Критерии эффективности
Для объективной оценки социальной работы необходимо выделить
научно обоснованные критерии ее эффективности.
Критерий — это признак, на основании которого оценивается
результативность социальном работы, мерило оценки ее эффективности.
Определение критериев эффективности социальной работы имеет
важное значение как для научной, так и для практической деятельности.
Критерии могут содержать количественные и качественные показатели,
т.е. индикаторы социальной работы должны носить комплексный
характер. С одной стороны, они представляют собой систему
нормативных критериев, отражающих эффективность этого
процесса, с другой — систему показателей, отражающих состояние
клиентов социальной работы. Поэтому эффективность социальной
работы может определяться на основе как общих, так и специфических
критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности
в целом, а специфические — для оценки конкретных форм и методов
социальной работы, деятельности социальных работников и
учреждений, социальных служб.
Критерии социальной работы обусловливаются целями и задачами
социальной работы, предоставлением социальных услуг и степенью
их реализации. При этом принципиально важны следующие
моменты. Цели социальной работы могут рассматриваться на уровне
общества, отдельных регионов, районов и микрорайонов, на уровне
групп населения и отдельной личности. Эти цели должны также учитывать
социально-экономическую, морально-психологическую, экологическую
и политическую обстановку.
К р и т е р и и эф ф е к т и в н о с т и с о ц и а л ь н о й работы,
во-первых, призваны стать выражением действенности всех видов,
форм и методов социальной работы. Во-вторых, они должны показать,
насколько продуктивна деятельность органов, учреждений, социальных
служб. В-третьих, критерии и показатели должны отражать
степень действенности руководства и управления всем процессом
социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися
в профессиональной социальной помощи.
Вместе с тем критериями могут быть не все признаки состояния
социальной работы, а только те, которые отвечают определенным
требованиям.
Прежде всего они должны быть объективны, отражать не второстепенные,
случайные, а существенные и повторяющиеся признаки,
а также необходимые и достаточные; быть мерилом оценки результатов
деятельности, содержать качественно-количественную информацию
о функционировании системы.
Каждый критерий может включать группу качественных и количественных
показателей, раскрывающих его содержание и свидетельствующих
об уровне достижения целей, т.е. более дробных характеристик,
необходимых для практического проведения анализа состояния
и оценки социальной работы.
Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные
и качественные (уровень и качество жизни, размер
пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы-
пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов
и др.).
В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной
деятельности выступают социальные нормативы и стандарты,
в сравнении с которыми производится оценка результатов достижения
цели.
Социальные нормативы — это расчетные величины затрат рабочего
времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в
социальной практике. К ним относятся нормативы потребления, система
социальных гарантий, защиты, поддержки населения и др. Например,
формирование системы социальных гарантий связано прежде
всего с определением их критериев. По мнению ученых, такими
критериями могут служить социальные нормативы, т.е. минимально
необходимые в тот или иной период времени потребности человека
в материальных благах и услугах.
Нормативы потребления — это экономические показатели, характеризующие
уровень потребления населением продуктов питания
и непродовольственных товаров. Важнейшим социальным нормативом,
применительно к социальному обеспечению, является бюджет
прожиточного минимума.
Каждому периоду времени соответствует определенный минимум
материальной обеспеченности, необходимый для поддержания нормальной
жизнедеятельности человека. К примеру, обоснование минимальных
размеров пенсий, с одной стороны, должно базироваться
на расчетах нормативного потребительского бюджета, а с другой —
увязываться с минимальной заработной платой. При этом, по мнению
ученых, должны соблюдаться определенные требования (нормы-
пределы):
• минимум заработной платы должен быть выше минимума пенсии;
• темп роста минимальной пенсии, как правило, не должен быть
выше темпа роста минимальной заработной платы.
Со стоимостью бюджета прожиточного минимума должно быть
увязано также пособие по бедности и адресная социальная помощь.
Следует иметь в виду, что объективная оценка эффективности социальной
работы невозможна без опоры на научно обоснованные
концептуальные подходы. Рассмотрим некоторые из них.
Проблемно-ориентированный подход проявился в практике социальной
работы в начале 70-х гг. XX в. и до сих пор в основном
остается неизменным. Он предусматривает пределы использования
таких критериев, как:
• четкость выявления и определения социальной проблемы;
• оценка возможности разрешения проблемы;
• установка временныгх границ разрешения проблемы и т.д.
При этом подходе оказываемая помощь непосредственно связывается
с проблемами клиентов и их осознанным отношением к проблеме.
Цель и программа четко формулируются и согласовываются
с клиентом. Таким образом, клиент рассматривается как потребитель,
имеющий право решать, какие услуги он хочет получить, и знать
о том, что намеревается сделать для этого социальный работник.
Отношения клиента и социального работника по разрешению
проблемы оформляются в виде договора, на основе которого производится
оценка результатов их совместной деятельности по достижению
цели. Непременным условием достижения результата в социальной
работе должна стать научная разработка социальных программ
и их оценка с точки зрения эффективности.
