуты при меньших затратах труда и средств.

Или при возрастании затрат результаты снизятся. На практике приходится

считаться с так называемыми предельными результатами,

когда их количественные и качественные характеристики не возрастают

из-за ограничивающего воздействия целого ряда факторов, зависящих

от специфики социальной службы.

Если определять эффективность социальной работы степенью достигнутых

и необходимых результатов, то ключевой задачей становится

измерение (описание) результатов.

Другими важными проблемами становятся методы измерения,

выбор предметов оценки эффективности, оценивающих субъектов,

влияющие на эффективность факторы, а также методики оценки

эффективности.

Методика — это описание некоего порядка, в частности оценки

эффективности социальной работы. В основе методики лежит тот

или иной оценочный метод или группа методов.

Параметрический метод предполагает сопоставление двух

к люче вых параме тров:

• каким было состояние клиента (пациента, обслуживаемого)

раньше;

• как изменилось и каким стало нынешнее положение клиента

(пациента, обслуживаемого).

Данный метод предполагает описание состояния клиента социальной

службы «на входе» (например, до психологического консультирования

в Центре социального обслуживания) и на «выходе» (по

завершении консультации). Например, можно оценить состояние

несовершеннолетнего беспризорника до помещения его в детский

приют и через 3 месяца после пребывания его в приюте.

Разница между этими двумя параметрами представляет собой социальный

(реабилитационный, психологический) эффект или результат,

свидетельствующий об эффективности деятельности психолога

или социального педагога, их квалификации и умения применить

социальные методики.

Главной проблемой разработки параметрических методик становятся

разработка и описание параметров на «входе» и «выходе». Сложность

состоит в том, что аналитик вынужден обращаться за оценкой

к самому клиенту. Клиент субъективен в оценках своего состояния

как с точки зрения промежуточных, так и конечных параметров.

Следующим методом оценки эффективности можно считать метод,

Основанный на удовлетворении потребностей обслуживаемого

Клиента.

При этом можно применить:

1) прямой оценочный метод — проведение регулярных устных или

письменных опросов клиентов;

2) сравнительный метод, когда производится сопоставление того,

что положено клиенту по нормам или нормативам, и того, что он

фактически получил от социальной службы;

3) сочетание первого и второго методов.

Для повышения эффективности деятельности социальных служб

следует вести постоянный мониторинг удовлетворения просьб, жалоб

и потребностей клиентов. При этом требуется анализировать

причины неудовлетворения просьб клиентов для последующего их

устранения. В то же время анализ должен подразумевать обоснованность

просьб и жалоб клиентов. В этом случае метод оценки эффективности/

неэффективности относится к весьма прагматичным, так

как позволяет систематизировать как факторы эффективности, так

и неэффективности. Эти факторы можно представить наглядно, в

виде таблиц, которые позволят совершенствовать деятельность социальной

службы.

При использовании указанного метода возможно д е л е н и е

ф а к т о р о в эффе к т и в н о с т и на три группы:

1) факторы, которые не зависят от возможностей социального

учреждения (например, низкий размер пенсии), — это так называемые

«чужие» факторы;

2) факторы, которые зависят от данного учреждения (например,

потребность в надомном социальном обслуживании);

3) факторы, находящиеся на границе «своих» и «чужих» (например,

предложение безработному подходящей работы).

Особенностью этого метода является не только его «оценочный

характер», но и направленность на решение практически значимых

проблем, входящих в перечень факторов неэффективности.

Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности,

так и неэффективности деятельности учреждений социальной

защиты и его работников.

Рассмотрим метод оценки затрат. Он предполагает стоимостную

оценку социального обслуживания (стоимость одного человекодня

обслуживания, одного клиента обслуживания или всего контингента

обслуживаемых). К сожалению, этот метод практически не

применяется в оценке эффективности социального обслуживания,

так как масса социальных служб создана и финансируется органами

власти, а критерии оценки социальных служб не содержат оценки

затратности их деятельности. В будущем метод оценки затрат, вероятно,

будет входить в практику деятельности системы все глубже.

В настоящее время в оценке деятельности системы социальной

работы и отдельных ее служб применяются все приведенные методы

с учетом видимых отчетных данных: ассортимент услуг и его расширение,

количество служб и число обслуживаемых, число отделений

и т. п. В государственной и муниципальной системах социальной работы

отсутствуют специальные контрольные службы, призванные

выявлять эффек__

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.