Цель оценки социальных программ состоит в том, чтобы получить
информацию, которая может быть использована для повышения
их результативности. Может быть выделено пя т ь модел ей
для о ц е н к и с о ц и а л ьных программ:
1) модель результата', в ней оцениваются все достижения программы;
2) модель цели фиксирует внимание лишь на результатах в рамках
декларированных целей;
3) системный анализ изучает степень позитивного и негативного
воздействия других организаций и окружения на социальные программы;
4) стоимостная аналитическая модель — использует затраты
для определения их влияния на результат действия программы, что
характеризует ее эффективность;
5) дискрептивная модель служит для корректировки программ,
опирающихся на предписанные стандарты; целью оценивания является
наблюдение за тем, в какой степени персонал и управляющие
программами придерживаются стандартов.
Американские исследователи Э. Беннет и М. Визингер называют
пять крит ериев, используемых п р и оценк е с о циа л ьных
программ:
1) затраченные усилия— использованные ресурсы, объем и характер
действий, предпринятых для достижения целей;
2) воздействие программы — ее результаты с точки зрения широких
социальных изменений;
3) эффективность — воздействие программы на конкретного
клиента, достижение результатов, позволяющих судить о том, насколько
удалось выполнить поставленные цели; для этого нужно выяснить,
изменила ли программа действия и поведение клиентов в
ожидаемом направлении;
4) производительность, отражающая методы предоставления
услуг в рамках программы и позволяющая установить, были ли эти
методы лучшими;
5) качество — критерий, предполагающий судить о компетентности,
а также приемлемости услуг и способов их оказания.
При оценке могут быть использованы математические, статистические
и описательные методы.
Программное оценивание является важной областью прикладных
исследований, которые используются для проверки новых направлений,
готовых пакетов программ по социальной терапии и программ
исследования социальной деятельности, для оценки программ и результатов
деятельности социальных служб. Однако в практике разработки
и реализации социальных программ в России явно прослеживается
недооценка конечных результатов, экономической эффективности
с точки зрения окупаемости затрат.
В зарубежной практике наряду с традиционными исследователи
предложили и начали применять такие методы оценки эффективности,
как:
• метаанализ, который предполагает систематический отбор исследований
с последующим изучением их результативности, а не
только статистической значимости; обычно результативность определяется
путем вычитания средней величины, выведенной по контрольной
группе, из средней величины по экспериментальной группе
и последующего деления полученной разницы на стандартное отклонение
в контрольной группе; результативность является некоторой
усредненной величиной;
• оценка клинической результативности (или практической результативности,
практического улучшения); социальные работники
считают, что клинические показатели должны получить преимущество
перед статистическими, поскольку последние не всегда служат
свидетельством существенного клинического (или практического)
улучшения; у клинических же показателей нет точных критериев, что
затрудняет их использование.
Оценка клинической результативности предполагает выявление
степени положительных изменений в жизнедеятельности клиента
при осуществлении социального воздействия.
Профессиональные социальные работники содействовали распространению
метода одиночного объекта. Этот метод основан на
учете специфической связи между результатами социальной работы
и личными характеристиками клиента, такими как возраст, источник
и острота проблемы, мотивация в пользу изменений.
Метод одиночного объекта («одиночного клиента») эффективен
для оценки не только конечного, но и промежуточного результата,
так как позволяет клиенту высказывать свое мнение в ходе медикосоциальной
реабилитации, лечения различных видов асоциального
поведения и т.д. Этот метод позволяет накапливать базовую информацию,
проверять достоверность данных, стандартизированных
средств, дающих возможность быстрее оценивать эффективность использования
статистического метода, метаанализа и др.
Растущее применение компьютерной техники стимулировало развитие
количественного анализа. Компьютеры облегчили применение
статистических методов, исключив трудоемкие расчеты, и дали
возможность обрабатывать данные оперативно и точно. Компьютерная
система накопления базы данных, поступающих от социальных
служб, обладает огромным потенциалом создания новых форм исследования
контингента клиентов, набора услуг, повышения эффективности
социальной работы.
Для оценки эффективности социальной работы используются и
другие методы: метод измерений, комплексного подхода. Не следует
забывать о гносеологических (эксперимент, анализ, синтез и др.)
и аксиологических (аксиология — исследование природы ценностей)
критериях эффективности социальной работы.
Следует отметить, что эволюция социальных идей постепенно выработала
критерии оценки социально-экономического развития человечества.
Они воплощаются в критериях экономической эффективности
и социальной справедливости.
Критерий экономической эффективности характеризует не только
уровень развития производительных сил, но и умение предвидеть
и предотвращать опасные для жизни и здоровья людей последствия
вносимых в природу антропогенных изменений.
Критерий социальной справедливости оценивает качество общественных
(в частности экономических) отношений с позиций обеспечения
благосостояния, свободы и других человеческих ценностей
не в ущерб интересам других людей.
В условиях рыночных отношений усиливается связь первичного
(распространяющегося на экономически активное население) распределения
социальных благ с критерием экономической эффективности,
и конечного (с учетом тех, кто вне производства) — с критерием
социальной справедливости.
В цивилизованном правовом обществе на протяжении последнего
столетия неуклонно возрастает значимость социального критерия
как критерия социальной справедливости и социальной ориентации
экономики. Традиционный способ изучения практической эффективности
социальной работы состоит в том, что собираются данные
обо всех относящихся к теме исследования случаях и их результаты
анализируются методом интегральной оценки или с помощью статистических
расчетов. Интегрирование предполагает изучение материалов
и выведение на их основе общей оценки.
Поиск по сайту:
|